Отношение Бога к падшим духам
Бог ограничивает деятельность злых духов Своею силою. — Почему влияют демоны на людей после искупления Христом. — Искушение невинных прародителей и Безгрешного Богочеловека как доказательства возможности влияния злых духов и на праведников. — Необходимость для нас искушения от дьявола.
Отношение Бога — Промыслителя к падшим ангелам, по воззрению св. Отцов и учителей Церкви, такое же, какое отношение света солнечного к самовольно удалившимся от его животворного действия и обрекающим чрез это себя на тьму и потерю правильной жизни1. Тотчас же после падения злые духи могли бы, если бы захотели, покаяться и обратиться к Источнику жизни, и можно думать, что Богом было дано им время на исправление2; но гордость и обдуманное упорство воспрепятствовали им это сделать, а потому они все дальше и дальше отпадают от Бога и вместе с ним все более и более ниспадают в страну мрака, где нет покаяния. Проложивши путь чрез грех и смерть к господству в мире, дьявол простер свою власть на всех людей, злых и порочных возвеличивая, а добрых и благочестивых преследуя.
Но все это попуская вследствие Своего решения не нарушать свободы ни одного из свободно-разумных существ3, Господь, вместе с тем, ограничивал и ограничивает пагубные действия в мире духа злобы, направляя их ко благу людей. Еще согрешившим прародителям Господь сказал в раю, что Семя жены сотрет главу змия (Быт. 3, 15). По слову Апостола, для сего-то явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола (1 Ин. 3, 8). Для того Он воспринимал нашу плоть и кровь, чтобы Своею смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству (Евр. 2, 14-15). Исполнились древние пророчества: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3,16). Снято с нас древнее проклятье Крестом Сына Божия, уничтожен грех Безгрешным Богочеловеком, попрана смерть смертью Христа. Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? (Ос. 13, 14). Отнята власть над миром у князя мира, изгнан дьявол Сказавшим: Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего будет изгнан вон (Ин. 12,31).
Итак, по-видимому, с пришествием в мир Сына Божия должна была прекратиться злая деятельность дьявола и аггелов его, однако Св. Писание и история Церкви свидетельствуют, что влияние злых демонов на людей продолжается и ныне, — и св. Отцы и учители Церкви советуют христианам «с препоясанными чреслами» и «оружием духовным» вести брань с духами злобы поднебесными. Как будто факты злой деятельности дьявола находятся в противоречии с словами Христа Спасителя, что князь мира сего будет изгнан вон; но это только по-видимому. Вот как рассуждает о власти дьявола в мире Преосвященный Херсонский Иннокентий: «Дьявол, не соблюдший своего начальства в высших областях мироздания (Иуд. 1, 6), ниспал в бездну унижения и бедствий и потом, не желая чрез покаяние возвратиться к своему природному месту и первому достоинству, умыслил злобно свергнуть с престола настоящего владыку земли — прародителя человеков и, достигши сего посредством обольщения людей, занял незаконное его место — владыки над миром. Провидя в Иисусе Христе будущего разрушителя темного царства своего, он с самого начала служения Его не преминул явиться пред Ним, с искушением в пустыне (Мф. 4, 1-11; Лк. 4,1-13) во время Его пощения. Не успев в своем коварстве, ставил потом, где мог, преграды Его проповеди; возмущал мирные сердца Его учеников (Мф. 16, 23), овладел одним из них до того, что обратил его из апостола в сосуд погибели, и воздвиг синедрион на преследование Сына Божия именем Самого Бога Израилева. Во всех сих случаях Премудростию Божиею предоставлена была врагу Бога и человеков, по-видимому, свобода действовать так, как он хотел и мог. Сын Человеческий также не противопоставлял ему, видимо, со Своей стороны, неприступной Славы Своего Божества, сражался с ним одним смирением и преданностью воле Своего Отца; несмотря на сие, царство света своею внутреннею силою явно брало везде верх над царством тьмы. Малое стадо, коему завещано царство, росло, привлекая к себе отовсюду членов. Сын Человеческий совершил все, что нужно было для основания Церкви Своей «так, что врата адовы не одолели ее; оставалось только вознестись на крест, принести Самого Себя в жертву за род человеческий, дабы потом принять и по человечеству Своему власть над небом и землею, сделаться посредникам между Богом и человеками. После сего, князь мира, сей древний самозванец, изгнан будет вон, то есть вон из мира его доселешнего царства. Выражение «изгнан вон» указывает на уничтожение его власти властию Христовою, и притом лишь в сущности, а не в проявлениях. Общение со Христом верующих освобождает от власти дьявола, но это только при совершеннейшей вере; а так как совершенство не для всех доступно, то власть дьявола в мире продолжается над несовершенными по мере их несовершенства; а равно и над неверующими во Христа. Таким образом, лишь верующим дарована возможность освобождения от власти дьявола общение со Христом. Возможность эта осуществляется по мере и степени веры и нравственного самоусовершенствования человека. Вот почему возвещенная здесь победа Христа над князем мира хотя смертью и прославлением Христа и совершилась фактически, но Церковь Христова, во временном и постепенном развитии ее в мире, есть еще Церковь Воинствующая и будет таковою до кончины мира и Страшного Суда. Но места Нового Завета, в которых говорится о продолжающейся силе и деятельности в мире князя мира сего, не стоят в противоречии с рассматриваемым изречением Иисуса Христа, что князь мира сего будет изгнан вон (Ин. 12, 31). На месте этого павшего князя мира воцарится Христос и восприимет царство над всем миром и по человечеству (а Царем мира по Божеству Он был всегда), когда вознесется от земли и войдет во славу Свою. Эта мысль выражается в словах Его: Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин. 12, 32).
Решение вопроса, таким образом, заключается в следующем. До пришествия Христа на землю люди, кроме малого числа веровавших во грядущего Христа, находились в полной власти дьявола. Христос Спаситель, совершив искупление, лишил дьявола несправедливых прав, которые дали ему люди, явившись преступниками заповеди Божией. Видимое царство сатаны разрушено, язычество с его грубыми пороками пало; потрясено и невидимое царство: даны средства обращать в ничто все козни дьявола. Противостаньте дьяволу, и убежит от вас, — пишет апостол Иаков (Иак. 4, 7). Поколеблена обширная власть сатаны. С величайшей легкостью мы можем, в силу искупительных заслуг Иисуса Христа, побеждать дьявола. Влияние его на людей ослаблено для тех, кои сораспинаются Христу со страстями и похотями. «Пришествие Христа страшно для демонов и спасительно для нас, — говорит св. Василий Великий, — поелику лукавое его мучительство свергнуто, и надземные места очищены спасительным страданием Умиротворившего все, что на небесах и на земле (Кол. 1,16). Ангелы возглашают: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк. 2,14), — и веселящиеся о входе Господа в Иерусалим восклицают: Благословен Царь, Грядущий во имя Господне (Лк. 19,38). Мы можем беспечально простираться вперед, чтобы всегда наслаждаться древом жизни, которому приобщиться воспрепятствовал нам вначале коварный змий, потому что Бог поставил... Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3, 24). И сей путь совершив невозбранно, да внидем в наслаждение благами Иисуса Христа, Господа нашего»4.
Невозможно было, чтобы разумное и духовное естество, согрешившее добровольно и подвергшееся осуждению смерти, само себе возвратило свободу, как говорит Апостол: Закон, ослабленный плотию, был бессилен (Рим. 8, 3). Посему-то пришел самолично Сын Божий восстановить естество человеческое в естестве Своем из нового начала и чудным рождением. «Дьявол низложен Христом», — говорит св. Григорий Богослов.
Власть демона разрушена, однако, не безусловно: неверующие, а из верующих — неследующие в своей жизни заповедям Христа, не свободны от власти дьявольской. Св. Григорий Богослов говорит: «Христос не истребил его (дьявола) единым движением воли, которым создал мир и которым мог бы погубить его,., но оставил свободным врага и попустил ему быть в одно время среди добрых и злых, и воздвигнул между ними жестокую взаимную брань, чтобы как враг подвергался и здесь ужасному позору, сражаясь с теми, кто немощнее его, так и подвизающиеся в добродетелях всегда имели славу свою, очищаясь в жизни, как золото в горниле»5.
Итак, Бог с высочайшей премудростью указал способ, как быть человеку нераздельно с Ним, чтобы дьявол не имел более места в человеке. Но и после сего Бог не приневоливает человека ко спасению, но предоставляет всем возможность или сражаться с дьяволом, или вступить с ним в союз.
Некоторые не находят возможным признать влияние злых духов на людей после искупительного подвига Иисуса Христа, в подтверждение чего и ссылаются на те места посланий св. апостолов Петра и Иуды, где говорится, что падшие ангелы связаны узами мрака и соблюдаются на суд великого дня (2 Пет. 2, 4; Иуд. 6).
Если, говорят они, злые духи лишены свободы и находятся в узах мрака, то они не могут уже вредить людям, подобно тому, как пес, привязанный на цепи, лишен возможности кусать людей.
Но приведенные слова Апостолов нельзя понимать в том значении, будто падшие духи не имеют возможности вредить человеку. Апостолы говорят, что злые духи находятся под мраком. Является вопрос: что разумеет Св. Писание под словом «мрак». Под «мраком» Св. Писание разумеет бедственное положение, как это видно из книги прор. Исаии, называющего бедственное положение до пришествия Христова хождением во тьме, пребыванием в стране и тени смертной (Ис. 9, 2), — равным образом, и мучения, которым подвергнуться нечестивые в вечности, называются мраком вечной тьмы (2 Пег. 2,17).
Итак, ясно, что словами апостолов Петра и Иуды обозначается бедственное состояние демонов. Несомненно, что демоны связаны узами после явления в мир Христа Сына Божия; они связаны Божиим определением, которое всегда ограничивало и ограничивает их деятельность, не позволяя им искушать людей более того, что они могут понести. Связываются же злые духи добродетельною жизнью христиан, их верою, молитвою, призывом имени Христа; прогоняются всегда силою Креста Господня. Если христианин не пользуется этой силою, если в нем нет веры и усердной молитвы, то такому может вредить дьявол. Ведь и цепной пес укусит человека, если сам человек близко подойдет к нему, не приняв никаких мер предосторожности.
Обратимся теперь к самому убедительному доказательству возможности влияния злых духов на людей и после крестных заслуг Христа Спасителя. Таким доказательством является история двух, самых выдающихся в жизни человечества, искушений: искушение Господа в пустыне и искушение прародителей. Эти искушения убеждают в возможности злой деятельности падших ангелов тем, что как в том, так и в другом случае — дьявол приступал к невинным и безгрешным. Рассмотрим историю этих искушений. Блаженны были наши прародители. Тело их цвело крепостью и здоровьем; душа же их была чиста и невинна, со свежими и деятельными силами, и наслаждалась ничем не возмущаемым спокойствием совести. Вместе с тем, внешняя природа со всеми своими царствами — животным, растительным и ископаемым — находилась в покорности к человеку. Она служила ему, как своему царю и владыке и, будучи прекрасна в целом и частях, самими красотами своими доставляла ему высокое наслаждение. Для жилища праотцев предоставлен бы рай сладости, место самое лучшее на земле, исполненное всякого рода растениями, приятными на вид, хорошими для пищи (Быт. 2,9) и заключавшими в себе все, что только могло удовлетворить потребностям чувственно-разумных существ, развивать и непрестанно поддерживать в них чувство совершенного блаженства. Главнейшим источником блаженства для наших прародителей было то, что Сам Бог являлся и беседовал с ними, как Отец с любимыми детьми, Сам ими руководил с чрезвычайною любовью и нежностью; окружал их всем, что могло содействовать полноте их счастья.
И вот дьявол позавидовал прародителям в их безграничном счастье и захотел уничтожить его и, действительно, успел в этом. Змий-дьявол клеветой на Бога обольстил Еву, и чрез плод, древа, содержащего познание зла, подвел род человеческий к смерти, — недаром он назван человекоубийцей от начала (Ин. 8, 44). Св. Иоанн Златоуст говорит: «Видя, что человек находится в величайшей чести и почти ничем не менее Ангелов, как и Блаженный Давид говорит: Немного ты умалил его (человека) пред ангелами (Пс. 8, 6), — так, видя на земле земного Ангела, демон, который сам некогда пребывал между вышними силами, но по развращению воли и безмерной гордости ниспал с той высоты, употребляет великую хитрость, чтобы лишить человека благословения Божия, сделав человека неблагодарным, отнять у него все блага, дарованные ему человеколюбием Божиим. И что же делает? Находит змея, которая превосходил смыслом всех зверей, что засвидетельствовал и Моисей сими словами: Змий же бе мудрейший всех зверей, сущих на земли, их же сотвори Господь Бог (Быт. 3, 1). Воспользовавшись змием, как орудием, дьявол чрез него вступает в беседу с женою и увлекает в свой обман этот простейший и немощнейший сосуд. Беседуя со змеем, Ева говорила, что Бог запретил не только вкушать от плодов древа познания добра и зла, но прикасаться к сему дереву; и сказала жена змею: Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог: не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы не умереть (Быт. 3, 2-3). В этих ее словах обнаружилась тайна ее душевного состояния, подмеченная искусителем: страх смерти только сдерживал ее в повиновении Богу. Посему-то отвечает змей жене: Нет, не умрете (Быт. 3, 4). Рассеян страх смерти, дьявол уже без туда привлекает Еву на свою сторону; он говорит ложь и клевещет на Бога:Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло (Быт. 3,5). Ева не противоречит дьяволу: она ему верит, а потому не возражает. Услышав, что Бог будто бы из зависти запретил вкушать от дерева, надмившись надеждою на равенство с Богом, Ева возмечтала о себе слишком много: И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз, и вожделенно, потому что дает знание (Быт. 3, 6). Заговорила в Еве похоть человеческой природы (Ин. 2, 16), заговорила похоть плоти: дерево казалось хорошим для пищи; заговорила похоть очей: дерево казалось приятным для глаз; заговорила и гордость: дерево казалось дающим знание. «Бедствия произошли не от дерева, но от произволения человека, от беспечности и невнимательности, какие он показал по отношению к заповеди» (Иоанн Златоуст). «Дерево в раю было для того, что нужна была заповедь для испытания нашего послушания» (Св. Василий Великий). Вина не в дереве, а в нас, в нашем преслушании; сама Ева взяла плодов и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт. 3, 6). Так внесен был грех в род человеческий. Тогда открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясание (Бъп. 3,7). Первое следствие греха в прародителях наших было сознание не болезни какой, — душевной или телесной, а своей наготы. С сознанием наготы появился и стыд внутренний. До грехопадения были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт. 2, 25), после же грехопадения они сделали для себя опоясания, а когда слышат глас Господа, ходящего в раю, то скрываются за деревьями. Господь зовет Адама, тот отвечает: Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся (Быт. 3, 8-Ю). И спросил Господь: Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть (Быт. 3, 11). Бог желает вызвать покаяние у Адама. Но первозданный вместо откровенного признания во грехе своем и покаяния, слагает вину свою на Бога: Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. Жена же слагает вину свою на змея (Быт. 3, 12-13). Итак, люди не только сотворили грех, но и упорствовали в нем. Преслушание и нераскаянность воздвигли на первых людей, а через них и на весь род человеческий, справедливый гнев Божий. Суд Господа, сопряженный с наказанием, прародители приняли молча и безответно, а пробудившаяся совесть давала им знать, что судьба их, после нарушения заповеди Божией, не может оставаться в прежнем виде, что грех и преступление должны быть наказаны, и что благодушное принятие и безропотное перенесение сего наказания есть наилучшее средство к тому, чтобы заслужить милость; и возвратить себе любовь Божию6.
Произнесенное же Богом наказание обольстителю — змею давало им знать, что они не преданы в беззащитную жертву злой и враждебной силе, низринувшей их с высоты невинности и богоподобия. Несмотря на постигшие бедствия, у них оставалась возможность восстать от своего падения, стать против своего врага, сразиться с ним и победить его, воспринимая для того силу и средства от Бога, Кто явился теперь не только Судьей их, но и отомстителем за них.
Не будем столь безрассудны, чтобы роптать на прародительницу нашу, памятуя, что и мы сами повторяем непрестанно ее грех — непослушание к заповедям Божиим; лучше посмотрим на то, как нам вести себя среди искушений, дабы избегать сетей врага, а для сего выйдем из Эдема и пойдем в пустыню Иорданскую, потому что потерянное нами в раю опять приобретено для нас в сем месте слез и воздыханий, за нас пролитых Сыном Божиим. Искушение Спасителя было допущено Богом не для Него, а для примера стойкой борьбы с искушениями, чтобы люди знали, как отражать врага. Св. Афанасий Великий говорит: «Явно, что не грешить было делом естественным, посему-то зрак раба, явившийся в Божестве Слова, по естеству и силе, являет в себе безгрешность, разорив закон греха и пленив мучителя, как говорит пророк: Восшел на высоту пленив плен (Пс.67,19)». Слово, противопоставив врагу зрак раба, одерживает победу чрез побежденного некогда, то есть рабское пред волей Божией смирение Христа — Сына Божия победило врага, поэтому Иисус Христос говорит: Мужайтесь, Я победил мир (Ин. 16,33).
