Затем тропари “Лик небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф 3 страница

Ответ на вопрос:

Все службы суточного круга, я не говорю о литургии: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы содержатся в книге, называемой Часослов. Мы с вами разбирали это из истории богослужения, что Часослов возник в Палестине, как регулятор монашеской богослужебной жизни монахов-келиотов, которые живут в келиях, без всякого священника. Эти службы создавались в условиях совершения без священника, они так созданы были специально. Старый кафедральный устав требовал участия большого числа священников, а тут один священник – это уже хорошо, можно, в принципе, и вообще без него. Я не говорю о литургии, я говорю о вечерне и утрене. Совершается по одному уставу со всеми Апостол, Евангелие, но, естественно, не бывает входов (без священника). Вместо всех священнических возгласов произносится возглас – Молитвами Святых Отец наших. Святые Отцы – это духовенство. Не дерзая произнести возглас, мы призываем молитвы духовенства. Вместо ектении произносится Господи помилуй, вместо мирной 12 раз Господи помилуй – Слава и ныне, вместо малой 3 р. Господи помилуй, Слава и ныне, вместо просительной – тоже 12 раз Господи помилуй – Слава и ныне – Вот и все правила очень просто.

Вышла книга “Воскресная служба для тех, кто не может быть в храме” Данилов монастырь выпустил. Там как раз это все расписано: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, изобразительны, как раз для совершения их мирским чином воскресным со стихирами 6 гласа. Вполне допустимо дома совершать вечерню и утреню.

… сначала период Подготовительный к посту, мы уже закончили об этом разговор, затем эти Марковы главы, связанные с полиелеем постных дней, затем Благовещенские главы, к которым мы и переходим.

Так у нас для каждого большого значительного праздника у нас в Типиконе есть Марковы главы, означаются значком Марк-Мр. В них описываются правила соединения службы этого значительного праздника с теми или иными событиями других циклов, например, вне Великого поста этот праздник будет и как служить этот праздник в воскресенье, или попразднство этого праздника в воскресенье. Великим Постом число Марковых глав умножается, потому здесь не просто: воскресенье, а все воскресенье еще и разные: Крестопоклонная неделя, изнесение Креста; Вход Господень в Иерусалим, вообще двунадесятый праздник — все каждый раз по-разному. Поэтому число Марковых глав у нас же Обретения Главы Иоанна Предтечи 24 февраля, не 2-3 как в обычное время года бывает, а 15 глава. Еще больше Марковых глав у Благовещения — Благовещенские главы — так они называются. У всех праздников — Марковы главы, а у Благовещения — Благовещенские главы Типикона. Выделяют их в особую статью. Первые Благовещенские главы появились уже в Студийский уставах — очень рано — гораздо раньше Марковых. В самых ранних редакциях Студийского устава уже существовали. Угадайте, под каким числом они помещены в Типиконе — 24 марта есть несколько глав Предпразднства Благовещения, остальные — с 25 и 26 марта. Благовещением может быть от 3-ей седмицы поста и доходить до Светлой седмицы, попадать на этот период. Сейчас Пасха — одна из самых поздних, еще бывает самая поздняя — 8 мая. Соответственно, Благовещение сейчас одно из самых ранних — в Крестопоклонную неделю, можем еще немножко раньше попадать. И, наоборот, в раннюю Пасху Благовещение попадает в Светлую седмицу, самая ранняя пасха 7 апреля или даже раньше. В связи с этим и число глав чрезвычайно разнообразно: Благовещение просто в будний постный день, Благовещение в Крестопоклонную неделю, в субботу Акафиста, например, Благовещение в другую субботу поста, Благовещение в недели 4 и 5 поста Иоанна Лествичника и Марии Египетской, когда эти службы можно спокойно отменить. Благовещение, начиная от Лазаревой Субботы, на каждый день — по-своему соединяется со службой Страстной седмицы, поэтому там свои Благовещенские главы на каждые дни Страстной седмицы, конец Благовещения в день Пасхи — Киреопасха, тоже особая глава, совпадение Благовещения с Пасхой, и, наконец, Благовещение на Светлой седмице — такой спектр. Мы не можем все это разобрать, сами можете этим заняться, мы разберем только сначала Благовещение в один из постных дней:

Как и в случае с полиелейным праздником здесь есть 2 варианта -

1) Благовещение в Понедельник и

2) Благовещение в другие дни.

