Ж. Суд над неспасенными умершими

Этот суд состоится после Тысячелетнего царства (Отк. 20,11-15; 21,8). В конце Тысячелетнего царства совершится второе воскресение (Отк. 20,5) и произнесено будет великое благословение над теми, которые имеют часть в воскресении первом, но не над теми, которые воскреснут в момент второго воскресения. Жребий их не окажется блаженным. Это неспасенные всей минувшей истории. Они воскреснут и предстанут пред великим белым престолом. К этой группе людей будут принадлежать богатые и нищие; рабы и свободные; цари и подчиненные; образованные и неграмотные; работодатели и рабочие — все окажутся равно виновными пред Судьей.

1. Основание для этою суда. Две вещи следует упомянуть в качестве основания для этого великого осуждения. (1) Эти люди судимы были по написанному в книгах (Отк. 20,12). Это, очевидно, книги, в которых записаны имена неверующих. Но кроме этих книг была и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни (Отк. 20, 17). Это книга благодати Божией, в которой написаны имена наследников благодати (Лк. 10,20; Отк. 3,5; 13,8; 17,8; 20,12 и 15; 21,27). (2) они судимы были по делам их. «Суд совершается на основании доказательств, предлагаемых записью о делах и книгой жизни» (Маунс, «Книга Откровения», стр. 366). Верующий удостоился награды сообразно своим делам, и неверующий осужден будет тоже сообразно своим делам (см. Рим. 2,5-11). Незнание воли Божией никому не послужит оправданием, оно только усилит наказание (Лк. 12,47 и далее).

2. Продолжительность наказания. Все те, имена которых не будут записаны в книгу жизни, будут брошены в озеро огненное (Отк. 20,15). Озеро огненное называется также и второй смертью (Отк. 21,9). В связи с этим возникает вопрос: окажется ли будущее наказание вечным? Оно окажется именно таковым в силу явного и внушающего страх, откровения Слова Божиего. Между богачом и Лазарем устроена была великая пропасть, так что нельзя было перейти из одной сферы в другую (Лк. 16,26). В «геенне червь не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9,48). Эти слова являются как будто цитатой, заимствованной из Ис. 66,24, они напоминают о том, что всегда существует что-то, чтобы питать червя и что может пожирать огонь. Дым мучений поклонников зверя, как сказано, будет восходить во веки веков» (Отк. 14,11). Конечно, они не отобраны из числа других грешников земли, чтобы подвергнуть их более суровому наказанию, нежели других таких же грешников. Зверь и лжепророк как будто оживут после Тысячелетнего Царства и после наказания в озере огненном (Отк. 19,20; 20,10). А грешники ввержены будут в то же озеро огненное (Отк. 20,12-15; 21,8). Хорошо было бы Иуде, если бы он не родился (Мф. 26,24). Но это едва ли можно было бы сказать о человеке, который после столетий и тысячелетий восстановлен был бы для блаженной жизни.

Может быть, самой важной темой является значение греческих слов «зон» и «эониос». Первое встречается в Новом Завете свыше 120 раз и переводится такими словами, как «век» (2 Кор. 4,4), «мир» (1 Кор. 1,20), «вовек» (Ин. 4,14; 6,51). Вместе с предлогом «еис» оно всегда означает бесконечную продолжительность. Прилагательное «эониос» встречается в Новом Завете около 70 раз. Оно употребляется по отношению к Богу (Рим. 16,26), Христу (2 Тим. 1,9), Духу Святому (Евр. 9,14), благословениям для верующих (2 Фес. 2,16; Евр. 9,12), наказанию грешников (2 Фес. 1,9) и т.д. Иногда это выражение встречается дважды в предложении «в век века» (Евр. 1,8), часто употребляется оно в множественном числе «во веки веков» (Гал. 1,5). Обратим также внимание и на другой тип выражений: Пс. 51,5; Мф. 12,31 и далее; Мк. 3,29; Евр. 6,4-6; 10,26-29; 1 Пет. 2,17; Иуды 13. Может быть, самой сильной и единственной в своем роде является ссылка Мф. 25,46, где вечность наказания грешников противопоставляется вечности блаженства спасенных. Если верующий вечно будет жить в присутствии Бога и в Его благоволении, то неверующий будет вечно существовать, но уже вдали от благословенного присутствия Бога.

