А. Бог сотворил мир из ничего
1 Я благодарю своих друзей, обладающих специальными знаниями, которые оказа-ли мне большую помошь в написании этой главы, особенно Сгива Файгарда, Дага Брэн-дта и Терри Мортенсона.
1. Свидетельство Библии о творении из ничего. Библия четко требует от нас веры в то, что Бог сотворил мир из ничего (иногда используется латин-ское выражение ex nihilo, «из ничего»; в таком случае говорят, что Библия учит о творении ex nihilo). Это означает, что до того, как Бог начал творить мир, не существовало ничего, кроме Самого Бога2.
Именно об этом сказано в Быт. 1:1: «В начале сотворил Бог небо и землю». Выражение «небо и земля» обозначает весь мир. В Пс. 32 нам также сказано: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их. <.״> ...Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Пс. 32:6,9). В Новом Завете подобное же утверждение о мире находим в начале Евангелия от Иоанна: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3). Правильнее всего понимать слово «все» как обозна-чение всего мира (ср.: Деян. 17:24; Евр. 11:3). Павел вполне ясно говорит об этом в гл. 1 Послания к Колоссянам, когда конкретно называет все составля-ющие мира, как видимые, так и невидимые: «Ибо Им создано все, что на не-бесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, на-чальствали, власти ли, — все Им идля Него создано» (Кол. 1:16). Песнь двад-цати четырех небесных старцев подтверждает эту истину:
Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено (Отк. 4:11).
Здесь в качестве причины, по которой все «существует», в принципе, и было «сотворено», названа воля Божья.
Тот факт, что Бог сотворил как небо, так и землю и все, что в них, многократ-но подтверждается в Новом Завете. Например, в Деян. 4:24 о Боге говорится: «Вла-дыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в низа» Бога прежде всего можно определить, сказав, что Он—Тот, Кто все сотворил. Варнава и Павел объяс-няют жителям Листры, что они — посланцы Бога Живого, «Который сотворил небо и землю и море и все, что в них» (Деян. 14:15). Также когда Павел обращает-ся к языческим философам в Афинах, он определяет истинного Бога следующим образом: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем», и поясняет, что Бог дарует «все-му жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:24,25; ср.: Ис. 45:18; Отк. 10:6).
2 Когда мы утверждаем, что мир был сотворен «из ничего», то нам следует избегать неверного понимания этого выражения. Слово «ничего» не подразумевает какой-либо вид существования, как утверждают некоторые философы. Мы говорим о том, что, ког-да Бог творил мир, не существовавало никакой материи.
3 Перевод RSV («so that what is seen was made out of things which do not appear*; кото-рый очень близок к русскому синодальному переводу: «так что из невидимого произошло видимое». — Примеч. пер.) явно утверждает, что Бог сотворил мир из какой-то невидимой материи, однако порядок слов греческого текста (μή кк φαινομένων) показывает, что слово «не» отрицает выражение «из видимого». Перевод RSV относит отрицание «не» к причастию «видимое» (так что по-русски получается слово «невидимое». — Примеч. пер.),
Текст Евр. 11:3 гласит: «Верою познаем, что миры были приготовлены Словом Божиим, так что видимое не было сотворено из видимого» (NASB). Этот перевод (как и перевод N1V) наиболее точно передает греческий текст3.
Хотя нельзя сказать, что здесь излагается учение о творении из ничего, в этом тексте сказаны очень близкие к этому учению вещи, ведь здесь говорится о том, что Бог не творил мир из того, что видимо. Странное представление о том, что мир мог быть сотворен из чего-то невидимого, судя по всему, не была той мыслью, которую автор хотел изложить здесь. Он отрицает представление о творении из существовавшей прежде материи, и в этом смысле стих доста-точно ясен.
