Затем тропари “Лик небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф 4 страница

Евангелие от Матфея на утрене Великого Понедельника зачало 84-88, 21 глава — проклятие смоковницы и притчи в Понедельник, 50 псалом, молитва “Спаси, Боже, люди Твоя” и канон. Поскольку Минея, начиная с Лазаревой Субботы отменяется — 2 недели Минея не поется, а куда девать эти службы Минеи — по уставу — где они должны быть? Поскольку Минеи нет, то канон состоит из трех песен: 1, 8, 9 песни. Трипеснец Косьмы Маюмского. После 1-й песни Трипеснца — ектения по 6 песни канона, почему по 6, потому что никаких других нет, и после этой ектении — кондак и икос, как обычно бывают по 6 песни, синаксарь, затем 8 песнь, “Честнейшую” не поется, 9 песнь, после малой ектении — эксапостиларий, тропарь — “Се Жених” — мы поем в Понедельник, Вторник, Среду и Четверг. Разберем содержание эксапостилария: “Чертог Твой вижу, Спасе мой украшенный” поется он по уставу трижды, стихиры на Халитех у этой службы. после которых читается будничное славословие, сначала певец посреди храма, затем правый хор, потом левый хор. Затем стихиры на стиховне. Далее обычное постовое окончание утрени (Великопостной).

Часы по Великопостному уставу с кафизмами, на 6 часе паре на 3 и 6 часах, на 1 и 9 часах кафизмы нет, как Великим Постом в пятницу, но кроме кафизм и паремий на 6 часе на часах, начиная с 3-го часа в Понедельник и заканчивая 9 часом в среду, т.е. в Понедельник 3, 6 и 9 час, во Вторник и среду — все часы, на часах читается Евангелие — все целиком, начиная с самого 1 зачала от Матфея, заканчивая евангелие от Иоанна перед Прощальной беседой 17 главы, т.е. до Прощальной беседы Христа с учениками доходит и на этом останавливается. В чем смысл такого чтений Евангелия на Часах Страстной Седмицы в первые дни, которых не было до XV-XV вв. Эта практика одна из самых поздних. Один из самых поздних Евангелий нашего устава — Евангелие на Страстной седмице. Они призваны изобразить символически те дни, что происходит тогда в Иерусалиме, т.е. изобразить Христа, учащего в храме, Евангелие — слово Божие, поэтому когда мы слышим Евангелие — с нами говорит Сам Христос. Что получается? Человек заходит в Церковь и видит _ храм и в храме он слышит слово Божие — заходит в храм и слышит учащего там Христа — вот символика этих Евангелий, почему они читаются на часах. Утреня заканчивается на рассвете, вечерня начинается вечером. Весь день, весь этот промежуток заполнен Евангелие, часы пока читают, поэтому Евангелие надо читать много, чтобы заполнить целый день. Понятно, что такое осуществимо только в монастыре, где монахи могут на всю Страстную седмицу послушания отложить и заняться молитвами, на приходах это неосуществимо, поэтому достаточно давно возник обычай Евангелие начинать вычитывать заранее, в большинстве храмов и даже на Афоне сейчас во многих местах Евангелие начинают читать заранее. Обычай этот — весьма распространенный, но он разрушает символику чтения. Имеется определенная символика, когда в другие дни церковного года читают обычные часы, а в эти дни именно часы, во время которых мы слышим как бы Самого Христа в храме. А когда уже начинаем Евангелие читать на Часах, уже со 2 седмицы поста, или с 6 седмицы — заранее, то эта символика полностью теряется, получается, что просто это какой-то элемент Великопостной службы — читать Евангелие на часах. Мне представляется, что лучше меньше начинать на Страстной седмице, необязательно все Евангелие прочитывать, Евангелие и так прочитывается за год на Литургии. Лучше почитать поменьше на Страстной, чтобы народ мог работать, но не разрушать эту символику. Святые Отцы Евангелия из постных служб убрали, а мы его туда обратно вставляем. На 6 часе — паремия, она соответствует паремии. Чтение пророка Исайи, а Иезекииль — то же самое на вечерне — вместо обычных постовых Бытия и Притчей на Страстной мы читаем Исход и Иова, соответственно вместо пророчества книги Исаии — пророчества книги Иезекииля, вместо законоучительного Бытия — законоучительный Исход, наконец, вместо нравоучительных Притчей — нравоучительный Иов, ну и дальше Литургия.

На повечерии — повечерие Великое положено, на повечерии опять трипеснец Андрея Критского

- Утреня Вторника абсолютно тот же порядок, что и в Понедельник, но другое Евангелие соответствует. На вечерне в Понедельник паремии и Апостола нет, но есть Евангелие от Матфея, зачало 98 о конце света учение Христа, Он не только в храме учил, это беседы Его с учениками.

