Христологический и пневматологический аспект экклезиологии
Эта тема очень необходима для понимания действия благодати Божией.
Церковь – это не просто тело Христово, но проявление Троицы. А значит, Дух тоже проявляет Себя в ней. Дух Святой подчинен Сыну, а не равен. Мария подчинена Христу, и вопросы связанные с ней, являются продолжением христологии.
Еф.1:22: Тело Христово имеет две природы, которое наполняется Святым Духом.
Христологический аспект
Открывает роль Иисуса Христа в церкви, как Подателя Духа Своей церкви. Это пребывание Христа в церкви Духом Святым, именно Христа. Как этот аспект выражается: Ин.20:21,22 – это первое излитие Святого Духа. Дух давался апостольству, как представительству Христа. Иисус сообщает церкви через Духа, говоря так же о прощении и оставлении грехов. Здесь Дух – безликая сила. Господь установил таинства, которые совершаются Духом и через них, человек приобщается ко Христу. Святой Дух преобразует в тело и плоть Иисуса, но Он присутствует ни как Личность, а как Сила.
Я – священник, обладаю христологическим аспектом всегда, потому что есть апостольство, несмотря ни на что.
Пневматологический аспект
Пребывание Святого Духа, как Личности в церкви. Основа для этого Пятидесятница, когда Дух лично вдохновлял каждого. Они получают дары, а в Ин.20, Христос дал Духа группе людей, апостолам, не всем!!! Присутствие благодати субъективно. Примеры: проявление Духа в мощах, святых местах, в иконах, людях. Благодать присутствует независимо от того, каков человек, основа для этого апостольство.
26/04/01
Все это нужно, чтобы понять, каким образом Дух Святой пребывает в церкви, а не касается личных отношений.
Пребывание объективное – благодать в церкви во всей, и субъективное – благодать покоится на определенных людях, мощах и так далее.
Зачем это нужно?
1. Можно не доказывать непогрешимость церкви и соборов. Они непогрешимы потому, что благодать пребывает в церкви.
2. Позволяет держать человека в церкви, поскольку только через нее человек становится причастником благодати, совершая таинства.
Свойства церкви
У каждого предмета есть случайные и сущностные свойства. Сущностыне свойства – это свойства, без которых вообще невозможно понимание предмета.
У РПЦ их 4:
1. Единство церкви. Слово Божие говорит о единстве церкви и о ее единственности, Еф.4:11. Единственность церкви вытекает из Единственности Бога, Мф.16:18: «Создам церковь Мою». Ин.17:21. Существует 4 вида единства:
Þ Символ веры.
Þ Таинства.
Þ Единство и иерархическое рукоположение и преемственность.
Þ Единство церковного устройства и канонов.
Отдельность не мешает, так как все равно церковь – одно тело.
Что является центром единства?
В древности, центром единства был символ церкви. Была единая вера и всевозможные ереси. И те, кто принимал единство веры – были православными. Еретиков называл – гетеродоксами. Сам термин «православие» связан с понятием веры. Впервые его употребил Клемент.
Постепенно вера стала отходить. Да, поначалу это было важно из-за постоянных ересей. Само правило церкви было выражено в простых предложениях.
Потом появились монтанисты, которые не противостояли символу веры и не были против нее, но они вносили в нее много всякого.
Киприан разработал критерии истинности церкви:
Þ Чем древнее, тем истиннее.
Þ Вселенский характер доказывает истинность. «Возможно ли, чтобы столько церквей заблуждались? То, что у многих есть одно – это не заблуждение, но предание».
Монтанисты принимали учение, но подчеркивали служение Святого Духа, и утверждали, что в церкви главный не епископ, а духовный человек.
Тогда церковь стала придавать внимание епископу. И сказали, что епископ есть центр церкви. «Церковь – это народ, приверженный своему священнику. Кто не с епископом, то не в церкви». Киприан Карфагенский разработал учение о епископате. Он сам был епископом, был только три года обращенным. «Ведь ереси и появились оттого, что люди не подчиняются епископу и не признают, что он является представителем Христа. Посредством епископа, каждая церковь принадлежит ко вселенской церкви, посредством священника/епископа». Таким образом, центр сместился в сторону епископата. Это, в результате, раскололо церковь в будущем. Через священство передаются дары Духа церкви.
2 Святость. Это качество Бога и оно присуще только Ему. Слово «святой» по отношению к людям или церкви – означает причастность Божьей святости, Рим.11:16. Это так же и цель церкви, которую имеет в отношении ее Бог. Святой народ, чтобы возвещать, то есть выполнять определенную миссию, 1Фесс.4:3. Источник святости находится во главе, Христе, в Духе, Который постоянно изливают ее на церковь, освящают через таинства, через подвиги веры. Церковь свята, потому что обладает всей полнотой благодатных даров.Таинство покаяния приобщает человека опять к святости. Церковь – непогрешима. У католиков непогрешим папа, а не церковь.
