БРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Возьмите иго Мое на себя
Возьмите иго Мое на себя... Мф.11:29
«Так да светит свет ваш пред людьми...» (Мф.5:16). Какой бы отрезок истории христианства мы ни взяли, нельзя не заметить того, что история Церкви всегда переплеталась с общим историческим процессом. Богословская мысль, основываясь на учении Священного Писания, в лице служителей Церкви, искала ответы на общечеловеческие проблемы, пыталась выработать правильную социальную ориентацию христианского сознания в сложных исторических условиях. Церковь Христова, исполняя возложенную Богом основную задачу — спасение бессмертных душ, их духовное усовершенствование, в то же время откликалась на чаяния, настроения и всевозможные проблемы определенной эпохи. Даже такая форма религиозного аскетизма, как монашество, не означала абсолютного бегства от всех треволнений и бед человеческих. «Подвижник уходит из жизни мирской, чтобы приобщиться к жизни мировой» — этот проницательный афоризм богослова Павла Флоренского выражает суть высоких устремлений христианской души. Уединяясь от излишнего шума и суеты, они исследовали Слово Божие, размышляли о судьбах мира, молились за него, советом и делом помогали тем, кто приходил к ним из бурного мира. Они оставляли потомкам глубокие философские, богословские и художественные произведения, где видны заинтересованные раздумья о вопросах, волновавших общество в ту или другую эпоху. Отречение от мира ради блага мира, соприкосновение с миром, но без слияния с грехом, — вот путь, указанный примером жизни и служения Иисуса Христа. И личное духовное усовершенствование, включающее борьбу с грехом, плотью, нехристианскими чувствованиями, не является религиозным индивидуализмом, отрывающим человека от дел и важнейших забот общества. «Преодоление греха дает радость бытия не только одному тому человеку, который борется со злом и его побеждает, но через него дает благо и другим», — утверждает духовный писатель С. Королев. Личное преодоление греха является состоянием целого общества, есть основа общественного возрождения. Каждый человек имеет свою миссию, свое посланничество на земле, чем он должен послужить миру, вложить свою индивидуальную крупинку в организм всего мира.
На всех христианах, независимо от того, сознают они это или нет, лежит благословенное Богом бремя социальной ответственности.
К несению этого бремени призывает Христос и сама жизнь. Христос, плачущий у стен Иерусалима (Лк.19:41). Христос, скорбящий о голодных (Мк.6:34). Христос, идущий помочь горю одинокой матери (Лк.7:13). Христос, отдающий душу для искупления многих (Мф.20:28), великий образец всестороннего и бескорыстного служения людям. Человек, верующий в Иисуса Христа и следующий за ним, тем самым призывается к соработничеству с Богом в преобразовании мира. Лучшие представители христианской Церкви всегда ощущали ненормальность социальных отношений, при которых одни в изобилии пользуются всеми благами земли, другие же умирают от голода и изнурительного труда. «Вы дайте им есть!» — слышит христианин голос Спасителя (Лк.9:13). «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне», — поясняет Он (Мф.25:40).
Отдельные вопросы христианской социальной этики затрагивает И.С.Проханов в работе «Новая, или Евангельская, жизнь»: «Есть люди, которые любят учение Христа, но которые понимают его в узком смысле духовно-созерцательной жизни. Они взбираются духовно на гору Фавор, делают себе кущи и пребывают там, наслаждаясь восторгом видений и откровений... Хотя и созерцательное состояние души необходимо, хотя должно согревать наши чувства молитвою и общением с Господом, но все-таки главное назначение нашей жизни не есть покой, а упорный труд... Христос повел Своих учеников в долины скорби и печали».
