Ханафитские ученые о запретных действиях на могилах

Некоторые определения

“Харам” - это то, что запретил Священный Коран, Хадис-мухатаватир, Машур. Совершающий это действие становится грешником.

“Макрух Тахрими” - это такое же запретное действие, за совершение которого, человек будет наказан в “Ахирате”. Отличается он от харама лишь тем, что его запретность установлена “Хабар аль-Ахадом”.

“Макрух Танзихи” - это деяния, за совершение которых, мусульманин не будет является грешником и не будет наказан за них, а за оставление и избегания этого действия, он получит наград в послеждующей жизни.

Что же касается ханафитского мазхаба, то когда какой-либо имам говорит, что по мазхабу Абу Ханифы какое-то дейяние является “Макрухом”, то это будет значить “Макрух Тахрими”, если автор не указывает в тексте, что это “Макрух Танзихи”.

Об этом также писали Имам Ибн ‘Абидин и Ибн аль-Хумам. (См. «Фатхуль-Кадир», 2/114, и книгу «Рудуль-Мухтар»)

Поэтому, когда ханафитский ученый называет какое-либо действие “Макрухом”, без добавления “Танзихи”, то это означает, что это действие – харам. Нежелательным она будет означать, лишь в том случае, если ученый скажет “Макрух Танзихи”.

Ханафитские имамы о запретных действиях на могилах

Имам Мухаммад ибн Хасан аш-Шайбани, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Китаб аль-Асар» сказал: «И мы не видели никого кто бы добавлял (песка на могилу) больше чем то что, вышло из него, и мы считаем порицаемым делать “Таджсис” (гипсовать, штукатурить могилы), или покрывать ее глиной, или строить мечеть над ней, или писать на ней что-либо, и использования кирпичей для строительства на ней и помещать могилу внутри [чего-либо] – порицаемо, и мы не видем ничего ошибочного в брызгании на нее воды, и это слова Абу Ханифы». (См. «Китаб аль-Асар», глава «Таснимуль-Кубур уа Таджсисуха»)

Имам Махмуд аль-Алуси сказал в своейх книге «ар-Рух аль-Ма’ани»: «Существует единогласие (иджма’) на то, что из величайших запрещенных вещей и путей к Ширку – это молиться близко к ни (могилам) и брать их местами поклонения, или строить над ними, и является обязательным срочно разрушить их (мечети построенные на могилах), и уничтожить купола которые находятся на могилах, так как они хуже чем мечеть Зарира, потому что они построены на ослушании Пророка (мир ему и благословение), и является обязательным удалять фонари и факелы которые находятся на могилах, и не дозволено делать Уакф на них и клясться ими». (См. «ар-Рух аль-Ма’ани», 15/238)

Аль-Маргъинани, да помилует его Аллах сказал: «И является порицаемым использовать кирпичи или дерево, так как это входит в правило строительства (на могилах)». (См. «аль-Хидая», 2/100)

Имам Ибн аль-Хумам, да смилуется над ним Аллах, книге «Фатх аль-Кадир» сказал: «Абу Ханифа считал порицаемым строительство на могилах… и Абу Юсуф считал “Макрухом” делать записи на них, из-за того, что Джабир, да будет доволен им Аллах, передал от Пророка (саля-Ллаху ‘алейхи уа салям): “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил белить могилы гипсом, садиться на них…”». (См. «Фатх аль-Кадир»)

Ибн Ну’айм сказал: «…Посланник Аллаха запретил гипсовать могилы, садиться на них, строить над ними и писать на них». (См. «Бахр ар-Раик»)

Къади Хан сказал в своем «аль-Фатауа»: «И могилы не должны быть загипсованы, согласно хадису от Пророка, что он запретил “Таджсис”, “Тафдид” (наносить серебро), строительство над могилой, из-за того что передано от Абу Ханифы, о том что могилы не следует покрывать гипсом или покрывать гипсом…». (См. «аль-Фатауа», 1/93)

Сказал аль-Хасакафи, да смилуется над ним Аллах: «И не следует могилы штукатурить из-за запрета этого [действия]». (См. «Дуруль-Мухтар», 1125)

Сказал Имам Ибн ‘Абидин, да помилует его Аллах, в своей книге «Рудуль-Мухтар»: «Что касается строительства над ними (могилами), я не видел никого кто бы разрешал это». (См. «Рудуль-Мухтар», 1/601)

Сказал аль-‘Айни: «И они не должны быть покрыты гипсом, и не должно быть строений над ними». (См. «Биная Шарх Хидая»)

Также запрещает подобное аль-Касани, см. «аль-Бада’и», 1/372.

Къади Ибрахим аль-Халяби, да помилует его Аллах, сказал: «Является “Макрухом” покрывать могилы гипсом, покрывать их глиной, и это то, что сказали три имама (Абу Ханифа и его два ученика – Мухаммад аш-Шайбани и Абу Юсуф), из-за того, что передал Джабир… и является “Макрухом” строить над ними строения подобные домам, куполам или тому подобное…». (См. «Халяби аль-Кабир», стр. 599)

Сказал Сираджу-дин в своей книге «Фатауа Сираджия»: «Является порицаемым строит на могилах». (См. «Фатауа Сираджия», стр. 24)

Имам Абу Лейс ас-Самарканди сказал: «Покрывать могилы гипсом, покрывать их глиной, строить над ними, писать на них, или отмечать их нанося знаки является “Макрухом”». (См. «Фатауа ан-Науазиль», стр. 82)

Имам Ахмад ибн Мухаммад аль-Къадури, да смилуется над ним Аллах, сказал: «И использование [для могилы] испеченных кирпичей и дерева – это “Макрух”». (См. «Къудури», стр. 60)

Имам Абу Бакр ибн ‘Али аль-Хадад, в своей книге «Джауахир ан-Нейра», сказал: «Покрывать могилу глиной и делать “Таджсис” (штукатурка, гипсование) на ней, строить над ними, писать на них является “Макрухом”, из-за Его (саля-Ллаху ‘алейхи уа салям) слов…». (См. «Джауахир ан-Нейра», 1/133)

Имам ‘Убайду-Ллах ибн Мас’уд, да помилует его Аллах, сказал: «И использование испеченных кирпичей и [использвание] дерева – это “Макрух”». (См. «Шарх Уикъая», 1/240)

Сказал ат-Тахтауи: «Трое (Абу Ханифа и два ученика) сказали, что не следует их могилы штукатурить, из-за слов Джабира, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил… И запрет Пророка указывает… на “Макру Тахрими”». (См. «Мараки аль-Фалах», стр. 335)

Также о запрете гипсование могил говорил ханафитский имам Сайид Муртада аз-Зубайди, см. «’Укъуд аль-Джауахир аль-Мунифа», 1/103.

Сказал ас-Сархаси: «Он запретил покрывать могилы гипсом». (См. «Мабсут», 2/62)

Къади Ибрахим аль-Ханафи, да помилует его Алах, сказал: «И купола построенные на могилах, обязательным является разрушить их, так как они построены на неповиновении Посланнику (мир ему и благословение Аллаха), и каждое строение построенное на неповиновении Посланнику, больше заслушивает разрушения, чем мечеть Зирар». (См. «Маджалис аль-Абрар», стр. 129)

Имам Хасан аш-Шурунбулали сказал: «И испеченные кирпичи и дерево – “Макрух”». (См. «Нур аль-‘Идах», стр. 153)

Также о запрете всего вышеперечисленного пишет ‘Али аль-Кари в книге «Миркат», 1/414.

И в заключении – Хвала Аллаху, Господу миров!

Наши рекомендации