3. Возражения, выдвигаемые против этою учения. Вопреки этому учению, выдвигаются различные возражения. (1) Утверждают, что грешники погибнут (Пс. 9,5; 91,7; 2 Фес. 1,8 и далее). На это возражение мы ответим так, что поколение Ноя действительно погибло (Лк. 17,27), что действительно погибли города Содом и Гоморра (Лк. 17,29), но, тем не менее, они явятся на суд (Мф. 11,24). Погибель не означает уничтожения; скорее, погибший не может более служить той цели, для которой он был предназначен. (2) Утверждают, что грешники умирают Пс. 36,20; Прит. 10,28; Лк. 13,1-3). Но умирать — не значит просто перестать существовать. Ученики в свое время воскликнули, «Господи! Спаси нас! Погибаем! » (Мф. 8,25) — но они совсем не думали, что они подвержены опасности уничтожения. Кайфа сказал: «...нежели, чтобы весь народ погиб» (Ин. 11,50); он просто пытался выразить свои опасения из-за того, что придут римляне и займут их место и место народа. Павел пользуется тем же словом для определения физического ослабления тела. Он говорит: «Но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4,16). (3) Для грешников наступит день, который «не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Мал. 4,1). Однако это указание (см. также Прит. 1,22). (4) О грешниках сказано, что они умрут в своих грехах (Иез. 18,4; Ин. 8,21; Рим. 6,23). Но смерть является разделением, а не угасанием. Обратим свое внимание на свидетельство богача и Лазаря (Лк. 16,19-31) и душ под жертвенником (Отк. 6,9-11). Если первая смерть не означает угасания, то как мы можем утверждать, что вторая означает именно это (Отк. 20,15; 21,8; см. 19,20; 20,10)? (5) Все будет восстановлено: Таково частичное заявление Деян. 3,21; полное утверждение ограничивается словами: «Что говорил Бог устами святых Своих пророков от века? » Это заявление говорит о грядущем Царстве Божием на земле. (6) Полагают, что самым сильным выражением является мысль о том, что Бог любви не может вечно наказывать Свои создания. Однако возражение это упускает из вида то обстоятельство, что в смерти изменяется характер и что закон соответствия требует того, чтобы живые были отделены от мертвых. Это не совсем вопрос любви Божией, а единственно вопрос жизни души. Сказав все это, мы повторяем, что существует справедливость Божия.

ГЛАВА 8

Тысячелетнее царство

Слово «милленниум» происходит от латинских слов «пп11е)> и «аппи5» и означает «тысяча лет». Учение о Тысячелетнем царстве или Тысячелетии часто называют хилиазмом (от слова «хилион» = тысяча).

Это учение утверждает, что Христос будет царствовать над земным Царством тысячу лет. Это учение заключает в себе и ту идею, что Христос придет на землю до Тысячелетнего царства. Поэтому это учение называется еще и премилленаризмом. Те же, которые утверждают, что Христос придет после периода всеобщего мира и праведности, придерживаются учения, называемого пост" милленаризмом. Те же, которые вообще отрицают Тысячелетнее царство, придерживаются учения, которое называется амилленаризмом. Слово «милленниум» не встречается в Библии, а вот Тысяча лет упоминается шесть раз в Откровении 20,2-7. Мы уже говорили о том, что пришествие Господа совершится до Тысячелетнего царства, а теперь обратим внимание на Тысячелетнее царство, исследуя его Библейскую основу и Библейский характер.

I. БИБЛЕЙСКАЯ ОСНОВА ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО ЦАРСТВА

Надежды и ожидания человека обладают ценностью лишь в той мере, в какой они основываются на Писании. Какова же Библейская основа Тысячелетнего царства?