Новую жизнь во Христе вряд ли можно понимать только как личное благочестие, внутренние переживания и участие в богослужении. Церковь Божия, по учению Христа, — закваска, соль земли, свет мира. Христианин, мало размышляющий о своем призвании в соработники Божий, может ошибочно считать, что он должен сторониться всех земных дел и забот, так как они далеки от сокровищ на небе (Мф.6:20). Да станет ли мир лучше, заключает он, если будет расти его обеспеченность материальными благами, если распределение этих благ станет более справедливым? Ведь в притче Христос сказал, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк.12:15). А может быть, сама мысль об ответственности за земные проблемы стоит в противоречии со словами ап. Павла: «О горнем помышляйте, а не о земном»? (Кол. 3:2). Из общего смысла евангельского учения ясно видно, что не сама по себе вовлеченность в дела мира и житейские заботы может быть предосудительной и неполезной, а только такая форма, при которой эти заботы отягчают сердца (Лк.21:34), иссушают любовь к Богу (Иак.2:15-16). Помышлять о земном для ап. Павла – значит жить по греховным устремлениям, любить грех (Кол.3:5-6). Слова ап. Павла не означают, что христианин должен быть равнодушен ко всему, происходящему вокруг него: в семье, в обществе, в международной жизни. Христианин является также членом общечеловеческой семьи. Августин Блаженный в своем сочинении «О граде Божием» утверждает на основании Библии, что два града, небесный и земной, переплетены и взаимно перемешаны в настоящем веке. Отсюда следует, что земной град – это не одна лишь область жизни по плоти, по мотивам эгоизма и греховных влечений. Скорее, это место великой борьбы добра и зла, света и тьмы, — той борьбы, в которой совместно участвуют на стороне добра и подлинные граждане града Божия, и множество других людей доброй воли, в среде которых есть много друзей этого града, по выражению Августина, еще неведомых и для себя самих. О высоком назначении Церкви пишет и неизвестный автор древнего документа «Послание к Диогнету»: «Душа заключается в теле, однако именно она удерживает тело в гармонии: так и христиане в мире, они удерживают мир в согласии...» Таково назначение христиан, и для них незаконно отказываться от его выполнения. Обращение ко Христу и следование за Ним не означает освобождения человека от ответственности за благо и спасение мира. Наоборот, союз с Богом есть усиление этой ответственности. Общение с Тем, Который солнцу Своему повелевает восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных, обязывает христианина жить для других, помня о величии той любви, которой возлюбил Бог все человечество в целом. «Человеческая жизнь всегда есть существование, вытекающее из суверенной творческой воли Божией, — замечает профессор богословия Г. Харбсмайер. – Даже тот, кто этому сопротивляется или живет в состоянии разрыва с Богом и своим ближним, вплоть до полного к ним безразличия, все-таки живет жизнью, дарованной ему Богом». Господь сотворил людей для блага и предназначил их к добру. Церковь призвана умножать добро в мире. Вдохновляемые идеалами Евангелия, христиане сами духовно совершенствуются и стараются с помощью Господа выращивать в других благодатный плод Духа Святого: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал.5:22). Бог определил человеку непрестанное обновление и восхождение вверх. Без любви к ближнему человек не может иметь полноты общения с Богом. Новое сердце и новый дух, полученные от Бога, глубоко сострадают всем невзгодам и трагическим конфликтам, возникающим в человеческом обществе. Приход Христа в мир зажег свет на земле, и христиане, как носители света Христова, должны поддерживать его сияние, жить жизнью, достойной своего звания и избрания. Добродетельная жизнь прославляет Господа. Жизнь худая и недостойная дает повод к хуле и бесславию имени Божия. Бог через Сына Своего Единородного показал нам великий пример служения ближнему. Напряженная жизнь современной эпохи требует и от христианина понимания реальности социальных изменений и искания того, что служит к миру, к взаимному назиданию, к пользе другого.
Древние странники после многолетнего путешествия возвращались домой с пальмовой ветвью в руках. Пальмовая ветвь была символом мира. И сам странник, побывавший во многих городах и селениях, был олицетворением мира. Осененный благодатью свыше, он, по Слову Божьему, делается вестником мира.
Получив от Бога слово примирения, как драгоценный дар, он охвачен святым желанием сеять разумное, доброе, вечное. По образу жизни посланца обычно судят о людях его страны. От нас зависит, хорошее или плохое мнение будут иметь люди о церкви. Посланник Христов остается слугой Божиим среди людей иных взглядов, иных традиций, иного образа жизни. Посланец среди людей другого мировоззрения остается верным своим убеждениям. Христианин должен быть светом Христовым не только в религиозных вопросах, но и в любой жизненной ситуации. Бог хочет, чтобы мы были Его соработниками в великом деле распространения добра и мира (1Кор.3:9; 1Фес.3:2; Кол.4:11; 2Кор.1:24). Является ли следование за Христом уходом от насущных проблем современности?
