Затем тропари “Лик небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф 2 страница
Вечерня в неделю вечером. Вечерня великопостная шестой седмицы. Такие вечерни совершаются семь раз. Первый раз – в неделю великопостную, потом – сыропустную, в прощёное воскресенье, и затем во все шесть воскресений подряд.
Вечерня в неделю вечером. Совершается как самостоятельная служба, начинается с возгласа «Благословен Бог наш», далее – обычный порядок вечерни, на «Господи, воззвах» – десять стихир, не шесть, а десять. За счёт чего получается десять? Кроме стихир триоди и минеи поются ещё стихиры октоиха. Покаянные стихиры октоиха. Бывает вход. Вечерня со входом. После входа и «Свете тихий» поётся великий прокимен. Великих прокимна два, великопостных. Вообще великих прокимнов больше, но великопостных – только два. Что же это за великие прокимны? Первый великий прокимен поётся в неделю сыропустную вечером, во второе, четвёртое и шестое воскресенье великого поста. А нет, уже в шестое как раз не поётся, простите. Поётся в прощёное воскресенье, во второе и четвёртое воскресенье великого поста – три раза. И три раза поётся другой прокимен в первое, третье и пятое воскресенье поста вечером. Великий прокимен чётных дней: нулевой, второй, четвёртый. «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю» и так далее «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя, вонми души моей и избави ю» – это первый великий прокимен чётных дней, нулевой, второй, четвёртый. Великий прокимен нечётных недель, первой, третьей, пятой: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи». Вот эти два прокимна. Поскольку они великие, у них четыре стиха, не один, а четыре. После входа и великого прокимна царские врата закрываются, читается «Сподоби, Господи», просительная ектенья, стихиры на стиховне поются, «Ныне отпущаеши», трисвятое, «Пресвятая Троице» по Отче наш, обычное постовое окончание на этой службе, постовые тропари, «Богородице, Дево», сорок раз «Господи, помилуй», слава, и ныне, «Честнейшую», «Именем Господним», «Сый благословен» и «Небесный царю». Вместо шестнадцати поклонов бывает только три земных поклона. Шестнадцать поклонов ради воскресенья заменяются тремя. Конечное трисвятое не читается. Сразу после трёх поклонов священник говорит: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе», и бывает отпуст. Чем отличается такая вечерня от обычной постовой вечерни, давайте ещё раз посмотрим. Во-первых, она имеет возглас, во-вторых, она имеет десять стихир, в-третьих, на ней есть вход и великий прокимен, затем на ней нет паремий, и последнее – на ней не шестнадцать, а три поклона и нет конечного Трисвятого. И сразу после поклонов – отпуст. Нет этих слов из изобразительных, потому что изобразительных тоже нет, в воскресенье изобразительных нет. В воскресенье потому что служится нормальная полная литургия. Ну, вот мы рассмотрели, в общем, великопостное богослужение фактически полностью. Вопросы есть какие-нибудь? Следующая тема. Записываем следующую большую тему. Праздничная служба во время великого поста. Это был обычный порядок служб, теперь – как будет, если случится праздник, как быть, если праздник случится. Давайте вспомним ещё раз об особых днях великого поста. Такими днями являются все воскресенья, первая, пятая, шестая суббота, то есть суббота Феодора Тирона, акафиста и Лазарева, все дни страстной седмицы особыми являются. Что такое особые дни великого поста? Те дни, когда отменяется минея. Во вторую, третью, четвертую субботы минея не отменяется, минея отменяется только во вселенские субботы, которых всего две – мясопустная и Троицкая. Кроме того, это ещё среда и пятница крестопоклонной седмицы, четвёртой седмицы поста, крестопоклонной, среда и пятница и четверг пятой седмицы – Мариино стояние. В эти особые дни минея не поётся, а если случится праздник в эти дни, в воскресенье или вот в эти субботы, или в крестопоклонную среду, то в типиконе будут специальные Марковы