Я спросил (Абу Джамру): “За что?”2 Он ответил: “За то, что я увидел во сне”»
1 Смысл сказанного в том, что совершение “хаджж ат-таматту‘” соответствует сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
2 То есть за что он хотел одарить тебя?
756 (1568). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Я (отправился) в хаджж вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в тот день, когда он погнал с собой верблюдов. Люди вступили в состояние ихрама с намерением совершить только хаджж, но потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал им: “Когда совершите обход Каабы и бег между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва и укоротите волосы, выходите из состояния ихрама и живите как обычно, а когда настанет день ат-тарвийа1, (снова) вступите в состояние ихрама с намерением совершить хаджж и сделайте то, с чем вы пришли, умрой2”. (Люди) спросили: “Как же мы сделаем это умрой, когда мы уже назвали это хаджжем?”3 (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Делайте то, что я вам велел, ибо я и сам обязательно сделал бы то, что велел (сделать) вам, если бы не гнал с собой скот, однако я не могу выйти из состояния ихрама, пока этот скот не достигнет места своего назначения4”, и они сделали (то, что им было велено)».
1 “Йаум ат-тарвийа” — восьмой день месяца зу-ль-хиджжа.
2 То есть совершите вместо хаджжа /хаджж аль-ифрад/, который вы намеревались совершить первоначально, умру, потом выйдите из состояния ихрама, а потом снова наденьте ихрамы и совершите хаджж.
3 Иначе говоря, объявили о своём намерении совершить хаджж.
4 Другими словами, пока этот скот не будет принесён в жертву.
Глава 607: “Хаджж ат-таматту‘”.
757 (1571). Сообщается, что ‘Имран, да будет доволен им Аллах, сказал:
При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы совершили “хаджж ат-таматту‘”, и был ниспослан (айат) Корана1, (а потом один) человек высказал об этом то мнение, которое пожелал2”».
1 Имеется в виду тот айат Корана, в котором говорится о совмещении хаджжа и умры. См.: “Корова”, 196.
2 В комментариях указывается, что здесь имеется в виду ‘Умар, а также ‘Усман, да будет доволен Аллах ими обоими, считавшие “хаджж аль-ифрад” более предпочтительным.
Глава 608: Откуда следует вступать в Мекку?
Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что обычно посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вступал в Мекку, со стороны Када, проехав через верхний перевал, что в Батхе1, а покидал (город) через нижний перевал.
1 Када и Батха — названия мест, расположенных близ Мекки.
Глава 609: Достоинство Мекки и её строений.
759 (1583). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
Я спросила пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Является ли стена1 частью Каабы?” Он сказал: “Да”. Я спросила: “Так почему же они2 не присоединили её к Каабе?” Он ответил: “Потому что твои соплеменники испытывали недостаток в средствах”. Я спросила: “А почему дверь её поднята (над землёй)?”3 Он ответил: “Твои соплеменники сделали так, чтобы пускать внутрь, кого пожелают, и не давать (входить в Каабу тому), кому не пожелают. Если бы твои соплеменники не были (столь) близки к джахилийи4 и я не опасался бы, что сердцам их не понравится (подобное), я бы присоединил эту стену к Каабе, а дверь опустил до (уровня) земли”».
1 Имеется в виду полукруглая невысокая стена, расположенная в непосредственной близости от северо-западной стены Каабы, но не соединяющаяся с ней.
2 Речь идёт о курайшитах, которые в доисламскую эпоху были хранителями Каабы. В 603 или 605 году ими была предпринята перестройка этого храма.
3 Дверь Каабы находится в северо-восточной стене на высоте около двух метров над уровнем земли.
4 То есть если бы не жили они только недавно в эпоху невежества, когда были многобожниками.
Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «О ‘Аиша, если бы твои соплеменники не были (столь) близки к джахилийи, я обязательно велел бы разрушить Каабу, а потом присоединил бы к ней то, что было от неё отделено, и опустил бы (её дверь до уровня) земли, и сделал бы в ней две двери — восточную и западную, и (перестроил бы её на основе) фундамента (, заложенного) Ибрахимом».
Глава 610: Об оставлении в наследство, продаже и покупке домов в Мекке и о том, что люди имеют равные права на Священную Мечеть.
761 (1588). Передают со слов Усамы бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что он спросил (пророка, да благословит его Аллах и приветствует): «О посланник Аллаха, где ты остановишься? Не в своём ли доме в Мекке?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «А разве ‘Акиль оставил какие-нибудь строения (или: дома)?»
Что касается ‘Акиля, то он стал наследником Абу Талиба вместе с Талибом, тогда как ни Джа‘фар, ни ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими, ничего не унаследовали от него, поскольку они были мусульманами, а ‘Акиль и Талиб — неверными1.
1 ‘Акиль, Талиб, Джа‘фар и ‘Али — сыновья Абу Талиба, дяди пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Строения, о которых идёт речь, когда-то принадлежали деду пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Абд аль-Мутталибу, оставившему их в наследство своим сыновьям, в том числе и отцу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Абдуллаху. Таким образом, часть этих строений должна была перейти по наследству и к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, однако после переселения мусульман в Медину их родственники, остававшиеся многобожниками, присваивали их собственность или продавали её.
Глава 611: Проживание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке (во время хаджжа).
762 (1589, 1590). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, захотел переехать в Мекку,1 он сказал: “Если захочет Аллах, завтра (мы остановимся) в квартале племени бану кинана, где (неверные) поклялись друг другу (придерживаться) неверия”. Он имел в виду (место под названием) Мухассаб2, где (представители племён) курайш и кинана заключили между собой союз против родов бану хашим и бану ‘абд аль-мутталиб (или: бану аль-мутталиб), договорившись не заключать с ними ни браков, ни торговых сделок3 до тех пор, пока они не выдадут им пророка, да благословит его Аллах и приветствует ».
1 Имеется в виду переезд из Мины в Мекку.
2 См. примечание к хадису № 749.
3 Этот бойкот продолжался почти три года.
Глава 612: Слова Аллаха Всевышнего: «Аллах создал Каабу, Заповедный Дом, как опору для людей и (создал Он) запретный месяц» (“Трапеза”, 97).
763 (1591). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Разрушит Каабу1 человек с тонкими ножками из Эфиопии».
1 Это произойдёт незадолго до Дня воскресения, когда в мире уже не останется людей, исповедующих единобожие.
764 (1592). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
До того как пост в течение рамадана был вменён в обязанность1, (люди) соблюдали пост в ашуру, и в этот день Каабу покрывали (новым) покрывалом. А когда Аллах вменил (людям) в обязанность (пост в течение всего) рамадана, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто захочет поститься (в этот день), пусть постится, а кто захочет прекратить (делать это), пусть оставит его”».
1 То есть до 624 года.
765 (1593). Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: