Нечестивым же нет мира, говорит Господь. Каким образом нечестивые не охватываются радостью, когда пророки говорят: нет позора в смерти их и продолжительности в страдании их. 3 страница
Но посмотрим: ужели невозможно каким-либо образом уразуметь то, что невозможно исповедать? Не всегда бывает так, чтобы мы не могли даже понимать того, что мы не можем исповедать. Конечно, говорит, мир превышает всякий разум; потому говорится: мир Божий, который превыше всякого ума (Филип.4:7). Здесь говорится, скажут, о мире, мы же исследуем о милосердии и о величайших дарах. Что же, скажи, находится более превосходного, чем мир с милосердием? Мир есть великий и особенный дар милосердая. Но обратимся умом к тому, где особенно находится преспеющее милосердие Божие: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Если же иногда бывает речь относительно меры, то ты остерегись думать, что милосердие Божие имеет такую меру. Вот я разъясню сказанное: как отец ущедряет сынов, так Господь ущедрил боящихся Его (Пс.102:13); в евангелии же читается так: вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим (Мф.7:11). И сам пророк говорит: забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя(Ис.49:15). Эти примеры приведены здесь не для того, чтобы показать, что мера милосердия Его одинакова с теми, но потому, что мы не знаем милосердия больше отеческого, оно является самым великим в наших мыслях. Чтобы ты таким образом верил в сказанное, выслушай, что говорится: забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис.49:15). Таким образом, когда ты слышишь: насколько отстоит восток от запада, (настолько) Он удалил от нас беззакония наши (Пс.102:12), то ты остерегись думать, что таково только расстояние, но считай его гораздо большим. Так как ты не знаешь иной меры больше той, то псалмопевец и воспользовался известным тебе примером. Но что это расстояние гораздо больше, ясно из следующих слов: Я Сам изглаживаю преступления (Ис.43:25), истребив (Колос.2:14). Здесь, таким образом, больше, чем отдаление грехов: то, что отдалилось, может придти вновь; но то, что однажды уничтожено, больше уже не пишется. Потом в ином месте говорится: Отец милосердия и Бог всякого утешения (2Кор.1:3). Что он желает показать этими словами? Мне кажется, что он показывает этим, что милосердие Его непостижимо, подобно тому, как непостижим Он Сам. Так как непостижима Его сила, то таково же и все то, что относится к этой силе, по сказанному: все, что восхотел Господь, сотворил (Пс.134:6); а потом: Богу же всё возможно (Мф.19:26). Тот, Кому принадлежит неизмеримая сила, необходимо одарен неизмеримою также премудростью. Таким образом, если нет меры Его премудрости, то ужели мы можем измерить Его милосердие? Никоим образом; мы всегда должны мыслить, что то милосердие, которым все установлено, неизмеримо. Сверх того, о Его любви также говорится: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин.3:16); о судах же Его говорится: судьбы Твои - бездна великая (Пс.35:7); а о милосердии: Ты являешь милость тысячам (Иер.32:18).