Если Благовещение в Понедельник, т.е. накануне — воскресенье, то мы можем вечером отслужить нормально Всенощную — будет обычная Всенощная — вечерня и утреня совершается обычная в неделю вечера, а уже в сам день Благовещения будут отслужены часы, после часов обязательно крестный ход, здесь можно отметить, что по уставу в году есть 2 обязательных крестных хода: Благовещенский и крестных ход в Светлую седмицу. Вот два обязательных крестных хода. Они есть уже в древнейших Типикона. Независимо от того, чему посвящен храм, на Благовещение обязательно должен быть крестный ход. Не все, к сожалению, это знают. Итак, крестный ход возник как обычай освящать монастырские угодья. На Афоне так и ходят: крестный ход на Светлой седмице устраивают только 1 раз в седмицу, не так как у нас — каждый день, но у них это крестный ход на много часов, не как нас — на 5 минут, а часа на 4, на 3. Ходят по всем монастырским виноградникам, садам, читают молитвы, Евангелие, и все это весьма надолго, все это освящают. Вот такой же крестный ход устраивают на Благовещение. Соответственно — часы, затем крестный ход и, наконец, вечерня с литургией, если это обычный постный день, то с литургией Иоанна Златоуста. Вот порядок, в общем, служб. Когда Благовещение будет вечером, накануне Всенощное примерно обычного типа с незначительными особенностями, на другой день: часы и вечерня с Литургией. Если Благовещение в другой какой-то день постный, то накануне у нас есть два варианта, как всегда, совершается Литургия Преждеосвященных Даров или нет. Здесь нужно отметить вот какую вещь: согласно Типикону накануне Благовещения ради предпразднства Благовещения Преждеосвященная Литургия должна быть отслужена обязательно, перед Благовещением. Великая вечерня со входом Благовещенская и ради праздника она должна увенчиваться Литургией Преждеосвященных Даров. Типикон дает 2 варианта: вечерня накануне с Литургией или без. А Всенощное бдение состоит из Великого повечерия, литии, благословения хлебов, и утрени, порядок ее такой же как у полиелейной Великопостной утрени, как мы только что записали. Утреня такая Великопостная: т.е. с полиелеем, но без праздничного окончания — будничная, ну а дальше — часы, крестный ход, вечерня и литургия. Если Благовещение состоится в какой-то день, когда положена литургия Василия Великого, совершается лития Василия Великого, более торжественно, даже лучше, более празднично. Вот такие общие правила у Благовещения. Если Благовещение случится в Великую пятницу — совершается лития Иоанна Златоуста. На утрене читается 13 Ев.:12 и Ев. Благовещения. Интересно соединение устава Благовещенской службы и службы Киреопасхи. Читайте.

Есть такой вопрос, как соединить Благовещение Триоди в этом году. В этом году Благовещение был на крестопоклонную неделю. Какой же был устав. Устав был такой: Благовещение соединяется с воскресной службой, по типу соединения службы Двунадесятого Богородичного праздника с воскресным днем, примерно также, как соединяются Рождество Богородицы с воскресеньем, или любой Богородичный праздник, примерно такой устав, Богородичный двунадесятый праздник с воскресным днем. Ну и кроме того, после Великого славословия совершается чин изнесения Креста. Всенощная, Литургия была Василия Великого, поскольку это было воскресенье. Должен был бы совершаться крестный ход. Это ход в общих чертах, что вам нужно отметить. Если вам более подробно хочется узнать — откройте нужную Благовещенскую главу, открывайте 26 марта.