А. День Господень

О дне Господнем упоминается во 2 Фес. 2,2, а также во многих местах Ветхого Завета (Иоиль 2,11; Амос 5,18; Соф. 1,14-16; Мал. 4,2; см. Ис. 20,20; 27,1-6). Во время Своего первого пришествия Христос явился, как утренняя звезда свыше (Лк. 1,78). Когда Он был в мире, Он был светом этому миру (Ин. 9,5). Но люди более возлюбили тьму, нежели свет (Ин. 3,19), а потому они отвергли Его (Ин. 1,11). Теперь Церковь является светом мира (Мф. 5,14; Флп. 2,15), отражая свет невидимого солнца (2 Кор. 4,6). Уже «ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13,12). Утренняя звезда возвещает наступление нового дня (Отк. 2,28; см. 2 Пет. 2,19) и Солнце правды вскоре вполне возвестит об этом (Мал. 4,2). Это тот период, о котором говорили пророки, поэты и саги; это грядущий юбилей земли или суббота.

Б. Обещанное Царство

Далее, Бог небесный установит Царство, которое никогда не разрушится (Дан. 2,44; 7,13 и далее; 7,26 и далее; Отк. 11,15). Это не нынешнее духовное царство; это будет Царство, которое установится после того, как явится и погибнет империя десяти царей. Вполне очевидно, что это Царство не будет проникать в царство этого мира, а заменит его. Разрушение не является обращением. Чтобы сохранить Свой завет с Давидом (2 Цар. 7,11-16), клятвенно запечатленный (Пс. 88,3 и далее; 88,20-36), Бог вынужден восстановить земное царство. Когда осуществление этой надежды, казалось, погибнет навеки в силу разрушения Иерусалима Вавилоном, Бог вновь подтвердил обетование, которое Он даровал Давиду (Иер. 33,19-21). Ангел Гавриил возвестил Марии, что Господь Бог дарует Христу «престол Давида, отца Его» (Лк. 1,32). Чтобы доказать Его права на это положение, Матфей прослеживает Его родословную от Авраама к Его названному отцу Иосифу (Мф. 1,1-16). Лука прослеживает Его родословную от Адама через Давида к Его Матери. (Лк. 3,23-38).

В. Цель Христова

Цель Христа в Его возвращении на землю заключается в установлении Его Царства (Мф. 25,31-46; Лк. 19,12-15; Отк. 19,11-20,6). Затем Иисус вознесся на небеса и ныне сидит одесную Отца на престоле Его, однако, приближается время, когда Он сядет на Своем собственном престоле (Мф. 19,28; 25,31; Отк. 3,21). Ученики устремляли свой взор в будущее и ожидали установления такого Царства. Правда, Иисус отказался открыть им время установления его, но Он никогда не порицал и не упрекал их за то, что они хранили такую веру (Деян. 1,6 и далее). Сыновья Заведеевы оказались весьма самолюбивыми в своей просьбе, когда просили о том, чтобы одному из них сесть по правую, а другому по левую стороны от Господа. Однако Господь не порицал их за ожидание такого Царства. Более того, он считал, что надежда их хорошо обоснована, когда сказал, что эти места предназначаются для тех, кому приготовил их Отец Небесный (Мф. 20,20-24). Петр упомянул в своей проповеди о дне установления, как о времени, когда придет Иисус (Деян. 3,19-21). Павел, должно быть, вынужден был учить тому, что Христос окажется земным Царем, когда был в Фессалониках, потому что народ едва ли пришел бы в ярость от мысли о Царе, Который господствовал бы только в сфере духа (Деян. 17,7). И Иоанн предсказывал и изображал пришествие Господа для установления этого Царства (Отк. 19,11-20,6).

Из сказанного вполне очевидно, что Писание говорит о том, что наступит период, когда мир и праведность будут царить на всей земле, а потому взгляд, отрицающий Тысячелетнее царство, является несостоятельным. Так же и взгляд, утверждающий, что Христос придет после Тысячелетнего царства, равно оказывается несостоятельным, так как Христос будет царствовать физически и буквально здесь на земле. Также и тот взгляд, который утверждает, что на земле будет все лучше и лучше, что на земле будет умножаться правда потерпел крушение с наступлением двух мировых войн, а также и тех исторических событий, которые произошли после второй мировой войны.

II. ХАРАКТЕР ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО ЦАРСТВА

Весьма трудно в нескольких словах изложить учение Библии по этому предмету. Нас ошеломляет тот материал, который касается будущего. Не пытаясь быть вполне исчерпывающими, мы все же обобщим главные идеи в семи пунктах.