Замкнутость христиан самих в себе, обособление их от людей, живущих в мире, может привести к набожному эгоизму и не поощряется учением Иисуса Христа. «Вы — соль земли», — провозглашает Христос (Мф.5:13). Соль не предназначена храниться в кладовой без употребления. Она должна раствориться в том, что надлежит сохранить от порчи, тления и разложения. Христианин помнит и слова Господа, что, «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф.5:15). Носители евангельского света не могут направлять лучи только лишь друг на друга, ибо тогда свеча окажется под сосудом. Христианина, освобожденного от мирских грехов. Бог делает вновь солидарным с нуждами этого мира. Разумеется, что христианская солидарность с нуждами этого мира не означает пребывания на одном уровне с миром.
Христианин и церковь действуют иначе, чем мир, но ради возложенной на них ответственности за мир Божий они должны быть открыты взаимодействию со всеми людьми доброй воли во многих областях жизни. Участвуя в деле примирения, христианин не только совершает свое личное спасение, но и служит примирению других с Богом, сам становится источником освящения, проводником святости. Соучаствуя в освящении мира, христианин как бы продолжает служение Христово. Он делами своими уподобляется Богу. Роль христиан в Божием воздействии на мир велика и многообразна. Она выполняется через молитву, проповедь Евангелия, через личное поведение и добрый пример, через миротворческую деятельность как в повседневной жизни, так и в области международных отношений, в трудах на благо всего человечества. Основой примиряющей деятельности христиан является божественная любовь, излившаяся «в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5). Кто насаждает мир, тот участвует в примиряющем служении Христа и от Него Самого получает название сынов Божиих (Мф.5:9). Христианство по самой своей природе обладает социальной направленностью, ибо Христос пришел в мир для спасения всех людей и показал миру Бога Отца, объемлющего Своей любовью не только отдельных людей, но весь мир в целом. Христианская жизнь благотворно воздействует на среду, в которой живет христианин. Высокая любовь, как известно, не живет своей жизнью. Она жизнь на благо других. Любовь к окружающим — основа христианской социологии.
Недаром многие богословы указывают на Ф.М. Достоевского, который в художественных произведениях сумел показать, что всякое доброе дело, даже малое движение души в сторону добра, вызывает в окружающем мире проблески светлого подъема духа.
Наша современница, лауреат Нобелевской премии, христианка мать Тереза посвятила свою жизнь святому делу помощи обездоленным, делу созидания мира между народами. Премия, присужденная этой подвижнице свидетельство официального признания общечеловеческой значимости доброго подвига во имя Господа.
Через единство своего происхождения и через воплощение Господа, воспринявшего человеческую природу, христиане ощущают свое общечеловеческое единство со всеми живущими на земле и свою ответственность перед Богом. Слово Божие предупреждает об ответственности за служение (Мф.24:45-51), за свою лепту (Мф.25:14-19), за помощь нуждающимся (Лк.16:19-31), за порядок в своей семье (1Тим.2:4-5). Поэтому мы должны возвещать Божие добро, утешение, мир, справедливость и проявлять пастырскую заботу о человеке. Мы все совершаем дело Господне, и каждый наш добрый пример – словом или делом – является результатом нашего христианского призвания. Перечисляя духовные доспехи христианина, ап. Павел включает в духовный арсенал и готовность благовествовать мир (Еф.6:15). Значит, христианин должен быть не только носителем мира в самом себе, но и провозвестником мира среди людей. И не только словесными призывами мы должны проповедовать мир, но и своими делами: на личную обиду воздавать незлобием, на гнев отвечать кротостью. Смирением и незлобием можно побеждать самого злобного и разъяренного гневом человека. Христианин-миротворец, по словам древнего богослова Григория Нисского, должен изгонять ненависть, прекращать войну, уничтожать зависть, не допускать до битв, угашать в сердце пожирающее внутренность злопамятство.
Христианское миротворчество не ограничивается только сферой личных отношений, но принимает всеобъемлющий характер. «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал!..» — сказал великий русский поэт А.С. Пушкин. Наша лира – это Евангелие, благая весть о Божией любви ко всем людям, проповедь мира Божьего во Христе.
Золотое евангельское правило гласит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф.7:12; Лк.6:31). Это правило вполне пригодно не только для создания благополучной частной жизни, но оно используется и в качестве одного из этических принципов мирного сосуществования народов. Слово Божие призывает к такому устроению жизни на земле, при котором не может быть речи о войнах, и люди перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы (Ис.2:4).