Благовещение предпразнство 24 марта, отдается оно 26 марта на утрене, как интересно, почему, потому что если Благовещение постный день, а это скорее всего и будет постный день, в постный день литургии праздника не бывает, обычно — напомню вам — праздники двунадесятые отдаются на литургии. Обычно отдание праздника — это литургия — через неделю, скажем. Благовещение отдается не на литургии, а на утрене, поскольку 26 марта будет постным днем, литургии не будет. Но если вдруг случится, что Благовещение празднуется в пятницу, следующий день Суббота — 26 марта, то тогда Благовещение будет отдаваться на литургии. Если 26 марта — Суббота или воскресенье, то отдается Благовещение на литургии, а если 26 марта — постный день, то отдание бывает на утрене. Вот по поводу отдания Благовещения.

Мы переходим к кругу тем, связанных со Страстной седмицей. Считайте, что вкратце, в общих чертах мы разобрали богослужение Великого Поста, Великопостного цикла. Мы разобрали богослужение подготовительного к посту цикла, сейчас мы разобрали богослужение Великопостного цикла, и сейчас мы переходим к циклу служб Страстной седмицы и Пасхи. Итак:

Лазарева Суббота.

Вся 6 седмица Великого Поста уже отчасти посвящена празднования Воскресения Лазаря. В текстах Триоди 6 седмицы Великого Поста многократно говорится о Лазаре и описываются события, какие происходили, предшествовали этому чуду, говорится, что Господь получил известие о смерти Лазаря, как они с учениками собрались и пошли смотреть на его гроб, и т.д. Вся эта седмица не является предпразнством этого праздника, но уже в текстах содержится множество намеков на эти события.

В пятницу на вечерне поется стихира 8 гласа “Душеполезную совершивши четыредесятницу” слова указывают на окончание Великого Поста. Начинается то, ради чего она устроена — празднование Страстей и Воскресения. Четыредесятница подготавливает нас к празднованию Страстей Христовых. На повечерии в эту пятницу поется канон на воскресение Лазаря, написанный Андреем Критским. Интересная особенность этого канона — он имеет вторую песнь.

Утреня Лазаревой Субботы.

Бывают издания Постной Триоди, где от недели мытаря и фарисея до Великой Субботы все в одном томе помещено, но более распространено издание в 2 томах. Соответственно 2-й том -… Триоди начинается с Лазаревой Субботы — с утрени. Утро Лазаревой Субботы. Поскольку праздник чудо воскрешения Лазаря является прообразом чудом воскрешения Самого Христа, с одной стороны, а с другой стороны, поскольку на другой день за Лазаревой субботой будет празднование Господского праздника Вход Господень в Иерусалим, и все воскресные тексты в этот праздник отменяются, то в Лазареву субботу поются кроме песнопений, посвященных воскрешению Лазаря, некоторые воскресные песнопения. Во-первых, поскольку воскрешение Лазаря есть прообраз Воскресения Христова, во-вторых, постольку эти песнопения перенесены как бы с воскресным Вход Господень в Иерусалим. Итак, иными словам, утреня Лазаревой Субботы имеет ряд воскресных песнопений, содержит ряд воскресных песнопений, что сближает ее отчасти в воскресной утреней. Эта утреня славословная. Полиелей поется только в храме, посвященном Лазарю, — если храм Лазаревский, то будет полиелей, а так — славословие.