А. Как смотрит Христос

Христос будет лично присутствовать на земле и сидеть на престоле Отца Своего Давида. Он будет царствовать по всей земле (Пс. 71,6-11; Ис. 2,2-4; Ис. 11,1-5; Иер. 23,5 и далее; Зах. 14,9). Два момента характеризуют Его Царство: всеобщий мир (Пс. 71,7; Ис. 2,4) и всеобщая правда (Ис. 11,9 и далее; Иер. 23,5 и далее; см. Евр. 7,2). Однако, прежде чем наступит этот всеобщий мир, вспыхнет всемирная война (Иоиль 3,9 и далее; Отк. 16,14). Всадник на белом коне в Отк. 6,1-4 не является тем же, о котором речь в Отк. 19,11. Первый, вероятно, является царем ожившей Римской империи и его мирное господство окажется весьма кратковременным (1 Фес. 5,3). Праведность на земле утвердится с помощью поспешного осуждения греха (Зах. 14,17-19). Иисус будет управлять жезлом железным (Пс. 2,8 и далее; Отк. 2,27; 19,15). Сатана будет устранен с земли и не будет более обольщать народы (Отк. 20,2 и далее).

Б. Положение Церкви

Церковь будет царствовать вместе со Христом (Лк. 19,16-19; 1 Кор. 6,2; 2 Тим. 2,12; Отк. 2,27; 5,9 и далее; 20,4-6). Церковь — государство раннего Средневековья и вообще Средневековья оказалась преждевременной, и все же оно достигнет своего осуществления. Ветхозаветные святые также будут царствовать со Христом, а Церковь окажется на престоле Христовом (Отк. 3,21). Весьма вероятно, что верующие в этом Царстве будут нести скорее индивидуальную, а не коллективную ответственность (Лк. 19,16-19), однако, в подавляющем большинстве детали, сопряженные с этим царствованием, нельзя определить точным образом.

В. Положение Израиля

В основном, учение этого периода касается Израиля, особенно потому, что это учение предлагает Ветхий Завет. Мы уже отметили, что Израилю надлежит вновь собраться воедино (Ис. 11,10-13; Иер. 16,14; 23,5-8; 30,6-11; Иез. 37, 1-4; Мф. 24,20-33). Установление государства Израиля в Палестине является, конечно, предвестником окончательного воссоединения Израиля. Многие израильтяне выйдут из земли своего странствования, но из-за их мятежного духа им не разрешено будет войти в свою землю (Иез. 20,33-38). Затем Израиль совершит покаяние и обратится (Ис. 66,8; Иер. 31,31-37; Иез. 36,24-29; 37,1-14; Зах. 12,10 — 13,27; Рим. 11,25 и далее). Наконец, они примут Того, Который пришел для того, чтобы быть Спасителем их, и это принятие Господа окажется жизнью из смерти (Рим. 11,15). Далее, мы убеждаемся, что Ефрем и Иуда воссоединятся (Ис. 11,13; Иер. 3,18; Иез. 37,16-22; Ос. 1,11). И храм с его богослужениями тоже будет восстановлен (Иез. 37,26-28; 40-46; Зах. 14,16 и далее). Если же учесть, что жертвы могут совершаться в воспоминание и хранить прообразный характер, то мы не видим причин, почему это пророчество нельзя толковать буквально. Далее, Палестина будет разделена между двенадцатью коленами Израилевыми (Иез. 34,28 — 37,25). В Израиле будут восстановлены судьи его (Ис. 1,26; Мф. 19,28). Наконец, Израилю надлежит евангелизировать язычников (Ис. 66,19; Зах. 8,13 и 20-23). Несомненно, сказанное касается народов, которые родятся во время Тысячелетнего царства, потому что в конце Тысячелетнего царства люди будут только из обращенных.

Г. Положение народов

После суда над народами овцы войдут в Царство (Мф. 25,34-42). Они составят ядро этого Царства вместе с восстановленным и обращенным Израилем. Вполне очевидно, что великое множество людей родится в этот период (Ис. 65,20; Иер. 30,20; Мих. 4,1-5; Зах. 8,4-6), и эти народы необходимо евангелизировать. Может быть, Израиль и окажется евангелистом для этих народов (Ис. 66,19; Зах. 8,13 и 20-23; Деян. 15,16 и далее). Наконец, язычники направятся в Иерусалим для поклонения, особенно в ежегодный праздник кущей (Ис. 2,2-4; Зах. 14,16-19). Итак, возникнет объединенный народ Божий и объединенное поклонение (Ис. 19,23-25).