· Вечерня соединяется с Литургией Преждеосвященных Даров.

· На утрене во Вторник — чтение Матфея 90 зачало — 96 зачало, 22-23 глл. от Матфея, Господа искушают фарисеи с саддукеями и затем разные притчи Господа, например, о 10 девах — это во Вторник на утрене, и обличение книжников и фарисеев, Он в ответ их опровергает, говорит им притчи, и, наконец, говорит им обличение. Любопытная особенность: здесь у нас не трипеснец, а двупеснец. Двупеснцы употребляются самостоятельно. Бывает, что еще встречаются в службе двупеснцы, но они всегда к чему-то присоединены. Единственный двупеснец самостоятельный, не присоединенный ни к чему — на утрене Великого Вторника. Поэтому, после молитвы “Спаси, Боже, люди Твоя” перед каноном у нас двупеснец — читается ектения по 6 песни канона… Устав тот же, соответственно, другие стихиры, другой текст в каноне — другие тропари, тот же самый тропарь, тот же самый эксапостиларий. Вечером опять Преждеосвященная Литургия, на повечерии снова трипеснец Андрея Критского.

Богослужение Великой Среды. Утреня имеет тот же порядок, что и в Великий Понедельник, евангелие от Иоанна — 41, 42, 43 зачало, эллины спрашивают про Христа, и Христос говорит уже явно о Своей близкой смерти. Трипеснец Косьмы Маюмского, все, в общем, как в Великий Понедельник. По окончании изобразительных в этот день настоятель выходит в середину храма и говорит “Благословите, отцы святии, простите мне грешному, яже согреших во все дни жизни моей…”

На вечерне — последняя Преждеосвященная литургия в этом году. Следующая будет только через год в следующий Великий Пост. В эту Великую Среду среди прочих стихир присутствуют стихиры инокини Кассии, известной женщины-гимнографа. Она написала, в частности, стихиры на Рождество “Августе, единоначальствующему земли”, стихиру в Великую Среду — “Господи, яже вомногия грехи впадшая жена”, Единственная женщина-гимнограф, женщины писали акафисты. В богословских трудах есть про нее. На вечерне Евангелие от Матфея 108 зачало и дальше, о том, как грешница омыла Христа миром. Еще раз обращаю ваше внимание, что есть два вида Евангелия в эти 3 дня Страстной седмицы. С одной стороны, Евангелие утреннее и вечернее, рассказывается о том, что произошло именно в тот или иной момент на Страстной седмице. С другой стороны, Евангелие на Часах, которое имеет исключительно изобразительный характер, они изображают учащего Христа, не так важно какой момент читается — начало, конец, середина, главное — это изображение учащего Христа. Два разных Евангелия.

Поскольку в Великую Среду пост уже закончился, вечером в этот день повечерие не Великое, а Малое. На нем поется Трипеснец Андрея Критского о Тайной Вечере, очень красивый трипеснец. Все тексты Страстной седмицы изумительной красоты.

Литургика (Л-19)

22 апреля 2002 г.

Поскольку со Среды уже заканчивается Великопостный устав (последняя служба по этому уставу Преждеосвященная в Среду, т.е. вечерня), то Повечерие уже малое. На Повечерии трипеснец Андрея Критского, где рассказывается о предательстве Иуды и о Тайной Вечери, и раскрывается, в частности, учение о Евхаристии в прекрасной поэтической форме. Начиная с Великого Четверга не читаются никакие кафизмы вплоть до Антипасхи, до вечера Светлой Субботы.