Порядок утрени. После двупсалмия, шестопсалмия, мирной ектеньи, Бог Господь и тропарь на Бог Господь трижды. “Общее Воскресение прежде Твоея страсти. Итак, из тропаря следует, что события Воскрешения Лазаря и Вход Господень в Иерусалим, тесно связаны — чуть ли не одно событие даже. Но ведь Евангелие от Иоанна, мы знаем, говорит, что между чудом воскрешения Лазаря и Входом Господним в Иерусалим прошло немалое время, 11 гл. от Иоанна 54 стих. “Иисус же ктому не яве хождаше во иудеех, но иде оттуду во страну близ пустыни, во Ефрем нарицаемый град и ту хождаше со ученики своими. Итак, после того, как Господь воскресил Лазаря, он удалился в Ефраим и там достаточно долгое время пребывал с учениками. Но мы из богослужений видим и из текстов и из самого положения этого праздника непосредственно перед Входом Господним в Иерусалим, что эти события… Не надо думать, что составители богослужебных последований знали Евангелие хуже нас. Но зачем же они так сделали. Это нам объясняет синаксарь на Лазареву субботу, где говорится, что эти события между собой тесно связаны внутренне, о чем нам и говорит само Евангелие Синаксарь о Входе Господнем в Иерусалим. В Евангелии от Иоанна мы видим, что многие уверовали во Христа из-за воскрешения Лазаря. И именно ради воскрешения Лазаря, собственно, и пришли встречать Иисуса огромные толпы народа. Вот говорит Евангелие от Иоанна 12 глава: … приидоша не Иисуса ради токмо, но да и Лазаря видят, егоже воскреси от мертвых. Так многие уверовали во Христа по причине воскрешения Им Лазаря и для этого пришли встречать Его, поэтому и празднии тесно связаны между собой, поэтому они и празднуются один за другим, поэтому и в текстах прослеживается тесная связь этих двух событий. После тропаря читается кафизма, и после кафизмы — седален, затем читается вторая кафизма в субботу 2-й кафизмой у нас бывают “Непорочны” всегда 17 кафизма. Она читается как обычная кафизма, затем после нее вместо малой ектении сразу поются тропари воскресные “Благословен еси, Господи”, “Ангельский собор удивися”. К кафизме именно воскресные тропари к “Непорочным”. Во время этих тропарей совершается каждение всего храма, затем малая ектения и седален, затем поется “Воскресение Христов видевше”. Это вторая воскресная особенность утрени Лазаревой Субботы и читают 50 псалом. Затем поется канон. Канон утрени Лазаревой Субботы составлен из нескольких текстов. В его основе лежат 2 четверопеснца Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина. Итак, Косьма и Иоанна изначально писали по четверопеснцу на этом праздник, а затем к ним приписал Феофан, более поздний студийский гимнограф (Косьма и Иоанн — палестинские гимнографы VIII в.), более поздние студийские гимнографы дописали этот канон до полного, Феофан и другой Иоанн. Получается, что у этого канона 4 автора — 2 четверопеснца и (2 автора, которые этот канон дописали). Таков канон Лазаревой Субботы. Канон поется с катавасиями, по 3-й песне — седален, по 6-й кондак и икос, на 8-й песне — не бывает пения “Честнейшую”. Начиная с Лазаревой Субботы и до понедельника второй седмицы после Антипасхи, до понедельника второй седмицы по Пасхе отменяется пение “Честнейшую”. Это припевы библейской песни Божьей матери “Величит душа моя Господа”, а начиная от Лазаревой Субботы и до Антипасхи канон поется не с библейскими песнями, а с припевами специальными: на Страстной седмице это припев: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”, на Пасху это будет припев “Христос воскресе из мертвых”. Поскольку канон без библейских песен, постольку отменяется “Честнейшую”. Единственный раз, когда за эти 2 недели Страстную и Светлую употребляется по Уставу Библейские песни — это Великая Суббота и они поются там не на утрени, а на полунощнице. Мы к этому вопросу вернемся.

Далее возглашается: “Свят Господь Бог наш” — 3-я воскресная особенность, и затем эксапостиларий, затем Хвалитные псалмы, стихиры, Стихир хвалитных 8, не 4, не 6, а 8, как быть в праздники, как бывает только в воскресные дни. Это еще одна особенность (4-я). При этом стихов у нас только 6 в Часослове, нужны еще 2 дополнительных стиха. Так вот эти два дополнительных стиха тоже воскресные: “Воскресни, Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца, “Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя”. Два воскресных стиха.

Стихир не 6, а 8, и стихи дополнительные — воскресные — вот еще одна воскресная дополнительная особенность. Наконец, на И ныне — на Хвалитех поется воскресный Богородичен — “Преблагословенна еси, Богородице Дево, поем Тя”. Этот Богородичен бывает только на воскресных утренях, на воскресных Всенощных. Вот еще одна воскресная особенность: давайте еще раз вспомним:

1) тропари по непорочных

2) Воскресение Христово видевше

3) Свят Господь Бог наш

4) 8 стихир на Хвалитех с воскресными стихами

5) на И ныне — Преблагословенна еси Богородице Дево, поем Тя.