Д. Положение сатаны

В самом начале этого периода сатану свяжут и бросят в преисподнюю на тысячу лет (Отк. 20,1-3). Несомненно, в заключении с ним окажутся и злые духи. В этот период сатана не будет более обольщать народы, как он делал это прежде. Он не только лишится силы, потому что будет связан цепями, но его устранят также и с арены действий. Мы едва ли можем представить себе, какие изменения произойдут от этого в человеческой жизни. Конечно, у человека все еще будет оставаться плотская природа, и все недоразумения смогут происходить из этого источника. Несомненно однако, что тогда, когда сатана будет ввержен в преисподнюю, обольщение грехом весьма сократится. Различия окажутся особенно заметными в силу той свободы, которую он проявлял в предшествующие периоды скорби. Еще в дни земной жизни Христа бесы знали, что они предопределены для преисподней (Мф. 8,29; Лк. 8,31). Без сомнения, и сатана знает, что и он окажется в этом месте. Некоторые полагают, что Ангел, связавший сатану — это Христос; другие же утверждают, что это дело выполнили другие Ангелы. Нам не следует думать о том материале, из которого изготовлена цепь; вполне достаточно усматривать в языке заверение, что сатана лишен будет силы и устранен с земли.

Е. Положение природы

Это то именно время, которое Иисус называет «возрождением» (Мф. 19,28). Это возрождение — это повторное творение. Творение в настоящее время стенает и мучится, но и оно освобождено будет из уз тления и пагубы, когда опять придет Христос (Рим. 8,19-22). Произойдут такие великие топографические изменения (Ис. 35,1 и далее; 55,13; Зах. 14,4-10). Изменится и природа хищных животных (Ис. 11,6-9; 35,9; 65,25; Иез. 34,25). Восстановлено будет также и плодородие почвы (Ис. 35,2 и 6 и далее; Иез. 34,6 и далее; Иоиль 2,22-26). На землю будет проливаться обильный дождь, а неурожаи постигнут только тех, которые не придут в Иерусалим с поклонением (Зах. 14,17-19). Человеческая жизнь значительно удлинится, и все же в этот период люди будут еще умирать (Ис. 65.30). С убыванием греха сократятся и болезни, но они не будут всецело устранены.

Ж. Общее состояние

Писание представляет этот период, как время великой радости и счастья. Многим будет гарантировано физическое исцеление (Ис. 35,5 и далее); искупленные Господом возвратятся с пением на Сион и вечная радость будет над головами их; они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся (Ис. 35,10; 51,11). Это будет время великого материального преуспевания и безопасности (Мих. 4,3-5). Это будет время, когда и земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис. 11,9). Тогда будут существовать дружеские отношения и не только между отдельными личностями, но и между народами, и люди уже не будут более учиться воевать (Ис. 2,4). Тогда восстановлено будет главенство человека в творении, которое он потерял, благодаря падению и которое вновь обрел через смерть Христа (Быт. 1,28; 3,17-19; Евр. 2,5-10).

ГЛАВА 9

Завершающее состояние

Вполне очевидно, что Тысячелетнее царство не является завершающим состоянием, потому что только одно слово «Тысячелетнее» указывает на время и характер этого Царства. Каковы же завершающие события истории?

I. ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ САТАНЫ

Мы уже упоминали об этом, когда размышляли о назначении Ангелов, поэтому, сказанное прежде, дополним некоторыми деталями.