Разберем порядок Утрени Великого Четверга. Утреня в Великий Четверг имеет порядок будничный, с целым рядом особенностей. Начинается как обычно по Уставу с Двупсалмия, Шестопсалмия и Великой ектеньи, после чего поется Аллилуйя, что странно. Только что я сказал, что Утреня эта будничная, должен петься Бог Господь, но поется почему-то Аллилуйя. И далее тропарь Великого Четверга «Егда славные ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбие недуговав омрачашеся и злочестивым судиям Тебе, праведного судию, предает…». Давайте разберем текст. Как это перевести? Когда славные ученики просвещались на умовении во время Тайной Вечери, тогда же злочестивый Иуда, недугоговав болезнью сребролюбия омрачался. Ученики просвещались омовением, которое совершал Христос, а Иуда омрачается сребролюбием и в результате беззаконнным судиям Тебя, Праведного судию предает. Это первая часть тропаря, видите, — здесь такое описание. Далее продолжается: «Виждь, имений рачителю…». К кому это обращение, как вы считаете? «Виждь, сих ради удавление употребивша…». Смотри на того, кто употребил удавление ради сребролюбия, т.е. смотри на Иуду. Кто должен смотреть на Иуду? Верующие, это обращение к молящимся. «Имений рачителю…» – тот, кто реально желает приобретения, обращение к некоему верующему, страдающему тоже сребролюбием. «Бежи, несытыя души, Учителю таковая дерзнувшая…» — бегай по примеру Иуды. И совершенно неожиданно тропарь заканчивается: «… иже о всех Благий, Господи, слава Тебе». Очень неожиданный переход на самом деле, сначала описательный кусочек, затем обращение к некоему грешнику, желающему спастись, а заканчивается почему-то : «… иже о всех Благий, Господи, слава Тебе». Вот такой тропарь. Что, впрочем, нормально для византийской словесности — резкое переключение объекта, к кому обращен текст, как бы текст не успевает за стремительностью мысли. Мысль настолько быстро переходит от предмета к предмету, что текст не успевает за ней. Мы здесь как раз видим, что в одном песнопении три разных куска, три разных обращения. В первой части обращения вовсе нет, затем обращение к верующему, затем обращение ко Господу. Тропарь этот поется трижды и затем читается Евангелие от Луки. Как и в первые три дня Страстной седмицы на Утрени читается Евангелие (на Страстной седмице на всех Утренях и Вечернях читается Евангелие соответствующее тому моменту, что произошло на Страстной седмице). Здесь подряд 108 и 109 зачало от Луки – рассказ о том, как ученики приготовили для Христа горницу, где совершалась Пасха. И далее весь рассказ о случившемся. Затем сразу читается 50-ый псалом, поскольку кафизм нет, и начинается канон. Это полный канон, написанный Косьмой Маюмским. Ирмос первой песни: «Сеченое сечется море Чермное…(рассекаемое рассекается Красное море)». Замечательный, превосходный канон. Далее седальны по 3-ей песне, по 6-ой – кондак, …, Синаксарь здесь как всегда интересно расположен – по 6-ой песне канона (стоит с ним тоже ознакомиться), Честнейшая не поется, как на Страстную. В конце 9-ой песни трижды поется эксапостиларий, тот самый, что и в первые три дня Страстной седмицы: «Чертог Твой вижду, Спасе мой украшенный…». Далее Хвалитные псалмы и стихиры на Хвалитех, вседневное славословие, Просительная ектинья, Стиховные стихиры, Благо есть, Трисвятое, тропарь, Сугубая ектинья, т.е. обычный порядок Утрени.

К Утрени присоединяется Первый час и на нем поются: тропарь пророчества, прокимен, читаются паремии из книги пророка Иеремии и второй прокимен. То, что должно было быть на Шестом часе, оказалось на Первом. Остальные часы без всяких особенностей, без паремий, поскольку паремия с Шестого часа перемещена на Первый.

С Вечерни Великого Четверга, которая чаще всего бывает с утра (Вечерня с Литургией в Великий Четверг, поэтому она начинается с утра), начинается самое главное, то, ради чего христиане весь пост постились, начинается собственно празднование страстей и воскресения Христова. Все предыдущие службы были в какой-то степени подготовительные. А с Вечерни Великого Четверга празднование начинается во всей своей силе. Устав указывает звонить в самый большой колокол к этой службе и т.д. После обычных часов, Изобразительных, которые должны по идее отдельно совершаться, но на практике прочитываются перед Литургией, начинается Вечерня с возгласа «Благословенно Царство», поскольку это Вечерня с Литургией. Читается Предначинательный псалом, Великая ектинья и сразу поется «Господи воззвах» (кафизмы нет) и стихиры на «Господи воззвах». Во время «Господи воззвах» по идее должна совершаться проскомидия, но поскольку у нас сейчас «Господи воззвах» поется быстро по сравнению с древними напевами, когда стихиры могли продолжаться много минут подряд, то проскомидию обычно начинают заранее. Совершается Вход с Евангелием, Свете тихий, читается прокимен, Исхода чтение, второй прокимен и чтение Иова. Эти чтения Исхода и Иова мы уже видели в первые три дня Страстной седмицы, увидим также и в Великую Пятницу. Они соответствуют двум чтениям в обычные дни Великого Поста. В обычные дни Великого Поста мы обычно читаем Бытие и Притчи, а здесь на Страстной мы читаем Исход и Иова (вторую соответственно законодательную и нравоучительную книгу). К этим двум обычным паремиям прибавляется специальная паремия о страстях (из пророка Исайи …). Затем Малая ектинья, Трисвятое и дальше совершается по чину Божественная Литургия. Апостол на этой Литургии из Первого послания к Коринфянам (149 зачало), рассказ апостола Павла о Тайной Вечери. По Уставу это место читается только раз в году, только в Великий Четверг. Можно здесь отметить, что по старообрядческому молитвослову это зачало входит в состав молитв ко Причащению, таким образом его прочитывают всякий раз перед причащением (это зачало и 6-ю главу от Иоанна), что, вообще говоря, логично. Кроме наших молитв ко причащению у староверов есть еще Причастные часы, на них читаются три псалма, которые у нас читаются «Господь пасет меня…» и Апостол и Евангелие (1 Кор, и Ин.6, Беседа о Хлебе Небесном). Очень полезно перед причащением читать эти места. Аллилуарий имеет больше стихов, чем всегда (повторяется большее число раз). Вот нужно об этом задуматься, что Аллилуарий по идее должен повторяться большее число раз, чем обычно, поскольку стихов больше. И читается Евангелие от Матфея, так оно называется. На самом деле оно составное. А именно Евангелие от Матфея выбрано в качестве основы и в эту основу включены фрагменты из других Евангелий. Получается такой весьма длинный текст (рисунок).