главы, как соединить службы этого особого дня с праздничной службой благовещения или там сорока мучеников. Нужно ли что-то отменить или перенести куда-то, это всё в минее в соответствующих Марковых главах в минеи, в типиконе разъясняется. О воскресеньях мы уже говорили достаточно, о субботах тоже мы говорили. Или не говорили? Субботы великого поста мы обсуждали? В субботу Феодора Тирона какая служба служится, со славословием или будничная? Нет. В субботу Феодора Тирона – будничная утреня. Служба особая, но будничная. Вот в этом году будет сорок мучеников в субботу, а эта была вообще полиелей. Суббота акафиста – совершается славословная утреня. На этой утрене поётся акафист Божией Матери. Что это за акафист? Мы разбирали в прошлом семестре тему «Кондак». Вспомните, из чего состоит кондак. Кондак состоит из икосов, обычно до пяти, икосов разной длины…и троии вступительного текста, трои икосы, строфики, икосы – такая строфа, троии – вступительный текст. Да у священников есть полный кондак, но ещё есть в триоди. Где в триоди у нас полный кондак? В службе сыропустного воскресенья, в службе прощёного воскресенья, там у нас полный кондак «Седе Адам прямо рая, рыдая и плакася: «Милостью помилуй мя, падшего». Там не два стиха, там всего порядка пяти, но это и есть полный кондак. Вот троийи «Премудрости наставник», «Честнейшую подателя», … «Седе Адам и плакася» и припев «Милостиве, помилуй мя, падшего». Чем отличается акафист от полного кондака? В плане структуры, чем акафист отличается от кондака? В кондаке икос имеет равную длину. А в акафисте икосы имеют не равную длину: один длинный, один короткий. Просто по традиции они называются кондак и икос, кондак и икос, а это неправильно. В принципе по-гречески все икосы. Но они имеют неравную длину. Нечётные икосы имеют прибавку «Радуйся», «Радуйся», «Радуйся», чётные не имеют. Припевы «Радуйся» называются от слова «Хэрэ», «Хайрэ тизми». История византийской гимнографии знает только один акафист до двенадцатого века. Акафист с большой буквы. Акафист неседален значит. Вы знаете, наверное, слово кафизма, тот же самый корень. Акафист – неседальный. Кафизма – это то, во время чего сидят, кафизмами в греческой традиции называются не куски псалтыри, а седальны, седальны – это кафизмы, правильным названием кафизмы является стихословие вообще то. А это акафист. Теория возникновения акафиста такая. Когда-то это был кондак на Благовещение, алфавитный кондак на Благовещение. Алфавитный – это значит, что у него все икосы начинаются с разных букв алфавита: альфа, бета, гамма, дельта. Он действительно алфавитный, вы можете сами в этом убедиться. Первый икос как начинается? «Ангел предстатель послан бысть с небеси рещи Богородице…». Ангел. А. Заканчивается как акафист? «О, всепетая Мати». О. Звательная частица. Омега. От альфы до омеги. Вот это был древний якобы древнегреческий кондак. А затем к нему некто приписал вот эти хайрэтизмы. Предполагается, что автором хайрэтизм является патриарх Сергий. Тот самый, да, Сергий. Сергий, который придумал монофелитство. Существуют даже иконы. Висит в монастыре Дионисиу, я помню, перед которой, по преданию, Сергий акафист в первый раз и спел. Небольшого размера, такая келейная икона. Троием акафиста был первоначально, судя по всему, текст «Повеленное тайно прием в разуме крови Иосифови тщанием предста бесплотный». Как это перевести? «Повеленное тайно прием в разуме…». Приняв в помышление то, что ему было велено, тайно приял, таинственно. «В крове Иосифове» — понятно: «под крышей Иосифа». «Тщанием», что значит «тщанием»? По-русски что такое «тщание»? Это усердие. А вот ничего подобного. Тщание – это спешка. Тщатися – это спешить. Например, знаете о Закхее. Ему Господь говорит: «Закхее, потщався слези». Как это по-русски переводится? «Закхей, слезай скорей». Написано по-русски. Поэтому «тщанием предста бесплотный» – это значит, с поспешностью бесплотный предстал. Кто такой бесплотный? Ангел. Верно. «Глаголя