В Рим. 4:17 также подразумевается, что Бог сотворил мир из ничего, хотя прямо здесь об этом и не говорится. Греческий текст буквально говорит о том, что Бог «несуществующие вещи призывает как существующие». Перевод RSV «призывает к бытию несуществующие вещи» (также NASB) необычен, но грамматически возможен4, и такая трактовка ясно утверждает творение из ни-чего. Но даже если мы переводим этот стих таким образом, что греческое ело-во οΰ принимает свое обычное значение «как», то в этом стихе говорится о том, что Бог «называет несуществующее как существующее» («calls the things which do not exist as existing* [NASB mg.]). Но если Бог обращается к чему-либо несуществующему или призывает это, словно фактически оно существу-ет, то что это значит? Если Он называет несуществующее словно существую-щее, то это должно означать, что вскоре несуществующее будет существовать, будучи властно призвано к существованию.
Поскольку Бог сотворил весь мир из ничего, в мире нет материи, которая была бы вечна. Все, что мы видим — горы, океаны, звезды, сама земля, — все начало существовать, когда Бог их сотворил. Было время, когда они не суще-ствовали:
Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог (Пс. 89:3).
но в таком случае отрицание должно было бы стоять непосредственно перед этим словом. См.: Philip Hughes, A Commentary on the Epistle to the Hebrews (Grand Rapids: Eerdmans, 1977), pp. 443—452. (Если сказать более кратко, то проблема состоитв том, как следует переводить выражениеμή кк φαινομένων— «не из видимого» или «из невидимого»? — Примеч. пер.)
4 См.: С. Е. В. Cranfield, A Critical and Exegetical Commentary on the Epistle to the Romans, ICC, vol. 1 (Edinburgh: Τ. & T. Clark, 1975), p. 244: греч. ov в значении следствия.
Этот факт напоминает нам, что Бог правит всем миром и ничему в творе-нии не следует поклоняться вместо Бога или вместе с Ним (в дополнение к Нему). Однако если бы мы отрицали творение из ничего, то нам пришлось бы сказать, что некая материя существовала всегда и что она так же вечна, как и Бог. Такое представление противоречило бы независимости Бога, Его едино-державию и тому факту, что поклоняться следует Ему одному (если бы мате-рия существовала отдельно от Бога, то какое внутреннее право Он имел бы властвовать над ней и использовать ее для Своей славы? И как мы могли бы быть уверены, что каждая частичка мироздания в конечном счете исполняет Божьи цели, если бы что-то в мире не было сотворено Богом?).
Позитивная сторона того факта, что Бог сотворил мир из ничего, заклю-чается в осмысленности и наличии цели в творении. Бог, в Своей мудрости, сотворил мир для чего-то. Мы должны стараться понять эту цель и исполь-зовать творение так, чтобы оно соответствовало этой цели, т. е. прославле-нию самого Бога5. Кроме того, когда творение доставляет нам радость (ср.: 1 Тим. 6:17), мы должны благодарить Бога, Который сотворил все.
2. Сотворение духовного мира. Это творение всего мира включает в себя также сферу невидимой, духовной сферы существования. Помимо животных и человека Бог сотворил ангелов и других небесных существ. Он также сотво-рил небо как то место, где Его присутствие явлено особым образом. Сотворе-ние сферы невидимого, безусловно, подразумевается во всех вышеприведен-ных стихах, в которых говорится, что Бог сотворил не только землю, но и «небо и все, что на нем» (Отк. 10:6; ср.: Деян. 4:24), но особенно четко об этом сказа-но в ряде других стихов. В молитве Ездры ясно говорится: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняют-ся» (Неем. 9:6). Судя по всему, слова «небесные воинства» в этом стихе озна-чают ангелов или других небесных существ, поскольку Ездра говорит, что они поклоняются Богу (слово «воинство» употреблено в отношении ангелов, по-клоняющихся Богу, также в Пс. 102:21 и 148:2)6.
5 О цели творения см. ниже, подраздел В (с. 294, 295).
