Единство
Законы Ислама и его этика основываются на учете того, что каждый отдельный человек – это неотъемлемая часть плоти уммы, орган, соединенный с ее телом, который невозможно отделить. Так, он – добровольно или принудительно – берет положенное ему из того, что дается всему организму в виде физиологического питания, чувств и факторов развития.
Божественное Обращение снизошло, утверждая это положение. Ибо его повеления и запреты не были направлены лишь на отдельного человека, а затронули всю общину, воспитывая и наставляя ее. Лишь после того, как урок преподносился всем, отдельный человек прислушивался и получал советы. Именно таким образом обеспечивалась непрерывность контекста законодательного процесса в Книге и сунне.
“О вы, которые уверовали! Кланяйтесь и падайте ниц, поклоняйтесь вашему Господу и творите добро, – может быть, вы будете счастливы! И усердствуйте во (имя) Аллаха усердием достойным Его!” (Сура 22, аяты 77–78)
Так, когда мусульманин мысленно стоит пред Аллахом, молит и просит Его, то слова поклонения исходят из его уст не как от раба Аллаха, отделенного от своих собратьев, а как от сплоченного единого целого:
“Тебе мы поклоняемся и просим помочь!” (Сура 1, аят 5), а не “Тебе я поклоняюсь и прошу Тебя помочь!”
Далее, человек просит у Аллаха из Его благ и руководства, но в мольбе он не выделяет себя самого, а просит милости Аллаха как для себя, так и для остальных. Вот как он говорит:
“Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал…” (Сура 1, аяты 6–7)
Поистине, Аллах, Всемогущ Он и Велик, создал людей не для того, чтобы они разделялись и между ними возникали разногласия. Он узаконил для них одну религию, посылая одного за другим Своих пророков, дабы они вели всех людей по одному пути, и изначально запретил им вносить раскол в религию и разбегаться от нее толпами.
Однако люди, движимые бурными страстями, позабыли это благородную заповедь и отвернулись от великого Божественного наследия, разделившись на группы, каждая из которых замышляет нехорошее и подкарауливает другую.
Всевышний сказал:
“О посланники, ешьте приятное и творите благое, поистине, Я знаю, что вы делаете! И поистине, этот ваш народ – народ единый, и Я – ваш Господь, побойтесь же Меня! А они разделили свое дело среди них на куски; всякая партия радуется тому, что у нее. Оставь же их в пучине до времени”. (Сура 23, аяты 51–54)
Аллах, Всемогущ Он и Велик, разъяснил, что именно в потворстве страстям и распутстве таится причина таких огромных различий внутри общества.
Истина заключается в том, что когда знание отделяется от нравственности и лишается искренности, оно становится бедой как для его обладателя, так и для людей. До прихода религии невежество заставляло людей блуждать в бесконечных ущельях, заводящих в тупик. А когда пришла религия и ею самовластно распорядились их “вожди”, торговавшие ее учениями ради собственных интересов и амбиций, общая масса людей заблудилась на пути несправедливости!
Посланник Аллаха всегда обращался к Аллаху, прося уберечь его от бесполезного знания: “Поистине, самое страшное, чего я опасаюсь для вас после себя (т.е. после его смерти), – лицемер, краснобай” (Аль-Баззар).
Да! Ущербное сердце делает из знания оружие для бесчинства. Это разрушительное знание приносило вред всему миру в прошлом и в настоящем. Аллах, Всемогущ Он и Велик, оповестил нас о том, что именно ученые своим языком, а не сердцем нарушили целостность рода людского. Затем Он сказал:
“Они разделились только после того, как пришло к ним ведение, по злобе между собой”. (Сура 42, аят 13)
И далее:
“А если бы не слово, которое опередило от твоего Господа на определенный срок, то было бы
решено между ними. И поистине, те, которые наследовали книгу после них, – они в сомнении и колебании об этом”. (Сура 42, аят 14)
Он также говорит:
“…А разошлись только те, которым она была дарована, после того как пришли к ним ясные знамения, по злобе между собой…” (Сура 2, аят 213)
Взгляните, сколь агрессивным становится знание, когда оно лишается искренности во имя Аллаха и доброты к людям, как оно вносит разногласия и “разделяет то, что Аллах повелел соединять…” (Сура 2, аят 27).