А. Он будет отпущен из своей темницы

Писание учит, что в конце Тысячелетнего царства сатана будет отпущен на малое время (Отк. 20,3 и 7-10). Правда, не сказано, почему он будет отпущен, однако, какие-то цели Божий в плане Божием требуют этого. Может быть, это необходимо, чтобы показать неискренность многих, которые подчинили себя Христу во время Тысячелетнего царства, может быть, это необходимо, чтобы доказать, что тысяча лет пребывания в преисподней не вызвала никаких изменений в сатане. Во время этого короткого промежутка сатана опять соберет народы, Гога и Магога, число которых равно числу песка морского. Эти воинства под этим водительством окружат стан святых и возлюбленный город. Этот город, без сомнения, Иерусалим. Однако, состязание окажется коротким и исход его решительным. С небес низвергнется огонь и погубит эти воинства (см. Иез. 38,39).

Б. Он будет осужден и приговорен

Таким образом, закончится карьера сатаны и его последователей, но и им необходимо будет явиться пред великий белый престол для осуждения вместе с остальными погибшими. Именно в этот момент сатана будет осужден и отправлен в свое окончательное место наказания — в озеро огненное.

II. ПОСЛЕДНИЙ СУД

Далее следует упомянуть о суде пред великим белым престолом, для которого воскреснут все неверующие (Отк. 20,11-13; 21,8). О природе этого суда мы уже размышляли; здесь упомянем только о некоторых дополнительных деталях. Очевидно, этот суд произойдет где-то в поднебесьи, потому что нам сказано, что «бежало небо и земля» (Откр. 20,11). Язык сказанного приводит нас к предположению, что появление престола с Господом, сидящим на нем, является причиной этого бегства. Создается впечатление, что этот суд касается только неспасенных, но весьма возможно, что в это время будут судимы и те верующие, которые умерли во время Тысячелетнего царства. Вот здесь мы и сталкиваемся со вторым воскресением, и оно совершится после тысячи лет. Интересно отметить, что и море отдаст умерших, как отдадут их смерть и ад. После всего в озеро огненное будут брошены все те, имена которых не записаны в книге жизни. В это место наказания будут брошены смерть и ад. Этот суд следует отличать от суда над народами (Мф. 25,31-46). И смерть вторую не следует считать уничтожением, а вечным наказанием.

III. ЗАВЕРШАЮЩЕЕ ЦАРСТВО

Очевидно, что в это время Христос «предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство, и всякую власть и силу» (1 Кор. 15,24). Смерть — это последний враг, и она будет упразднена, а потому это будет то время, когда Христос предаст Царство Богу. Итак, между Тысячелетним царством и вечным состоянием разрыва, кроме суда пред великим белым престолом. Полчища сатаны не достигнут успеха в своих атаках, фактически, уже нет уверенности, что они действительно смогут атаковать стан святых и город.Все, что они сделают, заключается в следующем: они выступят против стана святых и города возлюбленного, но огонь низвергнется с небес и пожрет их. Таким образом закончится временная фаза этого Царства и Христос передаст его Отцу. «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15,28). Сказанное, вероятно, означает, что Сын, Который был во время Тысячелетнего царства верховным правителем земли, опять займет Свое предвечное место, и тогда Отец, Сын и Дух Святой превратятся в единого Бога, Который будет все во всем. Таким образом, наступит вечное состояние.

IV. НОВОЕ ТВОРЕНИЕ

Итак, будет новое небо, новая земля и новый Иерусалим.

А. Новое небо и новая земля

Некоторые места Писания привлекают к ним наше внимание (Ис. 65,17; 66,22; 2 Пет. 3,10; Отк. 21,1 и далее). Они называются «новыми», но это не значит, что они являются новыми в абсолютном смысле, потому что земля пребудет вовеки (Пс. 103,5; 118,90; Еккл. 1,4). Некоторые места Писания говорят, что земля прейдет (Мф. 5,18; Мк. 13,31; Евр. 1,10-13; Отк. 21,1), но это не значит, что она скатится в несуществование, скорее, здесь имеется ввиду идея перехода. Ни небеса, ни земля не будут уничтожены. Как и во время Тысячелетнего царства, они должны возродиться (Мф. 19,28), а потому они освятятся в новом творении (2 Пет. 3,10-13). Почему же представляется странной та мысль, что материя будет существовать вечно? Если Бог желает продолжать ее, тогда все человеческие мнения не идут в расчет. Заметим, что, как праведность господствовала над землею во время Тысячелетнего царства, так она будет обитать и на новой земле (2 Пет. 3,13). Некоторые из искупленных, без сомнения, будут дома, на новых небесах, но даже и те, которые будут обитать на новой земле, сохранят контакт с новыми небесами.