Затем славоловие великое, тропарь, ектении. Вот порядок утрени на Лазареву субботу.

Литургия Иоанна Златоуста совершается. Вместо Трисвятого поется “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйа”. Лазарева Суббота наряду с Великой субботой была в Византии одним из основных крещальных дней — дней, когда совершается Таинство Крещения. В Великую Субботу старались крестить взрослых и подростков. В основном крестили в Византии детей около 3 лет — вот таких старались крестить в Великую Субботу, а более маленьких если крестили, то старались крестить в Лазареву. В Великую Субботу мы это увидим, совершались специальные чины, связанные с крещением, сразу же наставления произносились, поучения традиционные, а в Лазареву субботу крестили детишек маленьких, которым были безразличны поучения, и поэтому на литургии вместо Трисвятого поется “Елицы” — перед литургией, потому что совершалось Таинство Крещения детей в Лазареву субботу.

Крещальный прокимен “Господи просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся” (Пс. 26). Просвещение — это термин для обозначения Таинства Крещения в Византии. Таинство просвещения человека, вот почему прокимен “Господь просвещение мое”. Именно поэтому, потому что он крещальный прокимен, он попал в чин малого освящения воды, вы знаете, в чине малого освящения воды, тоже этот прокимен, который связан с Таинством Крещения; затем Апостол Послание к Евреям 133 зачало и Аллилуйя с воскресными стихами: Господь воцарися в лепоту облечеся и т.д. Аллилуарии с воскресными стихами. Вот можно тоже отметить особенность, сближающая службу с воскресной. евангелие от Иоанна 39 зачало, рассказ о воскрешении Лазарю. Хотя нигде в Типиконе не указано, на Литургии поется Задостойник, хотя это нигде не отмечается, это исключительно традиционное — Задостойник на Лазареву субботу. Единственная полуофициальная книга, где говорится о том, что надо петь задостойник на Лазареву субботу — это Обиход. Задостойник — это ирмос 9 песни первого четверопеснца — “Чистую славу почтит”. дается каждому брату по 3 онгли(?) икры на трапезе.. Почему икру едят на Лазареву? С одной стороны — это еще не праздник, не Вход Господень в Иерусалим, но вот уже как бы предпразднование, т.о. разрешение на рыбу — рыбная икра. Воскрешение Лазаря прообразует Пасху, а главным стимулом пасхальной Трапезы является яйцо, поэтому на Лазареву субботу прообраз яйца — икринка.

Вход Господень в Иерусалим.

Один из двунадесятых праздников, один из 3-х переходящих двунадесятых праздников. Из двенадцати двунадесятых праздников 3 переходящие: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение и Пятидесятница. Пасха к Двунадесятым праздникам не относится. Поскольку праздник двунадесятый и Господский при этом, то по общему правилу воскресная служба отменяется, воскресная служба не поется. Это мы видели воскресный тексты перенесены частично на Лазареву субботу.

Этот праздник имеет 2 отпустительных тропаря — единственный двунадесятый праздник с двумя отпустительными тропарями. Первый — “Общее Воскресение прежде Твоея страсти”, второй — “Спогребшеся Тебе Крещением Христе Боже наш”. Почему идет речь только о крещении? Потому что в Лазареву субботу крестили младенцев и многие христиане были крещены в субботу Лазареву, многие в этот день праздновали крещение.

Как на вечерне, так и на утрене многократно повторяется стихира “Днесь благодать Святаго Духа нас собра”. Немножко странный текст. Откуда нас собрала благодать Святаго Духа? С одно стороны, моно усмотреть связь с очень древним богословием — богословием молитв 1, 2, 3 веков, которые мы находим в Дидахи, в Евхологии Серапиона, в древних христианских текстах, богословие, которое можно вот как кратко охарактеризовать: освящение Церкви, это богословие выражает собрание Церкви воедино…