Этими словами мы не желаем побуждать вас к лености, но оживляем доброю надеждою и милосердием Божиим тех, которые находятся без надежды. Поистине, как велико милосердие Его, так велик гнев Его. Так и Христос говорит: на небесах более радости (Лк.15:7). Но, увы, что такое человек? Если говорится: народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах (Ис.40:15), если, говорю, все люди вменяются таким образом, то как будет только один достоин явиться пред лицом Господа, особенно когда он грешник? Но спасение человеческое служит для Бога предметом такой заботливости, что Он ради одного кающегося грешника подвергает радости небо и землю. Что иное может сравниться с таким попечением? Но ты не думай, что Сын послан Богом Отцом только для спасения всего мира. Если бы только один человек нуждался в искуплении, то тем не менее Бог не нашел бы недостойным послать Своего Сына. Скажут: какими соображениями ты можешь это подтвердить? Выслушай говорящего Павла: предал Его за всех нас (Рим.8:32). Это есть также признак справедливости, потому что не сказано: за богатых и сильных, а не за бедных или за мудрых только, а не за немудрых, за неимущих, а не рабов, – но за всех, так что Он всех ценил одинаково. Но в иных словах апостол говорит, что Он предал Себя за него: а что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал.2:20). Что ты говоришь, Павел? Ужели ты желаешь ограничить дары Божии? Не ты ли недавно сказал: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Римл.8:32)? Почему же теперь говоришь: предавшего Себя за меня (Гал.2:20)? Конечно, говорит, для того, чтобы показать тебе, что хотя бы нужно было предать Сына ради одного, и тогда Бог ни под каким условием не отказался бы исполнить это. Желаешь ли, чтобы я показал тебе это с помощью какого-либо сравнения? Но разве не одна только погибла овца, а девяносто девять уцелели? Однако, медлил ли Он, не предпочел ли Он оставить тех и пойти по горам, равнинам и долинам? Прекратил ли Он Свое хождение прежде, чем нашел ее? Разве остальные не могли бы быть для Него утешением, когда отсутствовала одна только? Подобного рода вещи проявляются там, где, конечно, существует горячая любовь. Также и жадный к золоту, хотя он имеет много денег, если потеряет одну монету, подвергается сильной скорби, потому что он любит всю силу своих денег. Посмотри, пожалуйста, на любовь Его после того, как найдена одна овца: с каким попечением и любовью Он полагает ее на Свои плечи; Он не наносил ей уда-ров, не подвергал ее какому-либо иному наказанию. Конечно, таково свойство любящих и расположенных людей, что даже когда их оставляют друзья, когда они удаляются, даже вредят им, они ни под каким видом не гневаются на обиду, но только желают возвращения и примирения. Какие обиды мы наносили Богу, или как возбуждали гнев Его! Но Бог мстил ли нам после этого? Никак, но Он даже говорил: Я пришел не судить мир, но спасти мир (Ин.12:47). Почему же вы бежите, почему удаляетесь? Мы – посланники от имени Христова, говорит апостол, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом (2Кор.5:20). Но ужели это – после оскорблений и бесславия? Конечно, говорит, и тогда примиритесь. Итак поспешим и мы, чтобы Он примирился также с нами.
9. Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни древние, в роды давние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила? По переводу 70 ясно, что это повеление дано было городу. Если всячески должно повиноваться царю, повелевающему что-либо, то тем более Богу, когда Он кому-либо что повелевает. Акила же говорит: восстань, восстань, и крепость облеки в мышцу твою; здесь у него непосредственно читается то слово, которое обозначает имя Господа. Но 70 выражение: восстань, восстань, относят к Иерусалиму, как ясно из последующих слов, потому что прибавляют: не ты ли еси опустошаяй море? (так в ц. сл. тексте). Акила говорит: может быть, ты, опустошивший море. Ничто не препятствует понимать эти слова об Иерусалиме: все бывшие чудеса совершались ради народа, как он называет Иерусалим: Бог, говорит, действовал, но все это совершалось для народа. По этой причине пророк обращает речь к Богу, чтобы показать, что те чудеса совершались Им ради народа, т.е., ради Иерусалима. Итак, оставив кажущееся сомнение, которое в действительности не есть сомнение, и возвращаясь к начатому нами, мы будем объяснять по переводу 70.