6 Слою, переведенное как «воинство» (евр.צבא), иногда употребляется для обозна-чения планет и звезд (Втор. 4:19; Ис. 34:4; 40:26). (Читателям русского синодального пе-ревода хорошо знакома форма множественного числа этого слова — צבאות, — которая, с учетом греческой традиции Септуагинты, транслитерируется как «Саваоф», т. е. букв.: «[Господь] воинств». — Примеч. пер.) Но ни в одном из примеров, приведенных в BDB, р. 839 (1 .с), речь не идет о поклонении звезд Богу и чаще говорится о небесных телах как о «воинстве небесном», которому неразумно поклоняются язычники (Втор. 17:3; 4 Цар. 17:16; 21:3; Иер. 8:2 и др.).
В Новом Завете Павел конкретно говорит, что во Христе «создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, престолы ли, господства ли, началь-ства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол. 1:16; ср.: Пс. 148:2—5). Здесь также ясно говорится о творении невидимых небесных существ.
3. Непосредственное творение Адама и Евы. Библия также учит нас, что Бог сотворил Адама и Еву особым, личным образом. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). После этого Бог создал Еву из тела Адама: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал 1Ъсподь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2:21,22). Судя по всему, Бог дал Адаму знать нечто о происходящем, так как Адам сказал:
Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет на-зываться женою: ибо взята от мужа (Быт. 2:23).
Как мы увидим ниже, христиане расходятся во взглядах на то, насколько широко после творения был задействован процесс эволюции, который, воз-можно (по одной из версий), привел к постепенному возникновению все бо-лее и более сложных организмов. Хотя среди христиан представители разных точек зрения искренне убеждены в истинности своих взглядов и хотя есть раз-ные мнения об эволюции растительного и животного царств, все же эти тек-сты настолько ясны, что трудно было бы верить в абсолютную истинность Писания и при этом утверждать, что человеческие существа — результат дли-тельного эволюционного процесса. Поскольку Писание говорит, что Господь создал «человека из праха земного» (Быт. 2:7), едва ли можно предположить, что здесь идет речь о процессе, который занял миллионы лет, и что в нем было задействовано случайное развитие тысяч постепенно усложняющихся орга-низмов7. Еще труднее совместим с эволюционной теорией тот факт, что в тек-сте ясно говорится о том, что у Евы не было матери: она была сотворена не-посредственно из ребра Адама, пока тот спал (Быт. 2:21). Однако, с чисто эво-люционной точки зрения, это было бы невозможно, так как даже самое первое «человеческое существо» женского пола должно было произойти от некоего почти человеческого существа, которое было еще животным. Новый Завет еще раз утверждает историчность этого особого творения Евы от Адама, когда Павел говорит: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор. 11:8,9).
7 Несмотря на очевидность утверждений Быт. 2:7, Дерек Киднер (он придерживает-ся такого взгляда на истинность Писания, который я отстаиваю в этой книге) утвержда-ет, что возможно эволюционное развитие доадамовых существ, вплоть до особи, в кото-рую Бог наконец «вдохнул человеческую жизнь» (Derek Kidner. Genesis: An Introduction and Commentary, TOTC [London and Chicago: InterVarsity Press, 1967], p. 28). И при этом он утверждает, что Ева была сотворена особым образом (р. 29).
Особое творение Адама и Евы показывает, что, хотя мы, возможно, и по-добны животным в определенных физических аспектах, тем не менее очень сильно отличаемся от животных. Мы сотворены «по образу Божию», мы — вершина Божьего творения — подобны Богу более, чем любое другое суще-ство, нам предопределено властвовать над всем творением. Даже краткий рас-сказ о творении в Книге Бытие подчеркивает эту исключительную роль чело-века по сравнению с остальным миром. Таким образом, этот рассказ опро-вергает современные тенденции подчеркивать ничтожность человека перед огромной Вселенной. Дерек Киднер отмечает, что Писание высказывается «против любой попытки лишить значимости человеческую историю... кото-рая представляет изумительные акты творения как просто подъем занавеса перед началом драмы, которая проходит через всю Библию. Пролог умещает-ся на одной странице; но остаются еще тысячи страниц».