Как церкви собраться вместе? Только в Царствии Божием. Итак, когда мы молимся о собрании Церкви воедино, согласно древнему богословию — мы молимся о собрании в Царствии Небесном, иными словами, об освящении Церкви, об освящении верующих. Здесь может быть аллюзия на этот богословский момент, потому что стихира весьма и весьма древняя. И тогда здесь можно усмотреть связь с таинством Крещения. Это с одной стороны. Мне кажется, что это объяснение более логично, но есть и иное объяснение, вот какое. На время Великого Поста в некоторых монастырях Египта и Палестины существовал обычай уходить в пустыню, а затем из пустыни возвращался народ, и вот как раз ко Входу Господню в Иерусалим, но это мы видим… люди разошлись, а потом собрались вместе — “Днесь благодать Святаго Духа нас собра”, стихира. А дальше уже понятно — речь идет о Входе Господнем в Иерусалим “Благословен Грядый во Имя Господне”. Эта стихира поется помимо праздника Вход Господень в Иерусалим, когда бывают церковные соборы, на архиерейских соборах поется вначале. Повторяется многократно: она поется на Господи воззвах дважды, затем на Славу и ныне — она же поется по уставу; она же поется на Славу и ныне — на стиховне, и, наконец, она поется по 50 псалму на утрене и всего повторяется 7 раз. Многократно повторяется . Стихира эта очень древняя, гораздо древнее других стихир на этой службе. Наверно, такая же древняя, как тропарь Пасхи “Христос воскресе из мертвых” (IV в.)

· 3 паремии:

1) Бытие 49 глава. О благословении Иаковом, Ветхозаветным патриархом, своих сыновей, но не всех, а Иуды, от которого произошел Христос по человечеству Иаков в пророчестве возвещает: …

2) Пророка Софронии, 3 гл.: “Так глаголет Господь: радуйся дщи Сионова” “Воцарися Господь посреде тебе”. О пришествии Господа в Иерусалим: радуйся Иерусалим, ибо приходит твой Господь,

3) пророка Захарии 9 гл.: “Тако глаголет Господь, радуйся дщи Сионя” Уже абсолютно во всех деталях в этих пророчествах описывается Вход Господень в Иерусалим. Входит в Иерусалим Господь Царь, сидя на подъяремной.

Сама Всенощная особенных отличий не имеет в порядке. Порядок такой, как и в других двунадесятых праздниках, единственно, что следует указать: по Евангелии 83 зачало от Матфея — Воскресение Христово — не поется, 50 псалом и после него бывает благословение ваий и молитва: иерей кадит ваии, и читает молитву “Господи Боже наш, седяй на Херувиме, восставивый силу своему Сыну Господу нашему Иисусу Христа…”

После этого все подходят целовать Евангелие, а настоятель раздает народу вайи. На Афоне например, не просто раздает молча, но говорит: “С воскресением”. У нас обычно вайи все носят с собой. Народ более предусмотрительный. Можно отметить вот что. В русской практике есть окропление водой, хотя это нигде не указано и совсем необязательно. Вайи по уставу нужно держать в руках до причащения. Тем самым мы ждем Христа, как же самые еврейские дети, мы исповедывали, что Христос — истинное Тело и Кровь Христа — Сам Христос приходит в причащении — не какой-то символ, а Сам Христос. Мы Его встретили. И на этом заканчивается сюжет. Отсюда следует, что после литургии вайи освящать не только не нужно, но даже не очень правильно. Хотя многие просят. И в самой молитве это четко сказано: в предпраздновании. ну, и можно, наверно, снисходить к немощам людей, которые хотят вайи освятить. Смысл понятен, это литургический символ: мы встречаем Христа, пока он не придет, а Он приходит на литургии. Если человек не ходит в Церковь и пришел в конце Литургии с вайями, зачем их ему освящать. Для церковных людей это понятно, зачем нужно.

Тем самым мы приобщаемся к тому самому древнему событию, соучаствуем. Это очень важно, но если человек не ходит в Церковь ему не все ли равно? Именно эта молитва читается на Всенощной, чтобы мы всю службу приобщались к этому событию.