неискусобрачной». Говорил он неискусобрачной. «Преклонивый схождением небеса вмещается неизменно весь в тя». То есть, Тот, Кто преклонил Своим схождением небо, неизменно, то есть, не изменяя Божеское Своё существо никак, неизменно вмещается целиком в тя, то есть, по человечеству полностью в тебя вмещается. «Его же и виде в ложеснах твоих, приемша рабий зрак…» – это понятно, да? Или непонятно? «Ужасаюся звати тебе «Радуйся Невесто неневестная!» Вот этот текст был, вероятно, троием акафиста первоначально, но затем троий акафиста заменили византийским военным гимном «Взбранной Воеводе победительная». «Взбранной Воеводе» в Византии был строевой песней. Солдаты шли воевать и пели. «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшихся от злых благодарственная восписуем ти раби твои Богородице». Переводится как это? «Взбранной Воеводе победительная». Какой по вашему это падеж: «Воеводе»? Звательный или дательный? Да. Там стоит, если вы посмотрите славянский текст, там стоит не е, а ять, то есть падеж это дательный, ну также и по-гречески, естественно. Подразумевается переносно. А что такое «победительная»? По-гречески это «Тетрофейя». С трофеем по-русски надо перевести. А «взбранной» что значит? «Гипермафо» по-гречески. «Мафо» – это значит «бить», «гипер» – значит «выше бить». Вот что значит «взбранной». Не очень понятно, что это значит. «Взбранный» значит выше битв, превыше всяких битв. Той, Что превыше всяких битв мы приносим трофеи. Вот, что доносит этот текст. Ну и дальше там. Там интересно тоже «Яко избавльшеся от злых восписуем ти раби твои, Богородице». Это по-русски «раби Твои». А по-гречески они «гратии полисус Феотокеи». Полис – это город. Восписует город Твой, Богородице. Что за город? Не просто полис, а о полис, тот самый город. Это константинопольский военный гимн. Константинополь приносит Богородице трофеи. Другими словами, из отнятого у персов золота льют оклады, например, для иконы. Вот, что это такое. Всё вполне конкретно. Не какие-то абстрактные там «Победительная», а вполне конкретные материальные ценности. Вот этот самый военный гимн стал троием акафиста. А поскольку с древним троием ничего не придумали, он превратился в тропарь субботы акафиста. Тропарь субботы акафиста «Повеленное тайно…». Сам акафист поётся разделённым на четыре части, по шесть икосов. Шесть икосов, в начале и в конце – троийи «Взбранной Воеводе победительная». Сначала одна часть, потом поют троийи, потом вторая часть, третья и четвёртая. Поётся поле первой кафизмы, после второй кафизмы, после третьей песни канона, после шестой песни канона. И совершается славословие утрени. Это служба субботы акафиста. Почему установлена такая служба? Во-первых, в 626 году, как раз при патриархе Сергие, Константинополь был дивно избавлен от нашествия персов и аваров. В честь этого установлена суббота акафиста, во-первых. А во-вторых, мы знаем, что, например, память преподобного Иоанна Лествичника и Марии Египетской в воскресенье великого поста появились как результат перенесения служб этих святых на близлежащее воскресенье. Так же точно и суббота акафиста – это служба Благовещения, перенесённая на эту субботу. Двоякое происхождение. С одной стороны, это празднование Благовещения, а поскольку Благовещение великим постом, оно переносится вот на субботу акафиста, хотя оно и самостоятельно тоже теперь празднуется сейчас, но оно так и переносится… Не знаю… Хорошо, Феодор Тирон как у нас сейчас празднуется? Он и в свой обычный день празднуется, когда он там встречается, и в субботу. То же самое и Иоанн Лествичник. Он и в календарный день празднуется… Когда-то это было перенесение, а сейчас и так осталось, и так. С одной стороны это память чудесного избавления Константинополя, с другой, это у нас служба Благовещения. Ну, вот когда мы закончим субботу акафиста. Лазареву субботу в следующий раз разберём. В следующий раз разберем, то есть Благовещение, полиелейную службу… Если есть какие-нибудь вопросы…
Л-17.