Кроме того, Киднер отмечает, что современные научные описания мира, какими бы правдивыми они ни были, «заваливают нас статистическими дан-ными, которые сводят нашу значимость к нулю. Они только пролог, но сама человеческая история теперь — просто одна страница из тысячи, а вся книга земли затеряна среди тех томов, которые еще не внесены в каталог»8.
Писание показывает нам в перспективе значимость человека, которую придал ему Бог. (Более подробно этот вопрос будет рассмотрен ниже, в гл. 20.)
4. Сотворение времени. Другой аспект творения Божьего — это сотворе-ния времени (последовательности мгновений). Этот вопрос рассматривался в связи с вечностью Бога в гл. 109, и здесь нам следует лишь коротко изло-жить его. Когда мы говорим о существовании Бога «до» сотворения мира, мы не должны думать, что Бог существует в бесконечной протяженности време-ни. Вечность Бога означает, что Он существует иначе, в Его бытии нет течения времени, и подобное существование нам даже трудно представить себе (см.: Иов. 36:26; Пс. 89:2,4; Ин. 8:58; 2 Пет. 3:8; Отк. 1:8). Тот факт, что Бог сотво-рил время, напоминает нам, что Он господствует над ним, а мы должны ис-пользовать время к Его славе.
5. Труд Сына и Святого Духа в творении. Бог-Отец был инициатором акта творения. Но Сын и Святой Дух также действовали в нем. О Сыне часто гово-рится, что «через» Него произошло творение (в русском синодальном перево-де — «чрез» и «Им». — Примеч. пер.). «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3). Павел говорит: «Один Гос-подь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8:6), и «все Им и для Него создано» (Кол. 1:16). Мы читаем также, что Сын — это Тот, «чрез Кото-рого» Бог «и веки сотворил» (Евр. 1:2)10. Эти тексты дают последовательную картину того, как Сын исполнял роль действующей силы, совершающей пла-ны и исполняющей указания Отца.
8 Kidner, Genesis, p. 57.
9 См.: с. 173.
10 По версии автора — «миры» или «мир». Слово a'ldw и его смысловое содержание в
Новом Завете стало предметом многочисленных спекуляций в связи с его специфичес-
ким употреблением в кумранских рукописях, где термин «эон» имеет совершенно осо-
бое мистическое смысловое наполнение. Однако наиболее взвешенным решением пред-
ставляется все же перевод «век», «время» или «эпоха». — Примеч. пер.
Святой Дух также действовал в творении. В целом Он представлен в Писании завершающим, исполняющим и дающим жизнь творению Бо-жьему. В Быт. 1:2 говорится, что «Дух Божий носился над водою», и это — описание Его охраняющей, поддерживающей и правящей функции. Иов говорит: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33:4). Важно помнить, что в целом ряде ветхозаветных пассажей одно и то же древнееврейское слово (ПП) в различных контекстах может означать «дух», «дыхание» или «ветер»". Однако во многих случаях различие в значе-нии несущественно, поскольку если мы принимаем решение переводить «ды-хание Бога» или даже «ветер Бога», то все эти выражения являются фигураль-ными описаниями действия Святого Духа в творении. Так, псалмопевец, рас-суждая о великом разнообразии существ на земле и в море, говорит: «Пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103:30; одействии Святого духа говорится также в Иов. 26:13; Ис. 40:13; 1 Кор. 2:10). Однако свидетельство Писания о деятельности Святого Духа в творении не очень объемно. Гораздо более полно раскрывается Его роль во вдохновении Писа-ния и в применении к народу Божьему искупительного труда Христа12.