Облекись крепостью, мышца. Этим пророк обозначает отвержение грешников. Подобно тому, как по окончании болезни больной выздоравливает и крепнет, так и после удаления грехов выздоравливают души. Греховная грязь уменьшает душевные силы и часто развивает болезнь. Расслабленная и согбенная жена, а также коринфяне, которые были немощными за грехи (1Кор.11:30), пусть выскажут свидетельства относительно этого. Не говори, что форма тела не уродуется вследствие грехов. Подобно тому, как вследствие болезни тела уменьшается острота души, так и тело бывает участником в болезни души. И все это есть даже дело милосердия Божия: дух с трудом узнает о своей болезни и казнях грешников, а потому Бог установил, чтобы тело также чувствовало таковые труды, так чтобы мы побуждались к исправлению зол, которыми мы связаны, чрез телесные болезни. Если желаешь, то прежде всего исследуем гнев. Не видишь ли ты, каким образом гнев обезображивает тело? Потому и премудрый говорит: муж ярый неблагообразен (Притч.11:25). То, что гнев губит и душу, ясно из следующего: гнев губит и разумных (Притч.15:1). Таким образом, по телу заметно, когда оно бывает угнетено бременем зол, что и душа также подвержена таким же тягостям. Таким же образом, когда дух находится под бременем, то и тело принимает в том же участие. Добродетель делает здоровыми не только души, но также и тела, сохраняя их от разложения, на подобие острой и холодной зимы.
Востани, востани, Иерусалиме (в русском переводе слова "Иерусалим" - нет). После опустошения, он был громадной развалиной: он не только был ниспровергнут до основания, не только были разрушены здания, но отверженный город сидел во прахе и горел от огня грешников. Благочестие было на словах, так как он был сильно поврежден грехами и беззакониями, плен же принес ему весьма большую пользу. Кем было это совершено, по какой причине Иерусалим подвергся наказаниям и каким образом он мог освободиться от жестоких уз, – относительно этого учит этот самый пророк. Он учит, что как падение Иерусалима произошло от него самого, так от него же самого произойдет воскресение и восстановление прежней добродетели. Потому он увещевает Иерусалим только к этому. То, что от него самого произошло падение и восстановление, ясно из следующего.
Восстань, как в дни древние, в роды давние. Пророк утверждает и убеждает Иерусалим к такой перемене. Не ты ли иссушила море, воды великой бездны, превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные? (ст. 11). Здесь говорится об египтянах и о переходе чрез море. Твоею ли силою совершилось все это? Ты не мог совершить этого сам собою, но все это совершила и довела до конца рука Божия. Эти слова пророк говорит для того, чтобы ты знал, что все совершено ради тебя, чтобы и ты не думал, что Бог делает что-либо напрасно и необдуманно: Он делает не прежде, чем ты подал повод к этому. На что, говорит, мне показывать великое и удивительное? Народ кричал и стонал вследствие своих притеснений: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его (Исх.3:7). То, что Бог сделал чрез Моисея, пророк приписывает народу. Видишь ли, как могуществен тот, кто повинуется Богу, и как бессилен противящийся Богу? Не от тебя самого тогда была сила и не вследствие твоей слабости пришли настоящие бедствия, но первую ты получил ради своей добродетели, а последние пришли на тебя ради твоих грехов. Обрати внимание на то, что он говорит: они подверглись разрушению вследствие гордости и вследствие какой-то надежды, которая не принесла им никакой пользы. Если, таким образом, те погибли по причине своей гордости, то эти, также пребывающие в безумии, каким образом могли освободиться? Бог не только истребил их, но подверг также осмеянию и позорищу. Так как падение на землю показывает слабость падающих, то поэтому и они (египтяне) за то, что топили мальчиков в водах, сами потонули в водах подобным же образом. Вспомни, говорит, о прежней славе твоей, научись, если желаешь, тому, что тебе присуща великая добродетель. Не ты ли иссушила море?