Полиелейные праздники в дни Великого Поста.
В дни Великого поста могут случиться: во-первых, праздник Благовещения, мы его еще с вами рассмотрим; во-вторых, престольный праздник – в этом случае будет совершаться Всенощное бдение, состоящее из Великого повечерия, далее будет лития, благословение хлебов и полиелейная утреня, в общем, примерно такое же, как на Благовещение, это мы тоже рассмотрим еще. А если любой другой праздник в Великий Пост празднуется: 40 Мучеников, Иоанн Предтеча, Державная икона Божьей Матери или еще какой-либо праздник, то совершаются службы по типу полиелейной – полиелейная служба в один из постных дней. Если праздник попадает на субботу или воскресенье, тогда особенностей уже постовых нет, поется просто полиелейное последование, если эти суббота и воскресенье не слишком важные. Если они достаточно важные, напр. Суббота Акафиста, то они так или иначе соединяются. Это описано в Марковых главах.
· Разберем сначала самый простой вариант, а именно: полиелейный праздник в один из постных дней, ничем особенным не выделяющихся. Берем праздник в любой день Великого поста, кроме особых дней – среды и пятниц Крестопоклонных, кроме четверга и пятницы 5 седмицы – Стояния Марии Египетской, т.е. полиелейный праздник в один из постных дней с понедельника по пятницу, ничем особенным не выдающемся. Специальной главы в Типиконе нет: как праздновать такой праздник; и служба совершается по аналогии со службой 24 февраля старого стиля I и II Обретение Главы Иоанна Предтечи. В 48 главе Типикона в Месяцеслове под 24 февраля помещено большое число Марковых глав – их тут всего 15. Что делать, если попадет на подготовительный период к Великому Посту, этому посвящены первые 6 Марковых глав. 7-8 главы Марковы – что делать, если Обретение Иоанна Предтечи попадает на первую седмицу Поста. Седьмая Маркова глава говорит, что если попадает на понедельник – переносится на воскресенье – на день раньше, 8 глава – если со вторника по пятницу – то переносится на субботу. Т.е. на 1 седмице поста, это особенность 1 седмицы поста, особенно усиленный строгий пост – праздники не празднуются, если случается праздник на этой седмице – он переносится или назад – на день, или вперед – на субботу. Так было именно в этом году: праздник 40 Мучеников Севастийских попал на пятницу первой седмицы поста, и на основании этой главы этот праздник был перенесен на субботу.
• 9, 10 Марковы главы – как праздновать полиелейный праздник в соответствии с 1-й субботой поста и 1-й неделей поста Торжества Православия, и вот, наконец, следующие 2 Марковых главы – как раз то, о чем сейчас идет речь, — устав соединения полиелейной службы с постовой. В Типиконе, кроме праздника Обретения главы Иоанна Предтечи есть только еще один полиелейный праздник, попадающий на Великопостный цикл: это 40 Мучеников Севастийских – 9 марта – здесь Марковы главы предельно кратки – они говорят: смотри такую-то Маркову главу Иоанна Предтечи. Других полиелейных праздников Великим Постом Типикон не знает, но ничто не мешает их праздновать, скажем, в Киево-Печерском монастыре.
До революции была традиция каждый день Великого Поста праздновать, кроме 1-й седмицы, память одного из Киево-Печерских святых, не в главном соборе монастыря, а в пещерах – там множество пещерных храмов, т.е. это вполне возможно, такие службы, еще раз повторю напоследок, совершаются по аналогии по Марковым главам от 24 февраля. Если сейчас мы будем праздновать полиелейную службу, мы будем поступать по аналогии с 24 февраля (Марковы главы).