Христиане — это оптимисты по натуре. Они всегда жизнерадостны, ибо веруют в вечно живущего Бога, от Которого исходит всякое даяние доброе и всякий дар совершенный (Иак.1:17). Они не могут не свидетельствовать, что Начальник жизни Иисус Христос явился в мир, чтобы люди имели жизнь и имели с избытком (Ин.10:10). А доброе свидетельство словом и делом не останется без плода, по слову ап. Павла: «Делая добро, да не унываем; ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал.6:9).
Глава 4
ХРИСТИАНИН И ПРИРОДА
«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету» — это совет маленького принца из повести-притчи французского писателя Антуана Экзюпери. Вот как по-детски ясно и просто обозначена суть одной из самых глобальных проблем, возникших на исходе двадцатого столетия и требующих всемирного единения людей.
Всемогущий Творец поместил человека на планете, идеально приспособленной для жизни, с кислородом в атмосфере и разнообразными богатствами недр, с красивыми ландшафтами и уникальными организмами, населяющими землю. Насколько обеднела бы наша жизнь, если бы мы увидели землю, начисто лишенную лесов, трав, цветов, без единой птицы, без единого звука. В повседневной сутолоке мы не всегда замечаем, какой прекрасный мир подарил нам Господь, скользим равнодушным взглядом и воспринимаем его как должное, забывая о том, что Сам Бог заповедал возделывать и хранить окружающую природу (Быт.2:15).
О поведении и месте человека в природе писали и говорили многие ученые мужи разных эпох. Трактат А.Н. Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии» содержит яркие живописные строки об особом положении венца творения: «Исшел на свет совершеннейший из тварей, венец сложений вещественных, царь земли, но единоутробный сродственник, брат всему живущему...»
Глубокие мысли мы находим и в работе известного естествоиспытателя Вернадского В.И. «Научная мысль как планетное явление»: «Человек впервые реально понял, что он — житель планеты и может, должен мыслить и действовать в новом аспекте: не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте...» Человека и общество людей Вернадский называл могучим геологическим фактором, который может воздействовать на природу по-разному, в лучшую или худшую сторону. Нетрудно заметить, что разрушение природы оборачивается для общества не только экономическим, но и нравственным ущербом. То, что мы делаем для природы, то делаем для себя и для будущих поколений.
«Владение землей не право только или привилегия, а тяжелая обязанность, грозящая ответственностью перед судом потомства», — предупреждал К.А. Тимирязев. По данным ООН, в мире за один год около 50 тысяч кв. км земли превращаются в пустыни. Такие разрушительные сдвиги вызывают тревогу у всего населения земного шара. В семидесятые годы нашего века был создан Международный союз охраны природы, тридцать четыре миллиона членов насчитывает Всероссийское общество охраны природы.
Перед человечеством встала неотложная задача по осуществлению срочных мер, направленных на предотвращение кризиса природной среды. Какова же позиция христиан в отношении к мировому движению за сохранение природных богатств и разумное использование даров Божьих в природе? Без всякого сомнения можно сказать, что христиане должны быть самыми активными друзьями природы. Ведь для христианина природа — это величественное творение Божие, отблеск божественной любви и благости.
ХРАМ БОГА ЖИВОГО
Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество... чрез рассматривание творений видимы. Рим.1:20
Священное Писание учит человека угадывать за явлениями природы лицо Господа. Бог невидимый и непостижимый открывает Себя человеку в делах Своих. Для какой цели Бог сотворил внешний мир? Бесконечная мудрость и благость Творца создала его для блаженства тварей и ради славы Божией.
Почему человек сотворен после всех бессловесных тварей? Интересно и образно говорит об этом древний служитель христианской церкви Иоанн Златоуст: «Все прочие земные твари сотворены на службу человеку, он вводится в мир, как владыка в дом, как священник в храм, совершенно устроенный и украшенный» (Златоуст. Записки на книге Бытие. М.,1855. С. 322).
Какими восторженными и чуткими художниками были ветхозаветные псалмопевцы! Великий духовный поэт Израиля царь Давид, наблюдая разумную стройность вселенной, торжественно провозглашает: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс.18:2).