Не говори, что ты победил равных себе народов, – когда ты победил как бы самую природу: была изменена природа, ты почти господствовал над творениями, когда благоволил к тебе Господь творений, Который никогда не завидовал тебе, ты же, как искренний друг, повелевал творением друга. Превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные. Ты подверг мучениям своих неприятелей, сам же имел новый путь. Пророк потому исчисляет чудесные благодеяния, чтобы напоминанием древних добродетелей убедить их любить Бога, побудить их к тому, чтобы они и теперь, как прежде, обратились к Господу. Он есть, говорит, Бог твой. И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалятся. На главе их будет радость, как бы некоторый венец или трофей. Печаль и вздохи удалятся: хотя это было тогда сказано относительно их образно, но впоследствии это должно было совершиться в действительности. Печаль и вздохи удалятся. Так как множеством грехов мы навлекли скорби, печали и воздыхания, то поэтому пророк говорит: если ты исторгнешь корень, то тогда иссохнет и то, что произошло от того корня. Так как ты избрал себе тяжелую жизнь, то, когда начнешь говорить: почему Бог дал нам тяжелую жизнь, тогда вспомни о начале ее, вспомни, что мы сами были причиною наших притеснений. Бог не желал, чтобы в нашу природу вторгались печали, так как, сотворив ее, Он даровал ей величайшие блага. Если ты не веришь этому, то выслушай Священное Писание, которое говорит: нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы (Еккл.7:30). Выслушай же, каким Адам был сначала: не было ни печали, ни заботы, которые присоединились потом, как наказания; ему следовало воздерживаться от зол, о которых он и не помышлял прежде. Подобным же образом, когда говорится: скорбью будешь питаться (Быт.3:17), то ясно, что человек прежде был подвержен радости; а также, когда говорится: в поте лица твоего (Быт.3:19), то ясно, что прежде он проводил жизнь без пота и труда; когда говорится: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт.2:17), то отсюда следует, что прежде Адам был бессмертным. Потому Христос, желая показать нам, что Он восстановил нас в прежнее состояние, увидевши после Своего воскресения жен, которые были матерями печали, прежде всего произнес им слово, которое совершенно было противоположно печали, говоря: радуйтесь(Мф.28:9); если по вашей вине пришла печаль сначала, то теперь ради Меня приходит наконец радость. Точно также и Павел часто говорил: радуйтесь всегда в Господе (Флп.4:4). Древнее прошло (2Кор.5:17). Если смерть не есть более смерть, то и печаль не есть более печаль. Итак, если сокрушено жало смерти, то разрушены также и действия грехов, потому что печаль входит в душу вместе с грехами. Тогда, говорит, отбежат скорби и печали и воздыхания; отбежать же означает не что иное, как удалиться.
12. Я, Я Сам – Утешитель ваш. Я всегда один и тот же; хотя изменилось положение вещей, однако Я не изменился, но Тот же, Который был. Справедливо сказано: Я, Я Сам – Утешитель ваш, потому что все блага бывают ничем, когда нет Того, Кто утешает; поэтому и Павел говорит: утешающий нас во всякой скорби нашей (2Кор.1:4). Будем же всегда молиться Тому, Кто причиняет печаль и дает долготерпение для нетерпеливых; никогда не будем стремиться к тому, чтобы быть богатыми, но к тому, чтобы только Бог благоволил к нам. При Божием благоволении, мы, будучи и бедными, можем быть радостны; когда же Бог гневается, то хотя бы мы были богатыми и состоятельными, мы все будем томиться от печали. Когда Бог нам враг, то хотя бы у нас были и блага и друзья, от них не будет никакой пользы; когда же Бог к нам благорасположен, то ничто враждебное не может повредить нам.
Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава. Справедливо пророк приводит на ум знатность его (Иерусалима), как бы какой-либо царской дочери, которая боится своих слуг. Скажи, пожалуйста, кем ты был? Эти слова: "кто ты" обозначают многое: во-первых, то, что он (народ еврейский) прежде прочих людей познал Бога; потом, ты один был освобожден от заблуждений, ты один почитал добродетели, тебе одному Я открыл сокровенное и невидимое Своей премудрости, по сказанному: не сделал Он сего ни одному (еще) народу и судов Своих не явил им(Пс.147:9). Какой народ Бог избрал таким образом, или кто когда-либо слышал голос Божий, как слышали они? Кем ты был? Что более привлекает тебя: телесная доблесть, или душевная мудрость? Блага, которые пришли издалека, или блага, которыми ты пользовался дома? Кто ты и почему боишься человека, который умирает: разве Я не даровал тебе жить жизнью бесплотных сил? Если не открыто, то как бы прикровенно Я даровал тебе таковую жизнь. В течение сорока лет ты не обрабатывал земли и не собирал жатвы, и тем не менее ты пользовался всеми благами. И хлеб небесный дал им: хлеб Ангелов ел человек(Пс.77:24-25). Ничего человеку не дается без труда. Кем ты был и почему убоялся? Ты господствовал над самою смертью. Бог прежде явил будущее и весьма часто освобождал их от бедствий. Он был бессмертным – потому, что имел Бога как бы своим вождем; он мог столько, сколько сам желал.