Преподобный Иоанн Кассиан пишет: «Спаситель, имея нетленный образ Божий и подобие, должен был также искуситься в тех страстях, в которых был искушен Адам, когда был в невинном состоянии, то есть чревоугодии, тщеславии, гордости. Спаситель допустил дьявола с искушением, чтобы своим примером научить нас, как мы должны побеждать врага-искусителя, именно, теми же способами, какими и Христос отразил его»7. И приступил к нему искуситель и сказал: если Ты — Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Мф. 4, 5-6). Опять берет Его дьявол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4, 8). Что же Искушаемый наш? У Него — единая, неизменная мысль — об исполнении воли и славы Отца Небесного. Когда искуситель хочет обратить внимание Его на предметы дальние, Он всякий раз обращается горе, к Отцу Небесному, и от Его Светлого Лица принимает ответ врагу. На предложение о хлебах Он отвечает: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4,4). На предложение вергнуться вниз говорит: Не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4,7). Предложение царства мира Христос отражает словами: Господу Богу Твоему поклоняйся и Ему Одному служи (Мф. 4, 10). Доколе продолжалась брань, Христос был Один, но когда изобличил дьявола и повелительно сказал: отойди от Меня, сатана (Мф. 4, 10), — явились Ангелы и служили Ему.
Вместе с твердостью и величием Господь Иисус Христос обнаружил, в искушении Его дьяволом, глубокое смирение: Он ничего не говорит дьяволу от Своего Лица, а все заимствует из Слова Божия, и это для того, чтобы отвратить людей Своим примером от той самонадеянности, с какой Ева вступила в беседу с искусителем, и подавая нам пример смирения, которым скорее всего побеждается наш гордый противник8.
Вот два одинаковых по существу искушения и два совершенно различных к ним отношения искушаемых; чего не сказала дьяволу Ева, то сказал ему Христос, Первая погибла сама и внесла в род человеческий погибель; Второй же не только сам освобождается от дьявола, но дает власть, силу и средства освобождаться от дьявола всем, кто пожелает пойти за Христом в путь спасения.
Итак, дьяволу было возможно приступить к невинным прародителям и искушать их; чрез это искушение он довел их до греха, проклятий и смерти. Если же дьявол приступил с искушением и к Сыну Божию, то не можем мы, грешные, считать себя свободными от нападения на нас врага и должны, имея в виду пример Христа, твердо и стойко отражать всякое искушение дьявола. Ободрением для нас во всех искушениях должны служить слова Апостола, что верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10,13); а почему Господь Бог, могущий одним мановением Своей Всемогущей Десницы превратить дьявола в ничто, допускает влияние дьявола на нас, отвечает св. Иоанн Златоуст: «Бог не препятствует дьяволу посещать тебя искушениями, во-первых, для того, чтобы ты познал, что сделался гораздо сильнее дьявола, во имя Христа знаменуясь крестом животворящим; во-вторых, чтобы ты пребывал во смирении и не превозносился величием даров; в-третьих, для того, чтобы лукавый оный дух, доселе сомневавшийся в твоем от него отступлении, видя твое терпение в искушениях, уверился, что ты совершенно оставил его и отступил от него; в-четвертых, чтобы ты чрез это сделался тверже и крепче; в-пятых, чтобы иметь ясное извещение о вверенных тебе сокровищах; ибо дьявол не стал бы приступать к тебе, если бы не видал тебя в высшей степени чести».
Ту же мысль выражает и св. Максим-Исповедник: «Пяти ради причин от Бога попускается нам быть боримыми от демонов: 1-я та, чтобы мы, будучи боримы и противоборствуя, дошли до умения различать добродетель от греха; 2-я та, чтобы мы, борьбою и трудом снискав добродетель, имели ее твердою и неизменною; 3-я та, чтобы, преуспевая в добродетели, не высоко о себе мудрствовать, но научались смиренномудрию; 4-я та, чтобы испытав делом, сколь зол грех, возненавидели его; 5-я и важнейшая — та, чтобы не забывали своей немощи и сил Помогшего нам»9
1 Августин. О граде Божием. Кн. 2. С. 9.
2 Немезий. См. Догматическое Богословие еп. Сильвестра. С. 386
3 Иоанн Дамаскин. Т. 2. С. 4.
4 Сочинения Иннокентия. Т. 9. С. 108-110.
5 Св. Василий Великий. Ч. 4. С. 150
6 Иннокентий, архиепископ Херсонский. Т. 7. С. 79.
7 Иоанн Кассиан, С. 240.
8 Иннокентий Херсонский. Сочинения. Т. 1. С. 35.
9 Творения Св. Отцов. Т. 3. С. 205.
Глава VI