И говорят те, которые не веровали: " Если бы ему ниспослано было знамение от его Господа!" Поистине, ты - только увещатель, и у всякого народа есть водитель!
Всевышний Аллах сообщает, что из-за своего упрямства и неверия многобожники говорят: «О, если бы к нам явилось знамение от его Господа, как это было у древних посланников». Они так же, из упрямства просили у посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), чтобы сделал им гору Сафа из золота, чтобы он раздвинул им горы,
а на место них бы зелёные поля и разлил бы реки. Аллах сказал в другом аяте:
﴿وَمَا مَنَعَنَآ أَن نُّرْسِلَ بِالاٌّيَـتِ إِلاَّ أَن كَذَّبَ بِهَا الاٌّوَّلُونَ﴾
«Мы не отправили знамения только потому,
что прежние поколения не уверовали в них».(17:59)
Здесь же Аллах говорит:﴿إِنَّمَآ أَنتَ مُنذِرُ﴾«Поистине, ты - только увещатель» – т.е.
твоя миссия лишь довести послание Аллаха, которое Он тебе повелел.
И:﴿لَّيْسَ عَلَيْكَ هُدَاهُمْ وَلَـكِنَّ اللَّهَ يَهْدِى مَن يَشَآءُ﴾
«Вести их прямым путём — не твоя обязанность,
ибо Аллах ведёт прямым путём, кого пожелает». (2:272)
Аллах говорит:﴿وَلِكُلِّ قَوْمٍ هَادٍ﴾«И у всякого народа есть ведущий» – т.е.
у каждого народа есть свой призывающий, согласно мнению ибн Аббаса,
приведённого Али ибн Абу Тальхой. В подобном аяте Аллах сказал:
﴿وَإِن مِّنْ أُمَّةٍ إِلاَّ خَلاَ فِيهَا نَذِيرٌ﴾«И нет ни одного народа, к которому не приходил бы предостерегающий увещеватель». (35:24)
Такое же мнение передают от Катада, и Абдур-Рахмана ибн Зайда.
Аллах Всевышний сказал :
اللَّهُ يَعْلَمُ مَا تَحْمِلُ كُلُّ أُنثَى وَمَا تَغِيضُ الاٌّرْحَامُ وَمَا تَزْدَادُ وَكُلُّ شَىْءٍ عِندَهُ بِمِقْدَارٍ
Аллах знает, что несет всякая самка; насколько сжимаются и насколько увеличиваются утробы. Ведь всякая вещь у Него по мере.
عَـلِمُ الْغَيْبِ وَالشَّهَـدَةِ الْكَبِيرُ الْمُتَعَالِ
Знающий скрытое и явное, Великий, Возвышенный!
Всевышний Аллах говорит о Своём совершенном знании, от которого ничего не скрыто.
О том, что Он знает всё, что носят в утробах самки любого вида всех животных,
как Он сказал в другом аяте:﴿وَيَعْلَمُ مَا فِى الاٌّرْحَامِ﴾«И знает о том, что в утробах». (31:34) – т.е. мужского рода или женского, красивое это или уродливое, счастливое или несчастное, долгая или короткая жизнь его ждёт. Аллах сказал также в другом аяте:
﴿هُوَ أَعْلَمُ بِكُمْ إِذْ أَنشَأَكُمْ مِّنَ الاٌّرْضِ وَإِذْ أَنتُمْ أَجِنَّةٌ﴾«Ему было лучше знать о вас, когда Он сотворил вас из земли и когда вы были зародышами».(53:32) а также:
﴿يَخْلُقُكُمْ فِى بُطُونِ أُمَّهَـتِكُـمْ خَلْقاً مِّن بَعْدِ خَلْقٍ فِى ظُلُمَـتٍ ثَلَـثٍ﴾
«Он создает вас в утробах ваших матерей: одно творение появляется вслед за другим в трех мраках». (39:6) т.е. от периода к периоду. Аллах также сказал:
﴿وَلَقَدْ خَلَقْنَا الإِنْسَـنَ مِن سُلَـلَةٍ مِّن طِينٍ - ثُمَّ جَعَلْنَـهُ نُطْفَةً فِى قَرَارٍ مَّكِينٍ -
ثُمَّ خَلَقْنَا النُّطْفَةَ عَلَقَةً فَخَلَقْنَا الْعَلَقَةَ مُضْغَةً فَخَلَقْنَا الْمُضْغَةَ عِظَـماً
فَكَسَوْنَا الْعِظَـمَ لَحْماً ثُمَّ أَنشَأْنَـهُ خَلْقاً ءَاخَرَ فَتَبَارَكَ اللَّهُ أَحْسَنُ الْخَـلِقِينَ ﴾
Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины.
