Предмет Сравнительного богословия
В.Н.Васечко, Курс лекций. 2000г.
Сравнительное богословие.
Содержание:
Предмет Сравнительного богословия.
Основные Западные Исповедания.
Церковное Отношение Православия к Инославному Миру. Три Чина оссоединения Инославных. Спор о природе и благодати в V веке.
Краткая история разделения Церквей в XI в.
Вероучение Римо-католической Церкви.
Особенности римо-католической экклезиологии и учение о верховной церковной власти епископа Рима. Догмат о вероучительной непогрешимости Римского первосвященника. Учение об исхождении Св. Духа не только от Бога-Отца, но “и от Сына” (filioque). Учение Римо-католической Церкви о первородном грехе и первозданной праведности. Римо-католическое учение о спасении. Мариальные догматы Римо-католической Церкви. Учение Римо-католической Церкви о Священном Писании и Священном Предании. Римо-католическое учение о таинствах.
Вероучение протестантских исповеданий.
Идейные истоки и предыстория Реформации. “Реформаторы до Реформации,” соборное движение XV столетия. Учение Реформации о первородном грехе. Учение Реформации о спасении только верой (sola fide). Учение Реформации о Священном Писании и Предании (sola Scriptura).Институт символических книг. Экклезиологические основы Реформации.
Лютеранство.
Кальвинизм.
Англиканство.
Экуменическое движение.
Библиография.
Предмет Сравнительного богословия.
В качестве самостоятельной дисциплины, изучаемой в духовных учебных заведениях, сравнительное богословие возникло в России лишь в XVIII столетии Вопрос о его месте в системе богословских наук не всегда решался одинаково, например, еще в начале нашего столетия “Православная богословская энциклопедия” определяла сравнительное богословие как часть догматики. Тем не менее, уже в XIX веке в том или ином виде сравнительное богословие преподавалось в духовных академиях и семинариях.
Основной задачей нашего предмета является “критическое обозрение отступлений от Православной Церкви в вероучении и нравоучении современных нам инославных христианских обществ”[1]. Необходимость такого критического обозрения возникла почти одновременно с началом бытия Церкви, когда среди уверовавших появились первые разномыслия. С известными оговорками можно сказать, что в работе богословской мысли во времена ранней Церкви, и, тем более, в ходе становления кафолического учения в эпоху Вселенских Соборов использовались элементы того, что мы сейчас называем сравнительным богословием.
Хотя сравнительное богословие могло бы претендовать на изучение догматических движений времени Вселенских Соборов, но традиционно их относят к области церковной истории, а сравнительное богословие изучает уже то, что произошло после окончания соборной эпохи. Такое деление вполне справедливо и отражает существенное отличие бытия Церкви в эпоху Вселенских Соборов и после нее. То, что происходило с I по VIII век было поиском истины, который часто разрешался трагедиями, угрожал самому существованию Церкви Христовой, но почти всегда порождался неведением истин веры, которым еще предстояло явиться. Как правило, результатом этих поисков было обретение общего церковного мира, и прежнее разномыслие исчезало в новом ведении о Боге.
Все церковные разделения послесоборного времени уже не могут быть отнесены к болезням роста и оправданы неведением еще неоткрытых истин веры, ибо эти истины уже ясно и точно изложены соборным разумом Церкви. Эти разделения возникли не в поиске еще неведомой вероучительной истины, но в сознательном уклонении от уже известного и скрепленного авторитетом Церкви знания и в этом существенное отличие западных исповеданий от догматических течений эпохи Вселенских Соборов.