Фреска "Сошествие Христа в ад". Пророки. Фрагмент

Фреска "Сошествие Святого Духа". Фрагмент. Трансепт. Южная сторона:

К системе фресковой росписи Софийского собора входят многофигурные сцены, изображения святых в полный рост, полуфигуры святых, многочисленные орнаменты.

В центральном подкупольном пространстве видим многофигурные евангельские сцены повествовательного характера - о деяниях и жертве Христа, о распространении христианского вероучения. В древности композиции размещались в хронологической последовательности по кругу, слева направо, сверху вниз тремя регистрами. Начальные сцены цикла были изображены на своде трансепта и западной части центрального нефа. Ни одна из фресок верхнего регистра не сохранилась до наших дней.

Сцены среднего регистра размещены под сводом над тройными аркадами и начинаются в северной части трансепта двумя композициями - "Отречение Петра" и "Христос перед Каиафою". Далее повествование переходит на южную часть трансепта, где размещена композиция "Распятие". Остальные фрески среднего регистра не сохранилась.

Фрески нижнего регистра размещены над восьмигранными столбами трансепта. На северной стенеСофийского собора сохранились сцены "Сошествие Христа в ад" и "Явление Христа женам-мироносицам", на южной - "Уверование Фомы" и "отсылки учеников на проповедь". Наряду с последней композицией на смежной стене видим заключительную сцену всего евангельского цикла - "Сошествие святого духа".

Особую ценность среди фресок Софийского собора составляет групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Композиция находилась на северной, западной и южной стенах главного нефа. О центральной части этой композиции, размещенной на западной стене, которая не сохранилась, известно из рисунка Абрагама 1651 года. На рисунке изображены Ярослав Мудрый с макетом Софийского собора в руке, жена Ярослава княгиня Ирина. Они идут к фигуре Христа, у которого, возможно, стояли князь Владимир и Ольга - основоположники христианства на Руси. За Ярославом и Ириной в торжественной процессии шли сыновья и дочери. От этой большой композиции сохранились четыре фигуры на южной стене центрального нефа и две на северной.

Фреска Портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрагменты. Центральный неф:Фреска Портрет семьи Ярослава Мудрого:

1. Реконструкция В. Лазарева: слева от Христа - княгиня Ирина с дочерьми, справа - Ярослав Мудрый с сыновьями

2. Реконструкция С. Высоцкого: слева от Христа - князь Владимир и Ярослав с сыновьями, справа - княгиня Ольга и княгиня Ирина с дочерьми

3. Реконструкция А. Поппе: слева от Христа - Ярослав с сыновьями и дочерью, справа - княгиня Ирина с дочерьми.

Фреска очень пострадала во время реставрации XIX века. На южной стене сверху фрески маслом были изображены фигуры великомучениц, на северной стене - святых. Расчистка этих фресок осуществлена после организации Софийского заповедника в 1934-1935 годах. На северной стене Софийского собора, кроме фрески, видны три фигуры, изображенные в XVIII веке, и голова святого - в XIX веке.

То обстоятельство, что фресковая композиция плохо сохранилась, и отсутствие первоначальных надписей затрудняют реконструкцию всей сцены и определение каждой из фигур. Хотя четыре фигуры на южной стене широко известны как портреты дочерей Ярослава, существуют научные гипотезы, определяющие эти изображения как мужские (в частности, две первые фигуры со свечами в руках). Портрет семьи Ярослава Мудрого, размещенный в центре собора, служил утверждению княжеской власти. И теперь, глядя на изображенных на портрете людей, мы вспоминаем о связях киевского княжеского дома с крупнейшими государствами Европы. Жена Ярослава Мудрого Ирина (Ингигерд) была шведской принцессой, его сыновья, Святослав и Всеволод женились на греческих царевнах, а дочери - Елизавета, Анна и Анастасия - были королевами Норвегии, Франции и Венгрии. Фресковый портрет семьи Ярослава Мудрого - это уникальный памятник древнерусского портретной монументальной живописи.

Другие росписи на первом этаже Софиевского собора имеют религиозный смысл. Фрески бокового алтаря Иоакима и Анны рассказывают о деве Марии и ее родителей, фрески алтаря Петра и Павла - о деяниях апостола Петра.

Фрески южного (Михайловского) бокового алтаря Софии Киевской посвящены архангелу Михаилу, который считался покровителем Киева и княжеской дружины: в апсиде видим монументальную полуфигуру Михаила, под ней - фигуры святителей. На своде перед апсидой изображены сцены "Единоборство с Иаковом" (северный склон) и "свержении сатаны" (южный склон). На сводах в предалтарной части нефа Софийского собора сохранились фресковые композиции "Явление архангела Захарии", "Явление архангела Валааму" (северный склон свода) и "Явление архангела Иисуса Навина" (южный склон свода). В Михайловском алтаре на южной стене сохранилась деревянная ставня (оконница) XI века. Под ней - композиция XVIII века "Чудо архангела Михаила в Хонех".