Различное понимание вещей, столкновение мнений – вполне обыденное дело в нашей жизни, но это не должно быть причиной для разрыва отношений и раздора. Причины раздора кроются в совокупности других факторов: когда разногласия во взглядах и идеях используются в качестве отдушины для потаенных страстей.
Это приводит к тому, что поиски истины превращаются в один из видов упорства, которое никак не связано со знанием. Если бы намерение заключалось только лишь в постижении истины, а шествующие в авангарде устремились к ней, будучи далеки от желания добиться победы, славы, главенства и богатств, то это бы положило конец всем спорам и конфликтам, которые наполнили историю смутой, печалью и страданиями.
Мы видели, что есть пустяки, вокруг которых разгорались и не утихали споры, ибо эти споры изначально были
привязаны к политическим интересам. В то же время разногласия по поводу важных вопросов сужались и какие угодно различия во мнениях так или иначе притухали, поскольку результаты таких разногласий являлись чистой теорией!
Из-за того, что эти сеющие сомнения споры портят и религию Аллаха, и жизнь людей, Ислам считает их отходом от себя и неверием. Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал:
“Поистине, те, которые разделили свою религию и стали партиями, ты – не из них. Их дело – к Аллаху; потом Он сообщит им, что они делали”. (Сура 6, аят 159)
Аллах предостерег мусульман от споров в религии, от разделения – в зависимости от ее понимания – на партии, питающие взаимную вражду и проклинающие друг друга подобно тому, как это делали предыдущие поколения:
“И не будьте таковы, как те, которые разделились и стали разногласить, после того как пришли к ним ясные знамения; для них – великое наказание в тот день, когда побелеют лица и почернеют лица! А те, у которых лица почернели… Неужели вы стали неверными, после того как вы веровали? Вкусите же наказание за то, что вы не уверовали! А те, лица которых побелели, – в милости Аллаха, они в ней вечно пребывают!” (Сура 3, аяты 105–107)
Согласие и союз сердец и чувств, единство целей и путей их достижения – это одно из самых явственных учений Ислама, а также самые необходимые качества искренних мусульман. Нет сомнения в том, что сплоченность рядов и единогласие являются самой прочной опорой для жизнедеятельности уммы, для существования ее государства и успеха ее миссии. Заметим, что если даже слова о признании единства(39) – это врата Ислама, то единство слова (единогласие) – это сокровенная суть существования и сохранения Ислама, а также первейшее условие для встречи с Аллахом с сияющим и чистым лицом.
***
Вознаграждение за одно и то же деяние очень сильно разнится по своей сути и проявлению, когда человек совершает его самостоятельно и когда он выполняет его вместе с другими.
Два ракята рассветной молитвы (аль-фаджр), или четыре ракята послеполуденной молитвы (аз-зухр) остаются теми же самыми и не более того, когда человек отдает предпочтение их совершению в коллективе, а не в одиночку. Но несмотря на это Ислам приумножил вознаграждение за них более чем в двадцать раз или более того, когда человек мысленно стоит перед Аллахом, совершая их вместе с другими.
Это сильный побудительный мотив к тому, чтобы люди стремились к объединению и отвергали замкнутость на самих себе, подталкивающий человека к тому, чтобы он оторвался от своего одиночества и влился в умму. Для Ислама ненавистно то, когда мусульманин замыкается в себе и таким образом погружается в дикую атмосферу своих мыслей и чувств, а его интересы отдаляются от интересов и жизнедеятельности всего общества. В хадисе сказано: “…(Есть) три (вещи), к которым сердце верующего не питает злобы: искренность в деяниях во имя Аллаха, совет предводителям мусульман и следование их общине – ведь, воистину, их мольба объемлет тех, кто за ними” (Аль-Баззар).