Итак, Маркова глава – Аще случится обретение главы Иоанна Предтечи в понедельник Великого Поста, и след. Глава – Аще случится обретение главы Иоанна Предтечи в едино от дней постных, т.е. с понедельника а по пятницу. Почему понедельник выделен в отдельную главу? Чем принципиально отличается богослужение понедельника великопостного от остальных дней недели? Почему понедельничные службы специально выделены, неужели чем-то отличаются богослужения в понедельник от других служб. Какая служба будет отличаться? Суточный круг начинается с вечерни, песнопения праздничные поются уже на вечерне. В будние дни поста вечерня совершается с многочисленными поклонами, может соединяться с Преждеосвященной Литургией и т.д., а вот в воскресенье вечером вечерня (мы это записывали на прошлой лекции) имеет особый устав. Понятно, чем отличается понедельник от других дней? В неделю вечером будет особый тип вечерни, кроме того, в неделю вечером служится не великое, а малое повечерие – вот отличия.
… Рисует на доске.
Полиелей в понедельник.
Полиелей в любой постный день. Что в этой главе должно быть описано? Только то, что отличает службу в понедельник, т.е. вечерня накануне. По логике, здесь должна была быть описана вечерня в неделю вечера, повечерие и все, а здесь уже утреня и все остальные службы… здесь описана вечерня в воскресенье вечером (в неделю вечера) повечерие, затем здесь описана полиелейная… утреня, часы и, наконец, вечерня с литургией Преждеосвященных Даров. А в этой главе описан только порядок вечерни накануне.
Если мы совершаем службу в один из постных дней, то вечерня накануне чем будет отличаться? – Есть 3 типа Великопостной вечерни: — вечерня в неделю вечером, … если мы служим службу, например, в четверг, то вечерня накануне будет с литургией или без? В четверг утром праздник, вечером накануне вечерня – в среду вечерня с литургией или без? А если, например, мы служим во вторник, то в понедельник без литургии вечерня, правильно в понедельник служится Преждеосвященная Литургия?
Еще раз разберем… Полиелейный праздник попадает на один из постных дней, но нам необходимо различить вторник, среду, четверг, пятницу с одной стороны и понедельник с другой. Почему понедельник необходимо отделить? Потому что суточный цикл начинается не с утра, а с вечера – накануне, а в понедельник – если праздник, то вечером накануне воскресенья – значит есть свои особенности. Вот почему 2 главы: полиелейный праздник в понедельник из-за того, что накануне вечером есть свои особенности, и полиелейный праздник просто в постный день. Как бы следовало сделать по логике – вот в этой главе следовало бы описать всю службу, начиная с вечерни и заканчивая Преждеосвященной: вечерня, утреня, часы, Преждеосвященная, а в этой главе – только вечерня накануне, потому что она имеет некоторые отличия. Но все совершенно наоборот: здесь описан полный цикл служб: вечерня в неделю вечером, повечерие, полиелейная утреня Великопостная, часы, вечерня с Преждеосвященной Литургией; а здесь описана только вечерня накануне, а дальше говорит Типикон, см. выше. Это немного запутывает незнакомых с Типиконом уставщиков.
Начнем разбираться: вечерня накануне праздника. Поскольку праздник полиелейный, то это вечерня со входом, в честь святого читается паремия на этой вечерне, т.к. сколько всего паремий получается? 3 паремии святому, 2 рядовые паремии. Дальше после паремии, если этот день без Преждеосвященной Литургии, то совершается дальше вечерня по обычному порядку (постовую), но вместо постовых тропарей в конце вечерни мы поем тропарь праздника, сугубую ектению произносим, об этом мы сейчас поговорим, если же — Преждеосвященная Литургия, то совершается Преждеосвященная Литургия, а если – это воскресенье вечером, то какие еще будут дополнительные особенности? Будет не 5 паремий, а 3 – почему? – потому что в воскресенье вечером нет 2-х постовых паремий (будет только 3 паремии святому, потому что в воскресенье вечером постовых триодных паремий нет). Зато будет прокимен великий. Кроме того, если праздник в понедельник, в неделю вечера будет петься «Блажен муж» — тоже особенность. Когда будете составлять эти службы, сами посмотрите. Заучивать, я думаю, нет смысла.