Б. Новый Иерусалим

Завершающим предметом пророчества является новый Иерусалим (Отк. 21,2-22,5). Нет нужды говорить о том, что этот новый Иерусалим следует отличать от нового неба и новой земли, потому что о нем сказано, что он сойдет с небес, и цари земли, как сказано, принесут дары и свою славу в него (Отк. 21,2 и 24). Некоторые утверждают, что этот город явится на землю во время Тысячелетнего царства и превратится в жилище святых, которые уже со Христом, однако, упоминание о появлении новых небес и новой земли в предыдущих стихах свидетельствует как будто о невероятности того, чтобы автор опять возвращался к началу Тысячелетнего царства. А потому мы допускаем, что новый Иерусалим явится после появления нового неба и новой земли. Обратите бегло внимание на описание этого города.

1. Характер его, У нас много причин для того, чтобы утверждать, что это буквальный город. У него имеется основание, врата, стены и улицы. Он обладает измерениями куба (Отк. 21,16), а потому может представлять собой лишь геометрический куб, либо пирамиду. Основания его украшены «всякими драгоценными камнями» (Отк. 1,19 и далее), двенадцать из них названы своими именами. В нем двенадцать врат, которые названы именами двенадцати колен Израилевых (Отк. 21,12 и далее), двенадцать оснований его носят имена двенадцати Апостолов (Отк. 21,14). Стена города из ясписа, а сам город из чистого золота (Отк. 21,21) и врата его никогда не запираются (Отк. 21,25), хотя двенадцать Ангелов стоят пред ними (Отк. 21,12). Улицы города из чистого золота (Отк. 21,21), в городе имеется также река жизни и дерево жизни (Отк. 22,1 и далее). «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец» (Отк. 21,23). Подлинно, это город совершенной безопасности и красоты.

2. Обитатели его. Сказано, что новому Иерусалиму надлежит быть Невестой, Женой Агнца (Отк. 21,9 и далее; см. Ин. 14,2). Вполне очевидно, что это речевой образ, метонимия, потому что люди живут в этом городе (Отк. 21,27; 22,3-5). Тайна Вавилона тоже обладает городом, так и у истинной Церкви имеется город. Может быть, это тот город, которого ожидал Авраам (Евр. 11,10; см. ст. 15 и далее); несомненно, это тот город, которого сегодня ожидают верующие (Евр. 13,14). Этот город не имеет нужды в храме, «ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец» (Отк. 21,22). Если этот город представляется домом искупленных, то ясно, что и Отец, и Сын обитают в нем. Это их постоянное место пребывания, потому что это небо, но он превратится в то место, которое Бог будет часто посещать, если только так можно выразиться о Том, Кто является вездесущим. Сомнений нет, что Бог будет обитать вместе со Своим народом.

3. Блаженство этого города. Спасенным народам, сказано, надлежит ходить в свете его (Отк. 21,24). Означает ли это, что город этот, может быть, будет подвешен над новой землей? Там нет ночи, потому что слава Господня освещает его (Отк. 21,23 и 25). Цари земли принесут в него свою славу (Отк. 21,24 и 26), это значит, что они принесут свою хвалу и свое поклонение. Вполне очевидно, что они не будут обитать в этом городе, а будут только посещать его. Нам сказано, что там уже не будет больше проклятия, что там будет престол Бога и Агнца (Отк. 22,3; см. 1 Кор. 15,24), что слуги Его будут служить Ему, сохраняя имя Его на челах своих, что они будут видеть лицо Его и что они будут царствовать с Ним во веки веков (Отк. 22,3-5).

Поэтому, когда мы размышляем о планах Божиих и перспективах Его для человека, нам остается только воскликнуть вместе с Павлом: «О! Бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Рим. 11,33). А потому, нам должно прославлять Его, когда мы размышляем о благодати Его по отношению к нам, потому что благодатью Его мы «спасены через веру» (Еф. 2,8). Итак, Бог «воскресил (нас) с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф. 2,6-7).

(Пер. с англ. СПбХК «Логос»)

Наши рекомендации