Для того, чтобы мусульманин слился воедино с обществом, в котором он живет, Аллах установил коллективное совершение ежедневных молитв и побудил к присутствию на них, к преодолению для этой цели больших расстояний пешком. Далее, Аллах обязал обитателей небольшого селения или населенного пункта встречаться каждую неделю для совершения пятничной молитвы. После этого Он призвал к более значительному собранию при праздничной молитве. Местом проведения этого собрания Он постановил местность под открытым небом за пределами населенного пункта и велел как мужчинам, так и женщинам, даже тем, кто пребывает в периоде менструации, присутствовать на нем ради всеобщей пользы и обильного блага.
Далее, Аллах предписал и самое крупное скопление, объемлющее людские потоки с запада и с востока. Так, Он вменил в обязанность паломничество, определив для него конкретное место и время, тем самым сделав неизбежной встречу мусульман разных рас и национальностей.
Посланник Аллаха всегда настоятельно предостерегал от последствий одиночества и откола от других и – будучи в пути или пребывая дома – заповедал людям собираться и объединяться.
Со слов Са‘ида ибн Аль-Мусаййиба передано следующее: “Посланник Аллаха сказал: «Шайтан озабочен одним (человеком) и двумя, но когда их трое, он не озабочен ими»” (Малик).
В одной из своих поездок он (Пророк ) увидел караван на привале, погонщики которого разбрелись тут и там, как будто бы их ничто не связывало друг с другом, и эта картина вызвала в нем неприязнь.
Со слов Абу Са‘ляба передано следующее: “Коль люди (в странствии) останавливались на привал, то расходились по ущельям и долинам. На это Пророк сказал: «Поистине, это ваше разделение – от шайтана». После этого всякий раз, когда они останавливались, то теснились друг к другу так, что стали говорить: «Накрыли бы их одной простыней, то охватила бы она всех»” (Абу Дауд).
Это является результатом слияния чувств, взаимной любви и гармонии среди людей.
***
Если людей не собирает истина, то их растаскивает по отдельности ложь, если их не объединяет поклонение Милостивому, то их разъединит служение шайтану, и если их не увлечет блаженство Грядущей Жизни, то они будут враждовать из-за всяческих материальных благ этой жизни… И поэтому горестное противоборство было характерно для эпохи темного невежества (доисламского времени), а также является традицией тех, у кого нет веры.
Посланник Аллаха сказал: “Не обратитесь после меня в неверных, побивая друг другу шеи…” (Ат-Тирмизи).
Это означает, что такая неустанная борьба является одной из черт характера неверных, которые разделились на взаимовраждующие партии.
Ислам мягко отнесся к расхождению умов в понимании и воздал ошибающемуся одно вознаграждение, а право-
му – два вознаграждения. Затем он взял их всех под свое широкое и заботливое крыло – если они искренни в своих поисках истины, жаждая познать ее и жить по ней.
Посланник Аллаха сказал: “Коль правитель усердствовал (в нахождении правды) и постиг (ее), то ему – два вознаграждения, а коль он усердствовал и ошибся, то ему – одно вознаграждение” (Аль-Бухари).
Как видите, милость Аллаха зависит от результатов размышления человека в той же мере, в которой она зависит от благочестия умысла. Так почему поиски людей сужаются в том, что расширила религия Аллаха? И отчего же между ними возникает жестокость и черствость?
Когда Посланник Аллаха велел сподвижникам – выходцам из Медины совершить предвечернюю молитву (аль-‘аср) лишь в местности, населенной племенем Бану Курайза, некоторые истолковали этот приказ, основываясь на том, что это связано с истечением времени, и поэтому они совершили молитву в пути. Другие поняли это буквально и совершили аль-‘аср, когда уже стемнело. Посланник Аллаха признал точку зрения обоих групп, а потом выстроил их в один ряд сплоченным войском против врага.
Именно в этом заключается дух Ислама – в излечении научных разногласий, и это неизменно будет так, если совесть и ум людей устремятся по прямому пути…, но когда предметом разногласий становится охота за мирской жизнью, то в жизни воцаряется упрямство и ненависть, чем губится и сама жизнь, но еще раньше – религия.
Одному шейху (знатоку религиозных наук) сказали: “Застань молящихся в мечети. Они вот-вот будут драться”. Он спросил: “Из-за чего?” Ответом было: “Одни хотят совершить молитву ат-тарауих(40) в восемь ракятов, а другие хотят ее совершить в двадцать ракятов”. Он вновь спросил: “А что потом?” Ему ответили: “Они ждут твою фатуа”.
