Ханафитские ученые о тавхиде и важности призыва к нему
Сказал Абу Ханифа(150х.), да смилостивится над ним Аллах: «Знание убеждений своей религии достойней, чем знание положений в вопросах «фикха»[1], так как знание человека, как ему поклоняться своему Господу достойней, чем собрать в себе множество второстепенных знаний »
На эти слова Абу Ханифы Абу аль-Ляйс ас-Самарканди (350х.) дал разъяснение: «Знание убеждений своей религии - основа, однако знание фикха – ответвление, а превосходство основы над ответвлением известно».
Имам ибн Аби аль-Изз(792х.), да смилостивится над ним Аллах,подчеркивая положение «акыды»[2]в общем, и в особенности «тавхида»[3] сказал: «Знание основ религии является наипочетнейшим из знаний, поскольку мерилом достоинства знания является то, что оно исследует. Знание вероубеждения -великое знание по сравнению со знаниями второстепенных положений религии. Вот именно поэтому имам Абу Ханифа, да смилостивится над ним Аллах, прозвал те основы религии, которые собрал в нескольких страницах - «аль-Фикхуаль-Акбар»[4]. Нужда рабов Аллаха в этом -выше любой нужды, так как нет у сердец спокойствия, благоденствия и жизни кроме как с познанием своего Бога – Творца его именами, атрибутами и действиями. Познав все это, самым любимым для сердца, непременно, станет– Аллах, а стремления будут направлены только на приближение к Всевышнему»
Так же сказал, да смилостивится над ним Аллах, разъясняя важность тавхида: «Знайте, что тавхид - первое с чего начинали свой призыв все посланники - первое звено, с которого начинают путь, первое с исполнения чего начинает идущий к Аллаху»
Затем сказал: «Тавхид -первое, с чем заходит человек в Ислам и последнее, с чем выходит из этой мирской жизни »
Затем сказал: «Это первая и последняя обязанность»
Так же сказал, да смилостивится над ним Аллах, и последовал ему Мулла Али аль-Кариъ (1014х.), что основной темой, на которую концентрируется Коран – это тавхид: «Большое количество сур Корана, более того, даже все суры содержат в себе два вида тавхида. Коран или сообщает нам об Аллахе, свят он и велик, о его именах, атрибутах и действиях – это «ат-Тавхид аль-Ильми аль-Хабари»[5]. Или же призывает к поклонению одному только Аллаху, у которого нет сотоварищей и отстранению от поклонения всему, что помимо него – это «ат-Тавхидаль-Ирадиат-Толяби»[6]. Так же Коран содержит в себе вести: как Аллах почтит единобожников, что он сделает для них в этой жизни, как почтит их в последней и что станет наградой за их единобожие, или рассказывает о многобожниках о том, как поступит с ними Аллах в этой жизни и, как накажет в будущей, что станет воздаянием для них по причине нарушения ими единобожия. Весь Коран говорит о единобожии, о его истинах и воздаянии за это, также о многобожии, его приверженцах и их воздаянии».
Сказал шейх Абу аль-Хасан ан-Надави:
«Одной из особенностей ислама является его концентрированность на акыде, так как все пророки призывали к одному вероубеждению и потому, невозможно исправление общества без призыва к вероубеждению. Поистине, наивысшим и наиважнейшим из знаний является то знание, которое связано с Всевышним Аллахом и его атрибутами, поскольку, это источник счастья для человека, как в мирской жизни, так и в будущей. Этим знанием достигается победа и стойкость на земле, это сама цель наместничества человечества на земле. Разве это не чистое единобожие без всякой примеси, и поклонение одному Всевышнему Аллаху, подобно тому, как об этом сказал Всевышний Аллах:
«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами»[7], - набожные ученые являются наследниками пророков, они - ученые заботятся об очищении земли от многобожия во всех его проявлениях, которая станет хорошей почвой для тавхида»[8]
_________
[1]Мусульманского права
[2]Вероубеждения
[3]Единобожие
[4]Великое знание
[5]Единственность Аллаха в господстве, именах и атрибутах
[6]Единственность Аллаха в поклонении и мольбе
[7] Cура «ан-Нур» 55
Источник:جهود علماء الحنفية في إبطال عقائد القبورية