Он сказал: «Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?» Он сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины».

Сказал Аллах Всевышний:

Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими обеими Руками? Ты возгордился или же принадлежишь к числу превозносящихся?»

Мы видим в Коране,что приказ относился и к Иблису тоже и разговор о том,почему Иблис несёт ответ за неподчинение становится несущественным.

Сущность Иблиса

Завершая разговор о сущности Иблиса,мы хотим сказать что Иблис был из джинов и не в коем случае не из ангелов.Потому что ангелы послушны приказам Всевышнего ,в отличии от джинов ,которые как и люди ,имеют право выбора Некоторые учёные говорят,что существа,которым было дано право выбора делятся на три группы-это шайтаны,люди и джины.Мы говорим им:Это не так.Их две-это люди и джины.Сказал Всевышний:

Скоро Мы займемся только вами, о два весомых (или обремененных) рода!

Также сказал:

Среди нас есть мусульмане и уклонившиеся. Те, которые стали мусульманами, последовали прямым путем.

Уклонившиеся же будут дровами для Геенны”».

Мы знаем,что среди джинов есть послушные и нечестивые.Нечестивые,это шайтаны.

Итак,Иблис был джином и отказался подчинится приказу Всевышнего и поклонится Адаму.Сказал Всевышний:

Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа.

Вопрос: Был ли отказ Иблиса подчинится Всевышнему результатом его невнимательности и ошибки и расскаялся ли он в содеянном,или же его отказ был вызван высокомерием?

Ответ:Отказ Иблиса подчинится Всевышнему был вызван самолюбием,высокомерием и упорством в неподчинении. Именно благодаря его самолюбию и высокомерию ,он отказался подчинится приказу.

Сказал Аллах Всевышний:

Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Они пали ниц, и только Иблис сказал: «Неужели я паду ниц перед тем, кого Ты создал из глины?»

А также сказал:

Он сказал: «Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?» Он сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины».

Свой отказ в подчинении приказу Всевышнего,Иблис выразил в следующих словах:Ты хочешь чтобы я поклонился человеку,который был создан из глины,тогда,когда я создан из огня?

Этими словами он пытался скрыть своё ослушание и беспутство,говоря что огонь трепетнее глины и что существо,созданное из огня лучше созданного из глины,так как огонь имеет способность распространятся легко и быстро ,может подниматся высоко ввысь,проникать скозь стены , в закрытые помещения в которые не способен проникнуть человек.....

Нет преимущества одного состава над другим

Иблис начал разговор о преимуществе одного состава над другим только лишь из гордости и тщеславия.Это подсказало ему его самолюбие,и он представил себе что он лучше и забыл, что этими качествами он не сам себя наделил,а Аллах Всевышний вложил их в тот состав,из которого создал джинов.И если бы не Всевышний,который наделил ими созданных из огня,то никаких бы преимуществ и не было бы и первой ступенью к неверию,гордости и тщеславию было то,что Иблис присвоил это преимущество самому себе,утверждая что существо созданное из огня ,лучше созданного из глины.Это было в точности как в случае с Каруном,когда он заявил:

Он сказал: «Все это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю». Неужели он не знал, что до него Аллах погубил целые поколения, которые превосходили его мощью и накоплениями? Грешники не будут спрошены об их грехах.

Поэтому Аллах стёр его вместе с его жилищем с лица земли.

Так же поступил и Иблис и вот что об этом сказано в Коране: Он сказал: «За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути

Что касается слов Ты совратил меня,то Иблис сам положил начало этому совращению.Это произошло тогда,когда его душу наполнило самолюбие и он почувствовал у себя присутствие превосходства связанного с наличием у него определённых качеств .Тогда Аллах Всевышний предоставил его наклонностям его собственной души,которые и привели его к неверию.

Итак,Он оставил Иблиса своим собственным страстям,благодаря которым он сам себя совратил с прямого пути и впал в неверие и ослушание.Аллах ни с кем не поступает несправедливо, это человек поступает несправедливо с самим собой,он сам выбирает дорогу к неверию,а Всевышний лишь оставляет его на той дороге,которую он выбрал. Ведь Аллах не нуждается ни в ком,но каждый из нас нуждается в Нём.

Что произошло после его совращения

После того,как Иблис отказался подчинится и понял что он навсегда лишён милости Всевышнего и что его удел- вечные муки ,он попросил Аллаха об удалении назначенного наказания до Судного Дня , чтобы его душа не рассталась с телом до часа,когда прозвучит горн.

Об этом написано в Коране:

Наши рекомендации