О желательности громкого зикра и о достоинстве его исполнения коллективно
Знай, что поминание Всевышнего Аллаха (зикр) в форме, не противоречащей шариату, является одним из лучших и величайших поступков, поистине он (зикр) обладает прекрасным воздействием в воспитании души, успокоении (утешении) сердца, снисхождении милости и в борьбе с прихотями. И нет разницы между скрытым и громким поминанием, будут его читать сидя или стоя, будет поминающий Аллаха находится в уединении или в группе других людей, из-за общего смысла слов Всевышнего Аллаха (смысл): «Разве не поминанием Аллаха обретают покой сердца уверовавших?» (13:28) и «Вы поминайте Меня и Я упомяну вас» (2:152).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, находиться в общине людей поминающих Аллаха от утренней молитвы до восхода солнца для меня лучше, чем освободить четверых из сынов Исмаила, мир ему. И поистине, находится в общине людей поминающих Аллаха от времени предзакатной молитвы (аср) до захода солнца для меня лучше, чем если я освобожу четверых из сынов Исмаила (мир ему)»161.
161 Привел Абу Дауд
162 Привели Муслим, Тирмизи
Также, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Какие бы люди не упомянули Аллаха, их окружат ангелы и покроет их милость (Аллаха), и снизойдет на них спокойствие, и упомянет их Аллах среди тех, кто возле Него»162. darulfikr.ru 139
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) передал слова Всевышнего Аллаха (хади уль кудси): «Всевышний Аллах говорит: «Я таков для раба Своего, как он думает обо Мне, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает меня. И если он поминает Меня про себя, то и Я помяну его про Себя, если же он помянет Меня в обществе (людей), то Я помяну его в еще более лучшем обществе»163.
163 Привели Бухари, Муслим и Тирмизи
Также Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, у Всевышнего Аллаха есть ангелы, которые постоянно находятся в поисках людей, собравшихся для исполнения зикра, а когда они находят их, то обращаются друг к другу: «Идите к тому, что вы ищите». Они окружают их своими крыльями до самого нижнего неба» и в конце этого хадиса, приводимого имамами аль-Бухари, Муслим и Тирмизи есть слова: «Господь скажет им (ангелам): «Я беру вас в свидетели в том, что Я простил их». И тогда один из ангелов скажет: «Среди них есть человек (грешник) не из их числа, который шел по своей нужде и сел (к ним)». И Аллах ответит: «Они такие люди, что находящийся вместе с ними, не станет несчастным». Эти достоверные хадисы устанавливая законность коллективного зикра и его достоинство, также утверждают законность и достоинство в отношении громкого зикра.
Если при громком зикре есть опасность показухи, создается помеха молящемуся, спящему, читающему Коран или занятому изучением наук, то чтение зикра про себя лучше. Но если коллективным зикром можно поспособствовать: обучению невежды (джахиля), прогнать чувство одиночества и лени, Озарение сердец 140
принесению радости в сердце верующего, отстранению кого-либо от новшеств, то в таком случае предпочтение дается громкому зикру. Ученые шафииты и другие посчитали желательным произнесение вслух «амин» после суры «Аль-Фатиха», в то время как оно является мольбой. И нет аргумента утверждающего нежелательность зикра, если отсутствует одна из запрещающих его причин (упомянутые выше) и соблюдены все адабы.
Тебе следует понимать хадисы о сборе для громкого зикра буквально (захир), не конкретизируя их общий смысл. Достоверно известно от праведных предшественников, что они читали зикр не только про себя, но и коллективно. Бухари приводит от Ибн Аббаса: «Громкий зикр, когда люди завершали обязательную молитву, имел место во время Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). По нему Ибн Аббас узнавал о том, что люди расходятся из мечети» (в продолжении хадиса имама Бухари).
Шейх Мухаммад Хуснейн Махлюф darulfikr.ru 141