Он сказал: “Фатуа такова: мечеть надо закрыть, и ни в коей мере в ней не должны совершаться Тарауих, ибо Тарауих – не более, чем нафиля(41), а единение мусульман – это фард. А нафиля не устанавливается, дабы разрушить фард! Поистине, искренность во имя Аллаха и проявление искренности по отношению к религии и народным массам – это более чем далеко от той шумихи, которая происходит в делах, подобных этим”.
В соответствии с учением Ислама о защите уммы от ужасающих последствий раскола учеными была издана фатуа о том, что исправление порицаемого необязательно, если это приведет к еще более пагубным последствиям, ибо оставить первое – вред, а случись второе – еще больший вред. Поэтому из двух видов вреда пусть будет наименьший! Разве вы не видите, что врач не совершает операцию, пока не определит, что организм может ее вынести? Так, когда он видит в этом угрозу для жизни человека, он не принимается за нее, даже если болезнь останется.
Посланник Аллаха принимал присягу у ансар “на послушание и повиновение в тягости и в легкости, в воле и в неволе…” (Муслим).
Следовательно, благочестивый человек не должен придавать значения, если он лишился удела этой жизни. Так, когда он оказался на втором плане при назначении на должность, если ему определили малую зарплату, он не станет кричать и шуметь на всю округу – ведь проявление гнева по поводу этой жизни таким позорным образом присуще нраву лицемеров, о которых Аллах сказал:
“Среди них есть и такие, что клевещут на тебя из-за милостыни. Если им было дано что-нибудь, они довольны, а если им не дано, то вот, – они сердятся”. (Сура 9, аят 58)
Если вы вдумаетесь в сущность большинства этих расколов, вы узрите в них страстную любовь к этой жизни, а также слепой эгоизм, скрывающийся за этой враждой и распрями…, но единство – вот где сила. Причем это не относится к общественным делам и только. Это один из законов бытия. Ведь если к слабой нитке прибавить еще точно такие же нитки, то она превратится в крепкую веревку, которая потянет любые тяжести. А этот огромный мир – лишь множество соединенных атомов!
Один мудрец объяснил смысл этого своим сыновьям, будучи при смерти, чтобы преподать им урок о единении. Он дал им плотную связку прутьев, и они не смогли их сломать. Но когда узел был развязан, прутья развалились по отдельности и сломались один за другим.
“Коль стрелы собраны в пучок, то их не надломить. Но будут сломаны они, коль их разъединить”.
Раскол ослабляет сильные нации и смертелен для слабых… Поэтому первым наставлением Аллаха для мусульман после их победы в битве при Бадре было то, чтобы они объединили свои ряды и действовали сообща.
Когда человеческие души узрели трофеи и внутри них разгорелась жажда заполучить их и соперничать в их распределении, были ниспосланы слова Всевышнего:
“Они спрашивают тебя о добыче. Скажи: «Добыча принадлежит Аллаху и посланнику; бойтесь же Аллаха, урегулируйте разногласия между собой и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику, если вы веруете!” (Сура 8, аят 1)
Затем Он разъясняет им, что сплоченность в делах во имя Аллаха – это путь к неизбежной победе и устрашающей мощи:
“И повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не препирайтесь, а то ослабеете, и уйдет ваша мощь. Терпите: ведь Аллах с терпеливыми!” (Сура 8, аят 46)
Аллах также предостерег их от бешеной гонки за этой жизнью и от жажды ее мути, подобно пути тех, кто не желает вознаграждения Аллаха. Он сказал:
“Не будьте как те, которые вышли из своих жилищ с гордостью и лицемерием пред людьми. Они отстраняют от пути Аллаха, а Аллах объемлет то, что они делают”. (Сура 8, аят 47)
Потом мусульмане получили болезненный удар в битве при Ухуде, который лишил их семидесяти мужчин из числа их героев и вернул в Медину страдающими от позора поражения и злорадства неверных.