Это, наверное, самое длинное литургийное Евангелие в году (именно литургийное). Еще длиннее первое Евангелие Страстей, но из литургийных Евангелий это самое продолжительное. Для удобства в Приложении к служебному Евангелию это зачало выписано в конце целиком, чтобы священник не мучился, не переворачивал туда-сюда. Далее совершается Литургия Василия Великого. Вместо Херувимской поется тропарь «Вечери Твоея Тайныя днесь…». Он же поется вместо причастна и вместо заключительного тропаря «Да исполнятся уста наша…». Можно здесь тоже отметить, что у греков принято во время причащения весь год петь «Вечери Твоея Тайныя днесь…». «Тело Христово» в греческих церквях поют только на Пасху и в Послепасхальное время (как у нас поют всегда), а в обычное время «Вечери Твоея Тайныя днесь…». Здесь же можно отметить, что в последние несколько лет распространился дурной обычай петь на Пасху вместо причастна «Христос воскресе из мертвых…», это ни на чем не основано и противоречит Уставу. Нужно на Пасху петь «Тело Христово приимите…» – пасхальный причастный. Мы к этому вопросу вернемся еще.

Вместо «Достойно есть» поется ирмос 9-ой песни канона, Задостойник «Странствие Владычною…» и в конце Литургии, если это монастырь или архиерейский собор бывает Чин омовения ног. Порядок его выписан в специальном Архиерейском чиновнике или в большом Требнике. Вкратце его можно охарактеризовать так: дьякон читает Евангелие от Иоанна, где излагается порядок от лица рассказчика (встал Господь, подошел к ученикам и т.д…), все слова, которые должен говорить Христос читает архиерей, который препоясуется специальным облачением. Один из священников говорит слова от лица Петра. … [неразборчиво] 12 священников. Нужно отметить, что в Константинополе в древности место 12 священников занимали 3 епископа, 3 священника, 3 дьякона и 3 иподьякона. Еще нужно отметить, что положение этого чина до Литургии или после Литургии – одно из ярких отличий Студийского устава от Иерусалимского. Еще просто по истории можно отметить любопытный такой казус, что на Руси в Средние века возникали серьезные споры — кто будет изображать Иуду на Чине омовения ног. Обычно священник, который изображал Иуду, потом сильно от прихожан страдал, поэтому самому нелюбимому давали. Надо отметить, что на Западе бывает тоже такой Чин омовения ног (это, видимо, древняя какая-то традиция, если она есть и у нас, и у них). Но там омывают ноги не священникам, а обычно спонсорам. В Милане совершается такой Чин с большой помпой. В этот день ради Тайной Вечери благословляется вкушение вина и елея. Были серьезные споры в древности, нужно ли в этот день вкушать пасхального агнца (баранину), поскольку это ведь Тайная Вечеря. Но все-таки со временем решили, что не надо, разрешается только вино и елей.

Малое Повечерие в четверг содержит опять Трипеснец Андрея Критского, но он тоже замечательный, но другой. Поскольку Малое Повечерие у нас сейчас не совершается, вполне можно этот Трипеснец пропеть, например, на Литургии во время Запричастного стиха, чтобы он, такой замечательный, прозвучал, так же, как и Трипеснец накануне четверга, говорящий о Тайной вечери, очень уместно пропеть в то время, как батюшка, например, исповедует.

Наши рекомендации