Далее поются припевы по 50 псалме, “Слава и ныне”, стих “Помилуй мя Боже” и стихира по 50 псалме “Днесь благодать Святаго Духа нас собра” все та же самая стихира, затем канон, полный канон, автор его Косьма Маюмский. Начиная с Лазаревой Субботы мы видели там уже был четверопеснец Косьмы, всю Страстную седмицу у нас будут каноны Косьмы Маюмского. Косьма Маюмский — величайший гимнограф.

Перерыв в записи…

В современной традиции этот канон поется только на пасху, в некоторых храмах поют каноны и в другие праздники — и на Рождество поют, где 2 хора есть и на Благовещение где-то поют. Но все-таки это не повсеместная практика. Повсеместная практика — на пасху все поют, а в другие праздники — как получится. Можете себе отметить, что у старообрядцев в повсеместной практике — петь канон на Пасху и на Вербное тоже. И на самом деле это очень реально — он очень короткий, в каждой песне всего по 2-3 тропаря, можно спеть даже на один хор. По 3-ей песне канона есть ипакои, что свидетельствует о важности праздника. Ипакои бывают только на воскресной службе, там они находятся после Евангелия и в самые большие праздники по 3-ей песни канона. Вот так у Входа Господня в Иерусалим по 3-ей песни канона — ипакои, по 6 песни — кондак “На престоле, на небеси” и икос. “Честнейшую” не поется, это мы уже отметили, после 9 песни поется “Свят, Господь Бог наш”, наверно единственный воскресный элемент, остался и нет эксапостилария — это единственный день в году, вообще, когда нет эксапостилария, что тоже странно, потому что в греческой Триоди эксапостиларий есть. На Хвалитех 6 стихир, а не 8, не по воскресному чину, а по праздничному, Славословие, тропарь, ектении, крестный ход, тоже должен совершаться, на литургии — праздничные антифоны, как и всегда в Господский праздник, входное, прокимен — “Благословен Грядый во имя Господне” Апостол послание к филиппийцам, 247 зачало, Аллилуарий, Евангелие, задостойник, на трапезе — утешение — едим рыбу и вино пием, благодаряще Бога. Вот такой праздник.

Отдание праздника бывает вечером на вечерне в этот же день, даже не на утрене, как на Благовещение, а в этот же день на вечерне.

Вечерня на Вход Господень в Иерусалим. На “Господи, воззвах” 6 стихир. Вход Господень в Иерусалим, вместо великого прокимна, к которому мы уже привыкли за время Великого Поста, обычный прокимен воскресный… На стиховне стихиры — первая — Вход Господень в Иерусалим, а две другие — посвященные страстям Христовым, на Слава и ныне — снова Вход Господень в Иерусалим, т.е. такая тематика: еще Вход Господень в Иерусалим, но уже начинается тематика Страстей. Окончание вечерни как и всегда в неделю вечера Великого Поста: тропари, 40 раз “Господи, помилуй”, 3 земных поклона и отпуст. На этом заканчивается вечерня.

В этот день положено малое повечерие с трипеснцем Андрея Критского. Мы видим, что почти каждый день в Страстной седмице в Триоди 2 канона: один — для утрени, другой — для повечерия накануне. Утренние каноны принадлежат Косьме Маюмскому, а каноны на повечерии в большинстве своем принадлежат Андрею Критскому, т.о. другой величайший гимнограф Андрей Критский тоже присутствует в Страстных богослужениях. В некоторых храмах, поскольку повечерия не служат, их переносят и поют или читают вместе с канонами утрени, соединяют канон повечерия вместе с канонами утрени. Это совсем нехорошо, поскольку они и с литературной содержательной точки зрения весьма различны — сочинения Андрея Критского и Косьмы Маюмского. Лучше было бы просто прочесть этот канон перед утреней, а затем начать утреню. Есть канон, зачем его куда-то вставлять? Ну, и конечно, нехорошо сокращать трипеснцы Андрея Критского. Почему-то Великий канон Андрей Критского все обязательно вычитывают сначала и до конца. Не так уже много у нас песнопений Андрея Критского осталось и так спокойно их выкидывать. Теперь перейдем к теме

Богослужение Великих Понедельника, Вторника и Среды.