Псалмопевцам близок и понятен мир Божий, им даже доступен язык, на котором говорят «огонь и град, снег и туман, бурный ветер... горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые» (Пс.148:8-10).
Точно нарисованный образ природы, высокая поэзия сверкает в книге псалмов. Молящиеся праведники видят, как радуется солнце, восходящее, подобно жениху из брачного чертога, чтобы пробежать поприще наступающего дня (Пс.18:6), слышат, как реки возвышают... голос свой (Пс.92:3). С какой детской непосредственностью употребляют они поэтичные сравнения: «Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою,
Иордан, что ты обратился назад? Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?» (Пс.113:5-6). Как видно, для псалмопевцев окружающий мир не безжизненная материя, но живой одухотворенный организм, послушный Богу-Творцу. Святые люди, намереваясь благодарить Бога, призывали к совместному славословию всех тварей, высших и низших (Ис 49:13; Пс.148).
Богослов Г. Павский, истолковывая книгу Псалмов, говорит о рождении всеохватывающей хвалебной песни: «Человек, если хочет принести Господу жертву хвалы, должен только соединить глас свой с гласом присно поющей и величающей Господа Своего твари, должен только чистым сердцем принять ее вещание и вместе с нею прославить Присносущего на своем языке. Тогда рождается хвалебная песнь».
Культура одушевляющего человечного отношения к природе росла на базе христианского осмысления элементов мироздания. Средневековый поэт-проповедник Франциск Ассизский с умиленным вниманием относится к повседневным явлениям природы, к цветам и камням, огню и воде, облакам и птицам. В его знаменитой «Песни благодарения» материальные предметы оживают и насыщаются духовными образами:
Хвала Тебе, Боже, за воду — сестру нам, За реки, ручьи и моря, — Чисты и смиренны, Они драгоценны, Нам жизни теченье даря.
Большой художник слова И.А. Бунин написал стихотворение «Вечерняя молитва», где также очень тонко схвачено благоговение природы перед Творцом, молитвенная перекличка деревьев:
...И кончают грустною мольбою Пихты, погруженные во мглу:
Сестры! Братья! Радуйтесь покою И творите Господу хвалу!
Христианин, основываясь на Священном Писании, воспринимает природу как божественное пособие для наглядного обучения духовным истинам. «Взгляните на птиц небесных... посмотрите на полевые лилии, ...взгляните на нивы», — приглашает Иисус Христос (Мф.6:26,28; Ин.4:35). Жизнь и служение Спасителя нашего неотделимы от жизни природы. Детские годы Его прошли в городе Назарете, расположенном в окружении живописных долин, горных склонов и виноградников. Христос часто проповедовал на лоне природы. Мы видим Его на берегу Геннисаретского озера (Лк.5:1), путешествующим по дорогам Палестины из города в город, от одного селения к другому (Мк.1:38). Часто наблюдаем мы Христа в лодке одного и с учениками, плывущими по Галилейскому морю (Мк.4:35).
Христос любил молиться Отцу Небесному в уединении на горе Елеонской (Лк.6:12) и других пустынных местах вдали от человеческого жилья (Мк.1:35).
Учение о Царстве Божием Христос излагал в виде притч, большинство которых представляют собой картины, взятые из жизни природы (Мк.4:28; Ин.15:1-6). Слово Божие не противопоставляет человека и вселенную. Например, в Ветхом Завете образ премудрости Божией, устрояющей видимый мир, сопоставляется с образом обжитого упорядоченного, дома и сама премудрость напоминает благоразумную хозяйку в доме:
«Премудрость построила себе дом» (Пр.9:1) и: «Мудрая жена устроит дом свой» (Пр.14:1). Человек и мироздание, бытие и быт едины. Стройная вселенная от Бога. И мирная домашняя жизнь тоже от Бога.
Множество христианских проповедников использовали картины природы для истолкования мест Священного Писания в назидательных беседах и проповедях. Комментарии Василия Кесарийского на Шесто-днев, повествующие о шести днях творения, — образец духовного назидания через созерцание жизни природы.
«У меня одна цель, — писал он, — все обращать в назидание церкви. Да укротятся страсти невоздержанных, обуздываемые примерами, взятыми и с суши, и с моря!»