Который то же, что трава. Видишь ли бессилие природы? Хотя она внушила тебе страх, но не своею силою, а по причине твоего бездействия. Кто боится сена? Или, как если бы кто сказал нам: кто ты таков и почему боишься диавола? Он повелел тебе попирать змия, почему же ты боишься его? Сам Христос с тобою, почему же ты боишься врага?
13-16. И забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю. Одно дело творение и промышление, а другое – могущество и попечение. Не одно и то же забыть отца и Бога, Который есть первая и истинная причина. Ты не увидел Бога, сотворившего тебя, но разве ты не видишь небо, которое всегда приводит тебе на ум творение? Куда бы ты ни пошел, небо представляется тебе, как какая-либо твердая и устойчивая статуя. Оно окружает тебя, говорит и проповедует о Творце, и куда бы ты ни пошел, везде ты найдешь небо учителем.
И непрестанно, всякий день страшишься ярости притеснителя. Акила говорит: мучающего тебя. Как бы он готов был истребить?Прочие же говорят: призвать тебя. Но где ярость притеснителя? Скоро освобожден будет пленный. И теперь желаешь ли ты узнать, кто это такой? Обрати внимание: Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф – имя Его. Итак, Он есть господствующий над всем этим. И Я вложу слова Мои в уста твои. Подвергшись многим бедствиям, они лишились также утешения возвещать определения Божии. Потому и говорится: вложу слова Мои в уста твои. А один из переводчиков говорит: сделаю то, что ты всегда будешь размышлять о законах Божиих, чтобы таким образом возбудить попечение твое и желание. И тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю. А Симмах говорит: на которой насадил тебя, под этими силами, и охранял тебя различными стражами.
17-23. Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил. Так как пророк выше сказал: кем ты был и почему убоялся гнева ярости притеснителя? – то для того, чтобы Иерусалим не думал, что он подвергся наказаниям от людей, он прибавляет: из руки Господа выпил чашу ярости Его. Писания всегда называют наказания чашею; пророк прибавляет: до дна, чтобы показать угрожающее наказание Божие. А так как таковое наказание сходит глубоко, в самое сердце, то пророк говорит: выпили осушил. Он приводит справедливую причину, и так как гнев следовало умилостивить, то говорит: ты исполнил меру наказаний, испил, опустошил чашу, так что от наказаний не осталось ничего.
Но чтобы показать, что никто не мог помочь ему (Иерусалиму), пророк говорит: некому было вести его из всех сыновей, рожденных им, и некому было поддержать его за руку из всех сыновей, которых он возрастил. Он напоминает им о великих и горьких наказаниях, говоря, что они не только подверглись скорби, но так измучились от несчастия, что в их бедствиях не нашлось утешителя. Говоря: некому было поддержать, пророк не обвиняет сынов его, но этим старается научить, что наказания произошли с неба, так что даже и самые сыны не желали утешить своей матери. Почему ты бежишь к чужим, когда даже среди твоих домашних не было тебе никакой надежды? Когда наказывает Бог, то не должно полагать надежды ни в обилии войск, ни в крепости городов.