Хотя мы отметили, что в пятницу накануне Лазаревой поется стихира об окончании Великого Поста — “Душеполезно совершивши четыредесятницу”, т.е. пост закончился, но в эти 3 дня в Понедельник, Вторник и Среду служба снова совершается по Великопостному уставу. Более того, в Великую Среду настоятель просит прощения у братии во всем, чем он согрешил во время Великого Поста, тем самым получается такая двоякость в определении границ Великого Поста: то ли он оканчивается перед Лазаревой субботой, то ли он оканчивается в Великую Среду. С одной стороны пост заканчивается у нас празднованием Страстей, а Лазарева Суббота уже отчасти относится к событиям Страстей Господних, тем более Вход Господень в Иерусалим. С другой стороны, все-таки главное событие — Тайная Вечеря, Распятие Христово и Воскресение. Поэтому, такая двоякая ситуация — она оправдана. Служится по Великопостному типу, но не совсем, а с рядом каких-то отличий.

Основное тематическое содержание этих служб: воспоминание тех слов, которые говорит Христос перед Своими Страстями в последние дни. Что мы узнаем из Евангелия: что после Входа Господня в Иерусалим Христос каждый день пребывал в храме и учил в притчах. После того, как Он пришел в Иерусалим, Он входит не просто, а чтобы умереть, после этого Он каждый день ходил в Храм учить народ в течение трех дней. Это — в общем. А в частности — в каждый из 3-х дней есть своя специальная тематика: в Понедельник особым образом вспоминается чудо о проклятии смоковницы, когда Господь, идя в Храм увидел смоковницу неплодную и проклял ее и она высохла. Здесь я еще раз хочу напомнить вам про синаксари: по 6 песне канона на каждый день Страстной седмицы есть специальный синаксарь, они очень глубокие и с богословской точки зрения и интересны по содержанию. Рекомендую вам с ними ознакомиться. Вполне можно разобраться, тем более что есть русский перевод. Здесь разбираются подробно все эти события, их символика. Это первая тема понедельника, вторая тема понедельника — это воспоминание Иосифа Прекрасного (которого братья продали в рабство). Как Христа продали, так и Иосифа. Иосиф прообразует Христа. Во Вторник вспоминается притча о 10 девах, в среду — предательство Иуды, с одной стороны, а с другой стороны, оно противопоставляется, это предательство тому, как грешница помазала Христа миром, приготовив его к погребению.

Теперь перейдем к рассмотрению самих служб. Утреня Великого Понедельника начинается, как обычно, после Аллилуйа поется трижды тропарь “Се Жених гряде в полунощи”. Здесь у нас какая притча вспоминается? О 10 девах. Этот тропарь более подходит к Великому Вторнику, ну, и вообще подходит ко всех эти трем дням, поэтому он поется все эти три дня — в Понедельник, Вторник и Среду. Окончание его характерно для какого жанра? На самом деле можно сказать, что это троичен: он поется трижды и заменяет тот обычный троичен, какой мы имеем на Великопостной службе. На Великопостной службе мы имеем Аллилуйя, а затем “Се Жених грядет в полунощи” с троичным окончанием “Свят, Свят, свят Боже, Богородицею помилуй нас”. В некоторых храмах совершается каждение храма. В Типиконе это указано. Затем читается кафизма, далее седален, и, наконец, после кафизм читается евангелие — вот особенность — на Страстной Седмице на каждой утрене, на каждой вечерне читается Евангелие, причем какое Евангелие, Евангелие, где о событиях этого времени, например, Евангелие на утрени в Понедельник говорит нам, что произошло в Понедельник с утра, на вечерне Евангелие говорит нам, что произошло вечером и т.д. У нас в Москве распространена практика служить утреню с вечера, а вечерню утром, получается некоторая аберрация, то что произошло, например, в Великую Среду с утра, об этом мы узнаем в Великий Вторник вечером, а то, что произошло в Среду вечером мы узнаем в Среду с утра. Немножко печально, но ничего не поделаешь. Эта проблема, которая требует решения, но решения однозначного нет. В некоторых храмах служат на Страстной как на 1 седмице поста утреню с утра, потом сразу часы и вечерню. Вот это было бы решением.

Наши рекомендации