Известный проповедник девятнадцатого столетия Чарльз Сперджен мудро советует служителям церкви творчески относиться ко всему, что попадает в поле зрения: «Весь мир наполнен темами проповедей, старайтесь только уловить их. Скульптор во всяком куске мрамора видит кроющееся в нем дивное изваяние. Прислушивайтесь на земле к голосу неба. Служитель Бога, всегда оставайся проповедником, собирающим материал для кафедры во всех уголках природы...»
Евангельский богослов А.В. Карев призывал верующих быть друзьями природы, он называл ее второй Библией, учительницей христианина:
«Будем ценить природу, эту провозвестницу великих истин Божиих! Будем считать ее великим сокровищем в нашей жизни! Научимся извлекать из нее уроки для нашей бессмертной души!»
ХРИСТИАНСКАЯ ЭКОЛОГИЯ
Идите... и проповедуйте Евангелие всей твари... Мк.16:15
Как-то один христианин радостно засвидетельствовал: «Когда я уверовал в Бога и полюбил Его, то об этом даже узнала моя скотина!» Не только бессловесным животным понятен язык любви, его могут воспринимать и растения.
Писатель Владимир Солоухин в очерке «Трава» приводит рассказ ученого об интересном эксперименте, проделанном с цветами: «Одного человека мы заставили мучить и истязать куст герани. Он обрывал листья, колол иглой, капал кислоту, подносил зажженную спичку, подрезал корешки... Другой человек бережно ухаживал за тем же кустом герани, поливал, рыхлил землю, лечил ожоги и раны. Мы подносили к растению электрические приборы, которые фиксировали бы на бумаге импульсы растений. Как только приближался первый человек, стрелка прибора начинала лихорадочно прыгать. Растение пребывало в ужасе, оно негодовало. Но стоило ему уйти и на его место прийти доброму человеку, как кустик герани умиротворялся, стрелка прибора чертила плавные и, можно сказать, ласковые линии!»
Знакомясь при чтении Священного Писания с библейской ботаникой и зоологией, полезно обратить внимание и на библейскую экологию. Слово это хорошо знакомо современному человеку, хотя впервые было предложено немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1869 году. Образовано оно от греческого «ойкос» — дом или жилище. В настоящее время экология — это наука, которая исследует взаимоотношения между человеком и окружающей его природной средой. В книгах Священного Писания мы находим сведения явно экологического характера. Бог, поставляя человека господином над низшими тварями, никогда не поощряет безрассудного вмешательства и господства над природой. Слово Божье требует от человека гуманного отношения к животным, птицам и растениям.
Объявляя народу повеления, данные Богом, пророк Моисей говорит:
«Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним» (Исх.23:5). «Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми» (Втор.22:6). «Если долгое время будешь держать в осаде какой-нибудь город... то не порти дерев его... и не опустошай окрестностей» (Втор.20:19).
Господь проявляет заботу и попечение не только о людях, но и о бессловесных тварях. У Бога не забыта ни одна малая птица (Лк.12:6). Отменяя бедствие в столице Ассирии Ниневии, Бог сжалился и над скотом (Иона 4:11). Псалмопевец Давид отмечает, что людей и животных хранит милостивый Господь (Пс.35:7).
Священная история свидетельствует и о том, что иногда животные становились исполнителями Божией воли и помогали человеку.
Ослица Валаама обрела способность видеть Ангела Божия, останавливающего пророка, и заговорила человеческим голосом (Чис.22:22-35).
Во время нахождения пророка Илии у потока Хораф вороны приносили ему мясо (3Цар.17:6). Пророк Иона не погиб в морской пучине благодаря тому, что Бог повелел киту проглотить его, а потом извергнуть целым и невредимым (Иона 2).
Нам известно, что после потопа Бог заключил завет не только с людьми, но и с животными и птицами. Радуга в облаке, как знамение Божие, также напоминает об этом (Быт.9:9,12,16).
Святые божественные мужи, облеченные силой свыше, находились в особом отношении к творению Божию и приводили в умиротворение даже кровожадных зверей. Пророк Даниил, брошенный в львиный ров по приказу царя Дария, не потерпел вреда от хищников (Дан.6:16-24). Змея, повисшая на руке ап. Павла, не выпустила смертельного жала (Деян.28:1-6).
Несмотря на обилие примеров и сравнений, взятых из жизни природы, Библия — это не специальная наука о природе. Библия – книга Божьих откровений. Поэтому она, показывая взаимоотношения человека и природы. Бога и тварей, как бы предвосхищает время экологических потрясений и требует доброго сосуществования с природой, развития чувства ответственности за окружающий естественный мир.