Вера в святость церкви основана на Мф.16:18.Зависит ли святость церковная от святости ее членов? Чтобы на него ответить, нужно обратиться к истории церкви.
В первые века не было никакого учения о святости, так как не было нужды. Ни у кого не возникало вопросов относительно святости церкви. Все жили эсхатологическими чаяниями, и это заставляло жить правильно. Но время шло. Рождались новые поколения и это стало отражаться на святости. Многие просто рождались в вере и привыкали жить в ней. Соответственно, падал уровень благочестия. Для многих потомственных увидеть грань обращения очень трудно.
Когда вера перенимается по наследству, она не является личной, так как она не пережита.
В церковь стали приходить язычники, и приносили с собой все, что у них было. Пошло разложение. Церковь начала дробиться. Появилась книга «Пастыря Гермы», для того, чтобы поднять уровень благочестия в церкви.
Опять на передовую вышло движение монтанизма. Именно здесь, были развиты правила поведения. Так же выступали за чистоту церкви. Они говорили, что с учением не было проблем, но только с дисциплиной. И утверждали, что святость церкви зависело от святости членов церкви. Все свое учение они основывали на Евангелии от Иоанна, и ратовали за написание Новейшего Завета.
Þ Монтанизм был вызван к жизни как раз обнищанием морали христиан. Опять потребовалось сформировать что же есть святость церкви, нужно было защищаться.
Þ Другое, что подтолкнуло к этому, был раскол Новоциана 251 года.
250 год, было гонение императора Деция. Тогда был умерщвлен епископ Рима – Фабиан. Через год, гонения ослабли и избрали Корнелия, но против него выступила партия, во главе с Новоцианом. Они обвинили его в том, что он слишком милостиво обходился с теми, кто отступил. Партия исповедников присоединилась к Новоциану, так как их возмущало: то, что многие не страдали за веру, а вернувшись, стали епископами.
После этого раскола в Риме был создан собор, и отлучили Новоциана, и закрепили устав, на каких условиях можно принимать человека. Позже движение Новоциана стали называть катарами, и просуществовали до 7 века.
Дисциплинарные споры о святости церкви сформировали учение о святости церкви. Церковь делится на две группы: кающихся и принимающих покаяние. Опять эта идея стала связываться со священством. Это учение так же повлияло на формирование «клира и мира».
Поэтому и вышло учение, что церковь обладает святостью (священство), а святость других зависит от них самих.
Благодать пребывает в епископате. Принял благодать епископата – член святой церкви, а не принял – твои проблемы.
Члены церкви получают святость от церкви, поэтому святость церкви не зависит от святости ее членов. Церковь состоит не из людей, а священников, которые приобщают людей к святости. Святость церкви, как видимого института. Народ должен быть благодарным за то, что священники раздают благодать.
3. Соборность. Церковь именуется соборной, потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народов (Православный катехизис). Впервые слово использовано Игнатием Мучеником: Я пшеница Божия, пусть измелят меня, чтобы стать мне пшеницею золотой. Там где епископ – там будет народ, а там где Христос – будет церковь католической.
1. Не ограничена местом.
2. Церковь свободна во времени, ибо призвана приводить людей во все времена.
3. По своему устройству она не связана с:
Þ Определенным местом.
Þ Церковная иерархия не связана с определенным родом или коленом.
Þ Государственной структурой.
Церковь не должна иметь границ национальных – таков замысел Бога.
Церковь соборна, потому что она находится по всей вселенной, от пределов до пределов.
Кафолическая.
Соборная – перевод предыдущего слово. Но стало толковаться не на основании оригинала, а имело особый смысл.
Появляется два понятия, хотя, по сути, это одно и тоже.
Первым, кто стал разбирать соборность – Хомяков. Он сказал, что «соборность», происходит от русского слова «собър». То есть, церковь – это собрание всех священников, иерархия важна, но учение становится действительным только тогда, когда народ признает его истинным. Вселенский собор только тогда собор, когда он одобрен народом. Он пытался развить демократичный взгляд церкви. Постепенно развился взгляд, что народ – источник благочестия. Взгляды его не нашли поддержки в православии.
Владимир Лосский (умер 1958). Он был богослов. Он положил теорию Троицы в основе соборности. В чем же суть этого?
Троица – это Бог на 100%. Дух Святой – Бог на 100%. Христос – Бог на 100%. Отец – Бог на 100%. Такую же систему взял за основу Лосский.
