И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков
20Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
21Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых.
22Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
24А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
Против лжеучений, уже тогда смущающих умы верующих…
Евангелие (от Матфея): 1И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, 2сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; 3и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.
4Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: 5Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.
6Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: 7привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.
8Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; 9народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна* Сыну Давидову! благословен Грядущий
во имя Господне! осанна в вышних!
10И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?
11Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.
12И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, 13и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.
14И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.
15Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! - вознегодовали 16и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?
17И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.
Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; 19и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет; 22и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите.
И снова Вход Господень во Иерусалим и проклятие бесплодной смоковницы. Одни из еванглистов поясняет, что время сбора плодов еще не пришло, однако на дереве могла быть хотя бы завязь. Но и ее не было на дереве этом, а одни листья. Впрочем, важнее в поступке этом не то, были ли на дереве хотя бы зачатки плодов или нет, а последние слова «истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите». Вера творит чудеса, а точнее – доверие Богу, спасающему человека. Доверяющий Богу и идущий путем Господним, а значит, приближающийся к Богу, действительно обретает дерзновение, если же человек, по виду, веря¸ на деле Богу не доверяет, а живет по-своему, по отдалении от Бога удобно впадая в грех, то и Господь не будет слушать его словес, так как и просьбы такого человека суетны и вредны даже для самого просящего. Увы, мы с вами не всегда понимаем, чего просим, будучи далеки от упомянутого образца. Об этом действии Христа уже упоминалось, когда приводился Евангельский текст, выпадающий на пятницу, на которую выпал праздник Преображения Господня, почему его положено читать накануне или на следующий день, но у нас такие тексты вовсе опускаются. И там же я уже писал о параллели между смоковницей и душой человека – приносит ли она плод или нет. Господь ранее говорил притчу о владельце сада, думающем о том, что делать с бесплодной смоковницей, но садовник уговаривает его потерпеть до следующего года – не принесет ли плода, уподобляя плодовому дереву душу человека. Господь взращивает ее, поливая и ухаживая за ней, наконец, открыв ей путь спасения, а то, что вырастила душа, определит ее участь – приносит ли она плод добрый или «дикие ягоды», по слову пророка Исаии, кислые и малопригодные для еды, а может вовсе порождает одни листья. Скажи мне Господи путь в онь же пойду.
Тут стоит привести мысли по этому поводу святителя Феофана Затворника: «Господь осудил смоковницу на бесплодие за то, что по виду она так была покрыта листьями, что надлежало быть на ней и плодам, которых на деле не оказалось. В применении к жизни христианской, листья означают внешние дела благочестия и внешние подвиги, а плоды внутренние расположения. По закону так: первые должны исходить из последних; но по снисхождению к немощам - крайняя мера: последния должны развиваться вместе с первыми. Когда первые в силе, а последних нет и в зародыше, то отсюда выходит ложь жизни, которая выражается так: казаться, но не быть. Вначале, может быть, и не имеется это несчастное настроение в мысли, а потом оно является незаметно и устанавливает собой строй жизни. Кто наляжет слишком на внешность и пристрастится к ней, у того внимание к сердцу закрывается, чувства духовные глохнут и водворяется холодность. На этой степени жизнь духовная замирает; остается вид благочестия без его. Поведение совне исправно, а внутрь все навыворот. Следствием этого - бесплодие духовное: делаются дела, но они все, мертвые».
И чтения праздника. Отрывок из книги Деяний апостольских: 1Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 2до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, 3которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 5ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
9Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
10И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде 11и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.