Современный человек, а христианин в особенности, должен быть знаком хотя бы с элементарными сведениями из области экологии. Ученые-экологи провели широкие исследования и вывели такие цифры, которые поневоле настораживают всякого человека, неравнодушного к природе.
За последние 373 года с лица земли исчезло 63 вида млекопитающих: за XVII век — три, за XVIII — восемь, за XIX — восемнадцать и за истекшие годы XX века — тридцать четыре. Птиц за этот период истреблено 94 вида. Сейчас каждый день на земле исчезает один вид животных, а каждую неделю — один вид растений. Видовое разнообразие животных стремительно тает.
«Идите... и проповедуйте Евангелие всей твари!» — так повелел Господь Иисус Христос ученикам Своим (Мк.16:15). Что такое тварь? Тварь — это все творение Божие от малого червяка до человека. Приходя в мир, человек получает даром великие дары Бога: землю и воды, богатства недр, реки, горы, леса, цветы, плоды, многообразие животного мира.
Мы не всегда помним, что Спаситель мира, Иисус Христос, пришел не к одной только разумной твари, к людям, но и к неразумной, одинаково с нами стенающей и ищущей избавления (Рим.8:22). Отправляя учеников на проповедь, Христос не сказал им: «Идите и проповедуйте Евангелие людям», — но сказал: «Идите... и проповедуйте всей твари» (Мк.16:15). «И был со зверями», — читаем мы о Христе (Мк.1:13). Вот это «был со зверями» и «Евангелие всей твари» забыто многими христианами. Размышляя о взаимоотношении христианина с природой, нельзя опять не вспомнить христианского подвижника средних веков Франциска Ассизского. Деятели культуры неслучайно называют его святым покровителем экологов. Искренне желая подражать Христу, он в самом буквальном смысле понес Евангелие всей твари и был со зверями. Исповедание Франциска есть исповедание Христа в природе. В величественном создании духовного гения, «Гимне брату Солнцу» восхваляя солнце, землю, воду, принимая весь мир в хвалениях, он тем самым прославляет Творца. Сразу скажем, что любовь Франциска к природе не была отвлеченным пантеизмом, то есть религией твари, признанием Бога как некой безличной, отвлеченной силы, растворенной во всем. Бог для него, как и для всякого христианина, — Личность, любящая и близкая. Он любил природу ради Христа. Сердечная любовь ко всему охватывает и воспламеняет все существо Франциска, он в каждом творении видел и познавал благость Божию. Его любовь и сострадание простиралось на всю тварь, на гадов, на птиц, животных. В природе и ее тварях Франциск чувствовал дорогой ему образ евангельской бедноты, совершенного предания себя в руки Божий, бесконечного смирения. «У всей природы нет двух одежд, нет ничего, к чему бы шло название мое. Она вся наша, как и Христос», — говорил он. Загораясь стремлением исполнить призыв Христа, он проповедует птицам, отпускает на волю пойманную рыбу, попавшего в сети зайчонка. Даже червей собирал с дороги и относил в безопасное место. Когда он видел множество цветов, он начинал проповедовать им и приглашал к восхвалению Господа. С самым искренним простодушием и в духе древних псалмопевцев он призывал любить и почитать Бога нивы и виноградники, камни и леса, красу полей, зелень и воды ручьев, землю и огонь, воздух и ветер (Пс.148). Брату, рубившему деревья на дрова, он не позволял срубать дерево целиком, чтобы оно могло снова ожить, из любви к Тому, Кто спас нас на древе крестном. Своим необычайно человечным отношением к природе Франциск прославил Бога, сотворившего небо и землю. Кому-то из наших современников добрые чувства Франциска, исповедуемые им идеалы братства всего живого на земле могут показаться излишне сентиментальными, устаревшими и вызовут ироничную улыбку. Нет, не забыт Франциск Ассизский, благородные сердца пронесли его память через семьсот столетий. Журнал «Курьер ЮНЕСКО» в декабре 1982 года, отдавая дань уважения Франциску, поместил обширную статью богословского характера итальянского писателя Карла Бо о благотворном влиянии францисканского движения, отметив, что принципы его находятся вне времени и пространства земной истории.