Фреска "Апостол Павел". Фрагмент. Боковой алтарь Петра и Павла: Фреска "Апостол Петр". Фрагмент. Боковой алтарь Петра и Павла:

Фреска Сцена из "Жития Петра". Голова мальчика. Фрагмент. Алтарь Петра и Павла:

Фреска "Воин". Центральный неф. Юго-западный подкупольный столб:

Северный боковий алтарь Софийского собора посвящен святому Георгию - духовному патрону князя Ярослава Мудрого (крещеное имя князя - Георгий). В своде апсиды видим полуфигуру Георгия, под ней - святителей. На своде алтарной и предалтарной частей были изображены сцены из жития Георгия. Из них фрагментарно сохранились композиции "Допрос Георгия Диоклетианом", "Мучения Георгия в овраге с известью" и др.

На северной стене, слева прохода в бывшую галерею сохранилось фресковое изображение мужчины в светском одежде с поднятыми руками. Существует предположение, что это - фрагмент большой композиции "Ярослав Мудрый перед святым Георгием", не осталась, и фигура мужчины - это изображение князя.

В Георгиевском боковом алтаре привлекают внимание два нарисованы мужские головы в своде алтаря, слева от изображения Георгия. Эти рисунки выполнены процарапыванием фресковой фона, очевидно, во время реставрационных работ XIX века.

Фреска "Неизвестная святая". Боковий алтарь Георгия:

Фреска "Святой". Георгиевский предел, алтарь: Фреска "Святая Варвара". Фрагмент. Центральный неф. Северо-западный крестообразный столб:

Фреска "Пророк". Фреска XI ст. Георгиевский алтарь:

Фреска "Святой Николай". Фреска XI ст. Центральный неф:

Фреска "Святая". Фреска XI ст. Центральный неф: Фреска "Неизвестная святая". Боковий алтарь Георгия:

Фреска "Святая Надежда". Боковий алтарь Георгия:

Фреска "Явление архангела Валааму". Фрагмент. Боковий алтарь Михаила:

Фреска "Неизвестный святой". Южная внутренняя галерея:

Фреска "Святой Фока". Южная внутренняя галерея:

Фреска "Святой Филипола". Южная внешняя галерея (западная часть):

Фреска "Святая Евдокия". Западная внутренняя галерея Фреска "Святой Федор Стратилат". Фрагмент. Северная внутренняя галерея:

Фреска "Неизвестный святой". Боковий алтарь Георгия:

Большое место в системе росписей Софийского собора занимают отдельные фигуры святых. Среди них - изображения мучеников, святителей, апостолов, святых воинов и др. В западной части, где во время богослужения находились женщины, преимущественно изображены "святые жены" - Варвара, Ульяна, Кристина, Екатерина и другие. Выделяются яркостью образов четыре женские фигуры в медальонах в западной части Георгиевского бокового алтаря.

К сожалению, первоначальная сочность цветов большинства фресок Софийского собора не сохранилась. Фресковые изображения были выполнены на голубом фоне. В росписях преобладали темно-красные, охристые, белые и оливковые цвета. Особое внимание художники уделили описанию лиц, создав замечательную галерею образов с индивидуальной характеристикой. Привлекают внимание фигуры апостола Павла (алтарь Петра и Павла), Варвары (западный трансепт), Фоки (южная внутренняя галерея), Федора (северная внутренняя галерея) и многие другие.

Фреска "Крещение". Фрагмент. Апсида крещальни: Фреска "Сорок Севастийских мучеников". Фрагменты. Крещальня:

Как мозаичные, так и фресковые росписи Софийского собора органически связаны с архитектурными формами интерьера. Им присуща декоративность, четкость художественного языка, глубина и выразительность образов.Фреска "Император Константин". Фреска XI века. Михайловский придел:

Фреска "Император Юстиниан". Фреска XI века. Придел Иоакима и Анны, алтарь:

Фреска "Вручение Марии кокцина и пурпура". Фреска XI века. Придел Иоакима и Анны, алтарь:

фреска "Единоборство архангела Михаила с Иаковом". Фреска XI века. Михайловский придел, алтарь:

Фреска "Фигура князя" (?). Фреска XI века. Георгиевский придел:

фреска Архангел: фреска Святой Георгий Фрагмент:

фреска Благовещение. Архангел Гавриил. Фрагмент:

фреска Целование Марии и Елисаветы. Фрагмент: фреска Уверение Фомы Христос и Апостолы. Фрагмент: фреска неизвестный святитель:

фреска Святители. Левая часть: фреска Григорий Богослов:

фреска неизвестный Святой:

фреска Святой Панкратий Фрагмент: фреска Святой Ермилос:

фреска Святой Виктор: фреска Святой Мелитон:

фреска Иоанн Предтеча:

фреска Иоанн Предтеча:

фреска неизвестный Святой:

Фреска Грифон. Фрагмент

Фрагменты фресок:

Имена живописцев неизвестны. Только в Михайловском боковом алтаре сохранился греческая надпись "Георгий", выполненная по сырой фресковой штукатурке до нанесения краски на ней. Возможно, что это имя одного из художников, работавших в соборе.

Большую роль в системе росписей играют многочисленные орнаменты, которые разделяют мозаичные композиции, украшающие арки, пилоны, оконные и дверные проемы Софийского собора. Они подчеркивают архитектурные формы сооружения и делают живописное убранство Софии Киевскойособенно красочным и богатым.

В северной внешней галерее сохранились отдельные фрагменты фресок XI века. В XIX веке они не были покрыты маслом, а только забелены, в результате чего сохранили сочность и своеобразный фресковый колорит.Фреска "Святая Наталия". Фрагмент: Фреска "Святой Адриан". Фрагмент

Наши рекомендации