Церковь соборна, поскольку обладает всеми дарами. Но обладает ли местная церковь полнотою даров? Конечно. Он связал эти два понятия. Каждая церковь разная. Поэтому для них, является определяющим апостольство, а значит, благодатью.
Соборность – это совокупность средств спасения. И исходя из этого, сегодня, соборность – целостность хранимой истины и полноту благодатных даров. При чем, целостность относится как к церкви в целом, так и к каждой в отдельности.
Отцы говорили, что соборность определяется пространственным аспектом.
Как выражается практически эта совокупность?
Благодать выражается в двух аспектах: соборы и таинства. Поэтому, соборы непогрешимы, ибо есть христологический аспект экклезиологии.
4. Апостольство.
Þ Церковь продолжает дело Христа. Сам Христос был апостолом, так он и нас называет апостолами, Евр.3:1.
Þ Происхождение и основание церкви. Согласно их учению, церковь основана на учении апостолов, Еф.2:20; Откр.21:14. Они основали церковь в хронологическом понятии. Они дали учение. Они дали таинства. Апостольство принимается всеми только верою и ни у кого из священников не возникает желания проверить это. Церковь без богородицы, литургии и монашества – это апостольская, а не православная. Все это вошло в церковь гораздо позже. Реально, апостольство выражается не в миссии, и не в подобии апостольства, а именно, в смысле благодати преемственности, которое передается через рукоположение.
Þ Преемственность. Это учение было разработано при борьбе с гностицизмом. Гностики проповедовали учение отличное от апостольского учения. Поэтому и возникла необходимость защиты церкви от этого. Иереней Лионский (умер 1242) и разработал это учение. Он доказывал учение церкви тем, что оно пришло от апостолов. В чем суть преемственности: мы можем принимать тех, кого рукоположили апостолы, ибо благодаря этому, сохранялась истина, библейское учение. В церквях сохраняется преемственность, и апостолами дан епископат для сохранения учения. Никакого упоминания о благодати! Преемственность апостолов – есть одобрение того служение, которое совершал человек. Вот, каково значение преемственности первоначально! Именно благодаря преемственности, мы сохраняем истину.
Но в отличии от Иеренея, Тертуллиан не связывал преемственность с епископатом, так как был монтанистом. У нас и апостолов одна вера, одно учение, одна одежда, а значит, и одна церковь. Инструмент передачи не епископат.
Иереней говорит, что епископат – инструмент передачи учения, веры.
Сложно было во время Тертуллиана реализовать его схему, так как не было Библии или учения апостолов. Все было разрозненно. Как найти, что апостолы учили именно так? Поэтому система Иернея Лионского победила. И стали воспринимать епископат как залог сохранности апостольского учения. Мы принимаем его систему, хотя никто не говорит об этом. Так как у нас есть Священное Писание.
Даже до 4 века оставалась теория, что вера передается, а не благодать. Учение о преемственности выполняет роль сохранения учения.[10]
Что произошло дальше?
27/04/01
Епископ тяжко согрешающий – лишается благодати. В последствии, благодаря этим идеям Киприана, возник раскол донатистов.
Что происходит с благодатью, когда человека согрешает?
Если священник отступает, то таинство, которое он совершает, лишается благодати. Это взгляд донатистов.
Оптат Миллерийский написал: таинства святы сами по себе и не зависят от святости священника. Святость церкви не зависит от святости ее членов, но наоборот, члены церкви получают благодать от церкви.
Августин продолжил его учение.
У этого учения есть 3 серьезных недостатка:
ü Библия не учит, что есть посредник при излитии спасительной благодати Божией, которая совершает обожение человека, 1Тим.2:5; Ин.15:26. Благодать исходит непосредственно от Бога.
ü Донатисты оказались более логичными в своих рассуждениях, потому что действительно, представить себе возможность того, что благодать может жить со грехом – есть невозможным. Если человек безбожник, тогда не может пребывать благодать с грехом. Библия подчеркивает невозможность такого пребывания, Пр.28:9. Мы тоже считаем, что от священника не зависит излитие благодати. Священник, по нашему, благодати не имеет, он просто помогает принять человеку благодать. По этой схеме, епископ не имеет благодати, а в то время, они не могли принять ее, так как из-за этого развалится все, связанное с деятельностью церкви.
ü Библия говорит о преемственности истины, через людей. 1) Павел говорил по этому поводу, что верующие – сыны Авраама, если сохраняют веру его. Мы говорим о преемственности учения. 2) Если кто проповедует не то, что мы проповедуем, да будет анафема. Преемственность так же носила миссионерскую цель, но не было связи с благодатью.
Вся православная экклезиология крутится вокруг благодатности епископата.