Следует сказать, что и в XX веке нашлись души, родственные Франциску, которые избрали путь самоотверженной любви, бескорыстный труд во имя утверждения идеалов добра и справедливости.
Известный всему миру врач-миссионер и богослов Альберт Швейцер имел тот же дух любви и братства, когда лечил в африканских джунглях страдающих людей и животных. Один из его близких друзей, председатель христианско-демократического союза Геральд Геттинг рассказывает в своих воспоминаниях, как при строительстве больничных корпусов в Ламбарене Альберт Швейцер, опустив сваю в яму, осматривал, не попали ли туда муравьи или другие существа, и, заметив их, вынимал рукой, чтобы не раздавить. «Для человека, действительно нравственного, любая жизнь священна, даже та, что, с человеческой точки зрения, находится на очень низком уровне, — говорил Альберт Швейцер. – Прозрев и став милосердным, он хочет окончательно избавиться от старых привычек, от раздвоенности, сохранить человечность и нести всему живому избавление от страданий».
ОХРАНА ПРИРОДЫ ЗАКОНОМ
Уже в глубокой древности существовали и государственные законы об охране природы, издаваемые правителями разных стран. Охраны лесов касался закон царя Древнего Вавилона Хаммурапи. Несколько тысячелетий назад монголы подчинялись так называемым законам Хубилая, запрещавшим охотиться на зверей и птиц в период их размножения. По указам индийского императора Ашоки целый ряд зверей и птиц объявлялся неприкосновенным. Подобные законы принимались и в Европе, но гораздо позже. В середине VIII века было немало различных указов и декретов об охране лесов и отдельных животных.
В конце XIII века мазовецкий князь Болеслав принимает ряд законов об охране лесов и некоторых лесных зверей. Примерно такие же законы были приняты в середине XIV века польским королем Ягелло. Позднее в разных странах Европы появляются законы об охране рыб и водоемов. Однако особого значения они не имели. Соблюдение законов становилось почти невозможным из-за того, что земля и все находящееся на ней принадлежало крупным феодалам, помещикам, землевладельцам, которые не желали считаться ни с какими законами.
В эпоху капитализма законы об охране природы почти совсем утратили силу, хотя и существовали формально.
На территории Древней Руси первым законом, связанным с охраной природы, можно назвать «Русскую Правду» Ярослава Мудрого, киевского князя, правившего в II веке. Через два века после появления «Русской Правды» во Владимире-Волынском княжестве было запрещено охотиться на всех животных. Большая территория этого княжества, называвшаяся Беловежской пущей, стала первым в мире заповедником. И поныне существует этот заповедник на территории нашей страны и Польши. Несколько заповедников были организованы в XVII веке при царе Алексее Михайловиче. Царем руководила на забота о природе, а страсть к охоте. Это и заставило царя издать более 70 указов, направленных на сохранение отдельных видов животных.
Первые серьезные мероприятия по рациональному использованию природы в России были проведены Петром I. Преобразователь русского государства стремился создать могучий флот и поэтому разработал специальные указы, запрещающие рубить на дрова ценную древесину. Природоохранительная деятельность Петра I выходила за рамки кораблестроения. Побывав в Европе, Петр I убедился, к чему приводит вырубка леса по берегам рек (во многих странах Европы к тому времени реки из-за уничтожения лесов сильно обмелели, пострадало сельское хозяйство), и стремился, чтобы подобное не произошло в России. Им были изданы указы об охране рыбных богатств страны. Преемников Петра I охрана природы мало интересовала. В последующие годы выходили постановления, фактически перечеркивающие сделанное Петром I.
В 1782 году Екатерина II разрешила помещикам пользоваться лесами, как угодно их милости. Вместе с лесами оскудевал и животный мир. Особенно сильно пострадала природа России в период развития капитализма. Но и в это время в России были передовые люди, которые включались в борьбу за охрану природы. Любители природы будут с благодарностью вспоминать имена ученых: В.И. Вернадского, В.В. Докучаева, А.Ц. Богданова, В.И. Талиева.
В 1913 году состоялся Первый Международный съезд по охране природы, где присутствовали и русские ученые.
Разумная организация взаимодействия общества и природы – проблема общечеловеческая; по выражению В.И. Вернадского, она требует проявления человечества как единого целого. Неслучайно одна из актуальных тем современных дискуссий – соотношение научно-технического прогресса и морального уровня человека.