Тебя постигли два бедствия, кто пожалеет о тебе? – опустошение и истребление, голод и меч: кем я утешу тебя? Ужели сыны твои, которые и сами нуждаются в утешении? Кроме того, кто в состоянии переносить голод? Итак, чтобы научить тебя, что война происходит также с неба, Он послал также голод. Сыновья твои изнемогли, лежат по углам всех улиц, как серна в тенетах, исполненные гнева Господа, прещения Бога твоего, т.е. они были полумертвыми вследствие опустошительного голода. Симмах говорит: как сеть, потому что, как сетью они не могут удержать воды, так их старания не могут утолить гнев Божий. Пророк говорит: были исполненные гнева Господа, прещения Бога твоего.
Итак выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина. Так говорит Господь твой, Господь и Бог твой, отмщающий за Свой народ: вот, Я беру из руки твоей чашу опьянения, дрожжи из чаши ярости Моей: ты не будешь уже пить их, и подам ее в руки мучителям твоим, которые говорили тебе: "пади ниц, чтобы нам пройти по тебе"; и ты хребет твой делал как бы землею и улицею для проходящих. Акила говорит: плечи твои; Симмах же: хребет твой. Улицею для проходящих. Смотри, когда Он был уже готов освободить их, Он показывает угрожающие им великие наказания, и что никто не может отвратить таковых бедствий, так чтобы и после благодеяний они не забывали о благах или о грехах, ради которых они подверглись наказанию. Воспоминание то о грехах, то о наказаниях и благодеяниях полезно людям. Бог измышляет многое подобное, чтобы побудить нас к смирению и пользе другим, – приводил Он на ум их воспоминание не только о благодеяниях, но также и о наказаниях после благодеяния, именно, обо всем, что совершилось в Египте и что во время потопа. Знамением потопа была радуга. Грех содомитян показывает попаленная земля. Радуга видима по всему земному кругу, знамение же греха содомского не повсюду видимо. Смотри, таким образом небо и земля представляют знамение гнева Божия: одно усматривается очами, другое же возвещается прочим людям по слуху. Медный змей был знамением относительно иудеев, листы жертвенника были также знамением. Мы имеем много знамений ада в слабостях, болезнях, тяжких наказаниях, так что из этого мы можем гадать о будущем. Кто не слыхал о гневе, излившемся на содомитян? Где среди языков не было слышно об этом? А наказания иудеев разве недостаточны для того, чтобы мы познали будущие наказания? Город разрушен, храм сожжен, скорби, притеснения, рассеяние тех, которые распяли (Христа); все они без полей, без городов, в дырявых платьях блуждают по вселенной. То, что они рассеяны не силою человеческою, ясно из того, что иногда при помощи Божией они побеждали македонян, персов и мидян, но великая сила Распятого их рассеяла и разбросала таким образом. Когда Финеес убил одного человека, то он получил великие блага. Когда сам Моисей сделал то же, то и ему были величайшие дары. Теперь же, если они убили действительно противника Божия, то почему же они подверглись мучениям, почему они рассеяны и разбросаны по вселенной? Кто не верит в адские наказания, тот пусть обратит свой ум на наказания, происходящие с иудеями, или на наказания Сапфиры и Анании, которые, посвятив прежде свое имущество Богу, потом погибли, как грабители храма.