Давайте отдельно разберем окончание вечерни и утрени при полиелейном празднике. Вспомним окончание утрени будничной сначала и вечерни будничной: — Ныне отпущаеши, — Трисвятое по Отче наш, тропарь, сугубая ектенья, Премудрость, говорит дьякон, — Сый Благословен, — Утверди Боже и отпуст. Это окончание будничной вечерни (Библейский гимн будет звучать)
- Окончание постовой вечерни
- Тоже – Ныне отпущаеши, — Трисвятое, но затем вместо всех обычных текстов – специальные – вместо тропаря святому – специальные постовые тропари – Богородице Дево, радуйся; вместо сугубой ектеньи – 40 р. Г.П., вместо – Премудрость – Честнейшую Херувим, Именем Господним благослови, Отче, затем также, как и на обычной службе возглас – Сый Благословен, после этого вместо Утверди, Боже – Небесный Царю – специальный текст и 16 поклонов Ефрема Сирина – вот постовое окончание.
Окончание полиелейных служб – это сейчас актуально, потому что в связи с Благовещением и на Лазареву Субботу, если не будет Преждеосвященная Литургия… Окончание полиелейных праздников, служб на полиелейные праздники в постные дни – оно занимает промежуточную позицию между будничным и постовым, а именно: поется тропарь, произносится сугубая ектения, а затем Типикон говорит: таже ектения сугубая и поклона 3. Так что в уставе Розанова, известном и очень удобном так и говорится: произносится сугубая ектения и сразу 3 поклона.
Также мы найдем и в указаниях: ектенья и 3 поклона. И тогда у нас выпадает некий важный возглас – Сый благословен. Мы видим, что и на обычном окончании вечерни он присутствует и на постовом присутствует. С какой стати он выпадает на праздничной службе. Это нелогично. И вот, мы находим ответ у Никольского в уставе. Никольский дает правильный порядок, а именно: (такое же окончание имеет утреня и на Мариино стояние) ектения, Премудрость, Благослови, как на обычной службе, — Сый благословен, а затем вместо – Утверди, Боже – Небесный Царю и 3 поклона – так должна оканчиваться такая служба (полиелейная постовая). При этом возглас – Сый благословен – не пропадает. К сожалению, указания здесь неправильно ссылаются на Розанова, а Розанов – тот не разобрался, Никольский разобрался лучше. Давайте запишем для ясности. Рисует таблицу. Окончания служб.
На будничной службе: гимн, на утрене – Благо есть, на вечерне – Ныне отпущаеши, — Трисвятое, тропарь, сугубая ектенья, Премудрость, Благослови, Сый благословен – будничная служба, теперь постовое окончание: гимн, Благо есть, 2-жды, Трисвятое, вместо тропаря – постовые тропари, здесь тропарь Минеи, а здесь постовой тропарь… 40 Г.п., вместо сугубой ектеньи, Слава и ныне, вместо – Премудрость – Честнейшую Херувим, … Сый благословен… — Небесный Царю и 16 поклонов.
А вот окончание полиелейных вечерни и утрени великим постом и вообще тех служб, когда устав указывает вместо 16 – 3 поклона будет такое (называется смешанное окончание): гимн, — Трисвятое, тропарь Минеи, сугубая ектенья, — Премудрость, Благослови – Сый Благословен, Небесный Царю и 3 поклона. Небесный Царю и 3 поклона соответствуют постовому окончанию, а все остальное – обычное окончание. Также будет оканчиваться, например, вечерня в пятницу вечером перед Лазаревой Субботой, если мы по какой-то причине не служим Преждеосвященную Литургию, вечерня уже к субботе относится, поэтому 3 поклона вместо 16.
Например, на приходе батюшка служит редко, а в субботу должен случиться праздник, почему бы ему вечером не послужить вечерню и утреню без Преждеосвященной Литургии, вместо того, чтобы служить повечерие и утреню, лучше, мне кажется, служить вечерню и утреню, по уставу – аще нет Преждеосвященной Литургии.
Полиелейная Великопостная утреня.