Потом Мы поместили его каплей в надежном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжеванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости, и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении. Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!»(23:12-14)
В двух «Сахихах» приводится хадис от Абдуллы ибн Масуда, что посланник Аллаха
(Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:
«إِنَّ خَلْقَ أَحَدِكُمْ يُجْمَعُ فِي بَطْنِ أُمِّهِ أَرْبَعِينَ يَوْمًا، ثُمَّ يَكُونُ عَلَقَةً مِثْلَ ذَلِكَ، ثُمَّ يَكُونُ مُضْغَةً مِثْلَ ذَلِكَ،
ثُمَّ يَبْعَثُ اللهُ إِلَيْهِ مَلَكًا فَيُؤْمَرُ بِأَرْبَعِ كَلِمَاتٍ، بِكَتْبِ رِزْقِهِ، وَعُمْرِهِ، وَعَمَلِهِ، وَشَقِيٌّ أَوْ سَعِيد»
«Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же - в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре веши: удел (человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным».
(Бухари 3208, Муслим 2643)
В другом хадисе посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:
«فَيَقُولُ الْمَلَكُ: أَيْ رَبِّ أَذَكَرٌ أَمْ أُنْثَى؟ أَيْ رَبِّ أَشَقِيٌّ أَمْ سَعِيدٌ؟ فَمَا الرِّزْقٌ؟ فَمَا الْأَجَلُ؟ فَيَقُولُ اللهُ: وَيَكْتُبُ الْمَلَك»
И спрашивает ангел: “О, Господь, мужчина (это будет), или женщина?
О, Господь, счастливым или несчастным он будет? Каков его удел?”
И тогда говорит Аллах, и записывает ангел». (Бухари 318, Муслим 2646)
Аллах говорит далее:﴿وَمَا تَغِيضُ الاٌّرْحَامُ وَمَا تَزْدَادُ﴾
«Насколько сжимаются и насколько увеличиваются утробы».
Аль-Бухари передаёт от Абдуллы ибн Умара,
что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:
«مَفَاتِيحُ الْغَيْبِ خَمْسٌ، لَا يَعْلَمُهُنَّ إِلَّا اللهُ: لَا يَعْلَمُ مَا فِي غَدٍ إِلَّا اللهُ، وَلَا يَعْلَمُ مَا تَغِيضُ الْأَرْحَامُ إِلَّا اللهُ،
وَلَا يَعْلَمُ مَتَى يَأْتِي الْمَطَرُ أَحَدٌ إِلَّا اللهُ، وَلَا تَدْرِي نَفْسٌ بِأَيِّ أَرْضٍ تَمُوتُ، وَلَا يَعْلَمُ مَتَى تَقُومُ السَّاعَةُ إِلَّا الله»
«Ключей сокровенного пять – их не знает никто, кроме Аллаха:
Никто не знает, что будет завтра кроме Аллаха. Никто не знает насколько сжимаются и насколько увеличиваются утробы, кроме Аллаха. Никто не знает когда придёт дождь, кроме Аллаха. Никакая душа не знает, в какой земле умрёт.
Никто не знает, когда наступит Судный день, кроме Аллаха».
(Бухари 4697)
Аль-Ауфи передаёт, что ибн Аббас прокомментировал слова Аллаха:
﴿وَمَا تَغِيضُ الاٌّرْحَامُ﴾ «Насколько сжимаются утробы» – т.е. выкидыш;
﴿وَمَا تَزْدَادُ﴾ «И насколько увеличиваются» – т.е. доносится зародыш до окончания беременности. Некоторые женщины носят плод до десяти месяцев, в то время, как другие носят девять месяцев. Некоторые сроки длиннее других. Удлинение или укорачивание срока – всё это случается по знанию Всевышнего Аллаха. Катада прокомментировал слова Аллаха:
﴿وَكُلُّ شَىْءٍ عِندَهُ بِمِقْدَارٍ﴾ «Ведь всякая вещь у Него по мере» – т.е. Он хранит удел творений до их окончательного срока, и для этого он также сделал определённый срок.
В достоверном хадисе передаётся, что у одной из дочерей посланника Аллаха
(Да благословит его Аллах и приветствует!) скончался сын, она пожелала присутствие посланника Аллаха и послала за ним. Он послал к ней с ответом:
«إِنَّ للهِ مَا أَخَذَ، وَلَهُ مَا أَعْطَى، وَكُلُّ شَيْءٍ عِنْدَهُ بِأَجَلٍ مُسَمًّى، فَمُرُوهَا فَلْتَصْبِرْ وَلْتَحْتَسِب»
«Поистине Аллаху принадлежит то, что Он забрал,