Quot;При сборе для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских" (16:1)
Тот факт, что Павел говорит о конкретном сборе, указывает, что адресаты послания о нем уже знали. Этот сбор пожертвований, возможно, упоминался в том письме, которое коринфяне написали Павлу (7:1) и ответом на которое являлось первое Послание к Коринфянам. Этот сбор предназначался для святых, в особенности - для святых в Иерусалиме (ст. 8). С той же целью Павел в течение года, а возможно и дольше, собирал средства в церквах Галатийских, в Македонии и Ахаии "... для бедных между святыми в Иерусалиме" (Рим. 15:26; ср. 2 Кор. 8:1-5). Этот сбор был сделан во время третьего миссионерского путешествия Павла, чтобы быть переданным Иерусалимской церкви при возвращении апостола в Иерусалим (24:17).
В древности крайняя бедность была весьма распространена; впрочем, она распространена во многих частях мира и сейчас. Во времена Нового Завета Иерусалим, несмотря на свое чрезвычайно важное религиозное и стратегическое положение, был бедным городом. Поскольку для евреев Иерусалим являлся религиозным центром, он нередко бывал перенаселен, особенно во время празднеств и религиозных церемоний. Его собственные ресурсы были ограничены, и в основном город существовал за счет подарков состоятельных евреев-иностранцев, живших во всех частях римского мира. Еще более положение усугубилось тем, что несколько лет назад в тех краях был жестокий голод (Деян. 11:28), от которого люди страдали до сих пор.
Поскольку иерусалимские христиане в течение многих лет преследовались, их экономическое положение сделалось еще более безрадостным. Многие из них были изгнаны из своих домов, лишены владений, им не давали делать ничего, кроме самых черных работ, и даже заключали в темницы (Деян. 8:1-3; 1 Фес. 2:14). Хотя большинство иерусалимских верующих были евреями, мало кому из них доставались подарки, раздававшиеся в синагогах. Поскольку среди евреев, обращенных в христианство, было много паломников (ср. Деян. 2:5), вполне возможно, что некоторые из них решили остаться в Иерусалиме, чтобы присоединиться к тамошней христианской общине. Несмотря на то, что верующие делились всем, что у них было, с нуждающимися, причем до такой степени, что "продавали имения и всякую собственность" (Деян. 2:44-45; 4.34), очевидно, что их ресурсы были отнюдь не безграничны.
Для Павла было важно не только удовлетворить экономическую нужду иерусалимских верующих, - этим сбором он хотел выразить и духовное единство церкви. Верующие в Иерусалиме были преимущественно евреями, большинство же верующих в церквах, собирающих пожертвования - неевреями. "Спасение от Иудеев" (Иоан. 4:22), оно было первоначально дано еврейскому народу и через него. Поэтому неевреи находились по отношению к евреям в состоянии особой задолженности. О том же сборе писал Павел и римлянам, говоря: "да и должники они пред ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном" (Рим 15:27). Сбор пожертвований для евреев неевреями должен был укрепить духовный союз между этими группами внутри церкви (ср. Еф. 2:11-18). Когда отдают с любовью и принимают с любовью, всегда возникает связь между дающими и получающими. Невозможно делиться дарами без того, чтобы не поделиться и дружескими чувствами. Для Павла участие в финансовых нуждах друг друга и личное участие, проявляемое по отношению друг к другу, были настолько тесно взаимосвязаны, что он трижды, говоря о пожертвованиях, употребляет термин коинония, обычно переводимый как "дружба" (Рим. 15:26; 2 Кор. 8:4; 9:13).
Как учит Новый Завет, пожертвования собираются прежде всего для поддержки святых, церкви. Первая обязанность христианина - поддерживать единоверцев, как индивидуально, так и коллективно. Первая финансовая обязанность церкви - поддерживать собственное существование и жизнь своих людей (ср. 2 Кор. 8:1-5; 9:12-15; Фил. 4:14-16).
Очевидно, что это - не единственная финансовая обязанность, которую мы имеем. Притча о добром самарянине ясно показывает нам, что следует вкладывать и свои личные силы, и деньги для того, чтобы помочь любому, попавшему в беду, независимо от его вероисповедания, принадлежности к культурной среде или каких-либо обстоятельств (Лук. 10:25-37). Кроме того, Павел учит, что необходимо "делать добро всем" (Гал. 6:10). Однако в том же стихе, продолжая свою мысль, он говорит: "а наипаче своим по вере" (ср. 1 Иоан. 3:17). Во 2 Кор. 9:13 апостол призывает великодушно раздавать, делясь "со всеми". Поддержка бедных и нуждающихся во всем мире во имя Господа - это, по нормам Писания, христианское дело первостепенной важности. А это значит, что не только местные церкви должны поддерживать своих членов и их деятельность, как это было среди первых христиан в Иерусалиме, но что все церкви должны поддерживать всех верующих и друг друга, когда в этом есть нужда. Павел содействовал сбору средств в одной группе церквей, чтобы помочь удовлетворить нужды другой церкви или группы церквей; так же он поступал и в других случаях (Деян. 11:29-30; ср. Гал. 2:10).