Она осв. И не как полиелейная утреня, в обычное время года и не как Великопостная. Скорее, она осв. Как будничная утреня с прибавлением полиелей. Начинается, как обычно: 2-псалмие, 6-псалмие, мирная ектенья, затем Бог Господь, вместо Аллилуйя – Бог Господь и тропарь праздника, затем читаются кафизмы, седальны Октоиха отменяются, когда бывают седальны. Октоих на Великопостной службе? После какой кафизмы – после 1-й кафизмы седальнов нет. Поэтому те седальны Триоди, которые после 2-й кафизмы – они поются после 1-й, те седальны Триоди, которые после 3-й напечатаны, они поются после 2-й перемещаются на 1 кафизме вверх, а после 3-й кафизмы поются седальные праздника. Обычно бывает: по 1-й кафизме седальны Октоиха, по 2-й и 3-й Триоди, а здесь ? по 1 и 2 – Триоди, а по 3-й – праздника. Из-за этого после 1-й и 2-й кафизмы ектений нет, а после 3-й кафизмы ради праздника будет малая ектенья. Такая странная вещь: ектенья не после всех кафизм, а только после 3-й. Обычно бывает, что ектеньи после кафизм или вообще нет, или после всех кафизм, а здесь вот такая необычная ситуация, когда после 1-й, 2-й кафизмы ектеньи нет, тоже седален Триоди, а после 3-й кафизмы ради седальна праздника – малая ектенья. После седальнов поется полиелей – почему, собственно, утреня называется полиелейной. Совершенно по обычному уставу, как во весь год – полиелейные псалмы, избранный псалом с величанием, малая ектенья, седален по полиелею, степенны антифоны – От юности моея, прокимен, Всякое дыхание, Евангелие, 50 псалом, припевы к 50 псалму, стихиры по 50 псалме, Спаси, Боже, люди Твоя и, наконец, — Милостию и щедротами, — т.е. полиелей по совершенно обычному уставу, который вы уже должны знать. Полиелей и Евангелие как обычно это бывает на весь год (на полиелейной службе). Канон поется в тех песнях, где есть трипеснец по тому же уставу, что и на обычной Великопостной утрене, т.е. 6 тропарей Минеи, ирмос Минеи, 8 тропарей Триоди, плюс дополнительный тропарь Триоди, плюс катавасия Триоди – по обычному типу Великопостных служб, а в тех песнях, где трипеснца нет – устав несколько иной – вместо того, чтобы петь Минею на 4, Минея поется на 8, ирмос в начале во всех песнях без исключения, в конце катавасия «Отверзу уста мои». В 1-й песне – Отверзу уста мои, а в других песнях – соответственно катавасия, песня с трипесцем по тому же типу, что и на Великопостной службе обычно, песнь без трипеснца – ирмос Минеи, тропарей – всего 8 и катавасия; по 3-ей песне – малая ектенья, седален, по 6-й песне – малая ектенья, кондак и икос, по 8 песне – Честнейшую, по 9-й песне – Достойно есть не поется, потому что есть катавасия во всех песнях, по 9-й песне вместо готовых светильнов – светилен праздника. Почему, скажите мне, не отменяются эти постовые светильны? Правило такое: все, что принадлежит системе Октоиха – отменяется все, что принадлежит системе Триоди, остается на месте: светильны на Великопостной утрене принадлежит к системе Октоиха, а не к системе Триоди, они зависят от гласа или от дня Великого Поста. В каждый день Великого Поста – свой светилен – во вторник 3-й седмицы Великого Поста – свои светильны. Вспомним, какие песнопения на Великопостной утрене принадлежит к системе Октоиха – седальны по 1-й кафизме, троичны и светильны – всего 3 песнопения. – Они все отменены: вместо троична – спели тропарь на Бог Господь, седальны передвинули и вместо светильнов – светильны Минеи. На хвалитех есть стихиры святою, затем читается вседневное славословие, если утреня полиелейная – славословие нужно петь, но вот ради Великого Поста славословие читается, затем стиховные стихиры Триоди – они не могут быть никак отменены, Благо есть, и вот это окончание, которое мы уже записали – Трисвятое, тропарь, сугубая ектенья, Премудрость, Благослови, Сый благословен, Небесный Царю, 3 земных поклона. Отметьте себе, что при полиелейных праздниках 1) вместо 16 поклонов бывает только 3 поклона и 2) не бывает конечного Трисвятого. Затем читается 1 час.