ГЛАВА 52
1-5. Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый. Отряси с себя прах; встань, пленный Иерусалим! сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона! Многие тогда радовались вследствие такого обетования. Почему же они желали обитать в земле неприятельской, когда они прежде вышли из своей страны? Чтобы они не были неверующими, пророк говорит: отряси с себя прах от тебя, встань, пленный Иерусалим. Восстань от земли и от печалей, и сядь на трон славы. Сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона, как вдова, посыпающаяся пеплом. Ибо так говорит Господь: за ничто были вы проданы, и без серебра будете выкуплены. Что значит это выражение – за ничто? Не напрасно и не тщетно, но как мы сказали выше: которому из Моих заимодавцев Я продал вас (Ис.50:1). Получил ли Я блага, принужден ли Я вознаграждать, как должник? Если Я вас предал без сребра, то тем более Я возвращу вас без сребра. Ибо так говорит Господь Бог: народ Мой ходил прежде в Египет, чтобы там пожить, и Ассур теснил его ни за что. И теперь что у Меня здесь? Он вспоминает прошедшее, именно, то, каким образом Он их освободил. Он часто указывает на плен, как бы на обвинение. Почему же? Чтобы показать, что они сами были причиною плена. Так как ни первый, ни второй плен не мог исправить их, то поэтому пророк говорит: народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, не потому, что они были бессильными, но потому, что пошли даром, т.е., в то время, когда их Господь был всемогущ. Так как они обвиняли Его в том, что Он не пришел к ним на помощь, то пророк прибавляет: и постоянно, всякий день имя Мое бесславится. Они сами были виновниками переселения в Египет и пленения между ассириянами и вавилонянами; по своей вине они были взяты неприятелями которые овладели ими легко. Он им при- писывает вину: вас ради(этих слов в русском переводе нет), говорит, хулят Бога те, которые говорят, что Я слаб, и бессилен, и жесток, и немилосерд. И постоянно, всякий день имя Мое бесславится, когда Я вас охраняю и когда даже вас наказываю. Когда Я являюсь охранителем, то говорят: что это за народ такой, ради которого мы все умираем? Когда же Я вас подвергаю наказаниям, то говорят: разве Он не мог спасти их? Поэтому, прибавляет, народ Мой узнает имя Мое, – потому что, говорит, поэтому узнает в тот день, что Я тот же, Который сказал: "вот Я!". Почему же говорится: поэтому? Потому что имя Мое бесславится. То же говорил и Павел, показывая их ежедневные беззакония, от которых они никогда не отступали.
6-14. Поэтому узнает в тот день, что Я тот же, Который сказал: "вот Я!". Христос, говоривший чрез пророков, потом показал Себя во плоти и говорил с нами. Потому также прибавляется: как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость. Акила говорит: как прекрасны на горах ноги благовествующего мир, благовествующего благое; Симмах: как приятны, а Феодотион: как прекрасны. По справедливости здесь усматриваются ноги, попирающие змей и скорпионов. Прекрасны эти ноги: они превосходят по красоте лучи солнечные, они приносят нам весьма многие блага. Что может сравниться с миром? Что может быть приятнее примирения с Богом, с самим собою и с своим ближним? Смотри, как велась троякая и различная борьба: мы боролись с Богом, с самими собою, а также с другими. Бог же прекращает эту борьбу, нисходя свыше и говоря: мир вам. Не мы ли сами просили обетования мира? Он Сам пришел, чтобы мы примирились с Ним, убеждал нас и дал такие блага, каких никто не мог знать или измыслить. Проповедующего спасение: Я, говорит, покажу всем. Говорящего Сиону: "воцарился Бог твой!". А другие говорят: воцарился. Голос сторожей твоих – они возвысили голос. Прочие говорят: зрителей, т.е., прославляющих Бога. И все вместе ликуют, ибо своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион. Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего. Все это совершилось среди народа после возвращения из плена.
Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого. Павел, говоря о своих временах, как на свидетельство, указывает на этого пророка. Какое основание для жизни люди того времени считали более превосходным, чем жизнь вавилонян? Справедливо же пророк убеждает их, так как многие были в нерешимости относительно того, оставаться им (в Вавилоне) или нет, и побуждает их (к исходу), указывая вместе с тем и причину: идите, идите, выходите оттуда и нечистых не касайтесь. Акила и Симмах говорят: мерзостей. Смотри на извращенность! Когда они вышли из Египта, то желали вернуться туда. Когда их призывали (выходить) из Вавилона, то они были нерешительны и скорбны. Такое возвращение они переносили с болезненным настроением, так что не желали уходить даже и после обещаний стольких благ. Пророк помышляет о чем-то новом, когда говорит: выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни. Если вам не достаточно только выйти, то по крайней мере подумайте о следующем: вам, которые были служителями священных сосудов, совершенно неприлично обитать между нечистыми.