(Ответ на вопрос: Хвалитные псалмы, если есть стихиры – должны петься; если нет стихир, то хвалитные псалмы читаются. Они могут петь со слов: 1) Хвалите Господа с небес, или 2) со слов Всякое дыхание да хвалит Господа. Всякое дыхание да хвалит Господа – с этих слов поется только, когда есть Великое Славословие или в особые дни – Великую Пятницу, например, а так, если нет Великого Славословия, а есть только стихиры, то, начиная со слов – Хвалите Господа с небес, как обычно, но должны петься, но обычно на практике читаются, конечно.
Часы Великопостные.
На часах кафизмы не отменяются – остаются, за исключением понедельника – на 1 часе нет кафизмы по общему правилу, если часы с кафизмами, но вместо тропаря часа читаются, не поется, а читается тропарь святого, вместо по Отче наш особых тропарей Часослова читается кондак Часослова или праздник. На 6 часе, как и положено, читается тропарь пророчества и паремии читаются 3 поклона на всех часах вместо 16, не бывает конечного Трисвятого, т.е. изобразительные кончаются…. Наконец, самая яркая особенность полиелейной службы заключается вот в чем: обычный наш круг суточный начинается с вечерни и заканчивается 9 часом или изобразительными, т.е. вечерня уже относится к следующему дню. Но здесь мы должны отслужить литургию ради праздника хотя бы Преждеосвященную, а литургию в пост мы служим только на вечерне. Что же получается? Получается, что литургия, которую мы будем служить, она будет уже вроде бы на вечерне следующего дня. Понятно это или нет? Выходит так, что ради праздника суточный круг продолжается на одну службу. Это самая яркая особенность. Суточный круг удлиняется еще на одну службу, и тогда следующий суточный круг начинается с повечерия. Видите, отодвигается уже эта черта, разделяющая 2 богослужебных дня ради литургии, и поется вечерня, на этой вечерне стихиры святого, хотя вроде уже должны были петься стихиры следующего святого, но нет, стихиры именно этого святого, вместе со стихирами Триоди, а затем Литургия Преждеосвященных Даров. Паремии при этом читаются только 2 триодных паремии, потому что паремии святому мы прочли уже накануне на вечерне. Кроме того, читается Апостол и Евангелие после 2 паремий и 3 земных поклонов, после 2-х паремий, Да исправится молитва моя – 3 земных поклона читается прокимен, Апостол, Аллилуйя, Евангелие. Обычно у нас Прежд. Без Евангелия, после паремии и Да исправится уже сугубая ектенья, а здесь ради святого мы читаем еще Апостол и Евангелие.
А теперь, допустим, у нас такой случай: нет священника, он заболел, и мы не можем служить литургию. Допустим такой вариант, типикон такой вариант учитывает. Тогда выходит, что нам нет никакого смысла суточный цикл удлинять, зачем нам его удлинять, если литургии все равно нет? Правильно? Нет литургии, а мы удлиняем цикл ради литургии, чтобы по праздникам еще служить литургию, чтобы она еще относилась к празднику. А вот теперь ее, скажем, нет. Имеет смысл удлинять суточный круг. Удлиним, но литургии все равно нет. Смысла это не имеет никакого. И тогда суточный цикл заканчивается, как обычно, после часов и изобразительных. Вечерня уже относится к следующему дню. После какой службы идут в трапезу? После изобразительных. И действительно, Типикон указывает, что когда нет литургии, то на изобразительных поются Блаженны с тропарями, затем читается Апостол и Евангелие – те, которые на литургии должны были быть, затем текст: Помяни нас, Господи, помяни нас, Владыко, помяни нас, Святый. На этом суточный цикл заканчивается. А на вечерне мы уже тогда поем стихиры святого следующего дня. Уже тогда не бывает этого удлинения. Суточный цикл заканчивается на изобразительных, а литургийные Апостол и Евангелие переносятся в этом случае на изобразительные.