Почему так случилось? Ведь их вера в Аллаха и защита истины вели к явной победе. А все потому, что они повели споры друг с другом, разделились и ослушались веления Аллаха и Его Посланника .
“Аллах оправдал пред вами Свое обещание, когда вы перебили их по Его дозволению. А когда вы оробели и стали препираться о деле и ослушались, после того как Он показал вам то, что вы любите, среди вас оказались желающие ближнего мира и среди вас были желающие Последнего. Потом Он отвернул вас от них, чтобы испытать вас”. (Сура 3, аят 152)
Если бы мусульмане четко осознали свое положение на этом тяжком этапе своей истории, то они почувствовали бы, что причина того позора, которому они подверглись, кроется в разрыве их уз и расхождении их вожделенных устремлений.
Современные крестовые походы и атаки сионизма, которые сразу же последовали за всем этим, смогли ослабить исламское государство и отобрать у него его блага лишь после того, как они принялись сначала делить мусульман на шаткие, слабые группы и крохотные государства, которые повернулись друг к другу спиной и между которыми возникали прения и безосновательно усиливался раскол… А политика Запада по вопросу экспансии на Востоке и его подчинения претворяется в жизнь по принципу: “разделяй и властвуй!”
Ислам дорожит благополучием своей уммы и сохранением ее существования. Поэтому он со всей мощью гасит факторы, приводящие к спорам, и призывает всех людей встать плечом к плечу, чтобы вывести умму из кризисного раскола и его мрачного будущего: “Рука Аллаха с общиной (коллективом), а кто разнится – разнится к Огню” (Ат-Тирмизи). Враги Ислама желают наложить руку на одного человека, чтобы он стал тем торчащим наростом, за который можно было бы зацепиться и через него потянуть всю умму! Поэтому нет ничего предосудительного в том, если этот нарост будет удален в целях спасения всего общества от опасных последствий его существования. Потому и Посланник Аллаха говорит: “Будет нечто да нечто(42), и кто захочет расколоть дело этой уммы, когда она сплочена, так ударьте того мечем, кто бы он ни был” (Муслим).
К тому же, выступление против единогласия (иджма‘) уммы, за которое положено наказание в этой жизни, не обойдено вниманием и в словах Всевышнего:
“А если кто отделится от Посланника после того, как стал ему ясен прямой путь, и он следует не по пути верующих, Мы обратим его к тому, к чему он сам обратился, и спалим его в Геенне. Скверно это Пристанище!”
(Сура 4, аят 115)
И пускай никого не удивляет эта угроза – ведь вирус раскола рождается лишь тогда, когда вместе с ним рождается все то, что угрожает будущей умме развалом.
У людей есть дурные привычки, которые могут сами отмереть под сенью полного единства, а как только появляются признаки разделения, вы увидите, что вокруг первого смутьяна соберутся те, кто притаился и ожидает удобного случая; они, на первый взгляд, как будто бы сплачиваются ради определенных принципов, но суть этого сплочения вовсе не в этом. Поэтому Посланник Аллаха говорит: “Кто вышел из подчинения, отошел от общины и умер – умер невежественной (джяхилийя) смертью. И кто сражался под «слепым» знаменем, гневаясь из-за племенного фанатизма или призывая к племенному фанатизму, или поддерживая племенной фанатизм, и был убит, – то убит в невежестве. И кто выступил против моей уммы, побивая благочестивого (из) нее и распутного (из) нее, не обходя стороной верующего (из) нее и не исполняя с обладателем договора его договор, – то не от меня он и я не от него” (Муслим).
***
Достойный человек обязан что-либо преподнести, а обладатель способностей обязан приносить пользу умме. Но сколько бы ни выделялся человек своими достоинствами и способностями, он не принесет пользу себе самому и будет бесполезен для своей уммы, если он будет болен любовью к главенству. Тот, кто просит главенства, будет лишен благословения Аллаха. А человек, которого обходит благословение Аллаха, злосчастен, даже если он гений.
Поэтому тем Ислам решил отказать, кто просит высоких постов, так страстно ими любимых. Со слов Абу Мусы передано следующее: “(Однажды) зашли к Пророку я и двое мужчин из моего рода, и один из мужчин сказал: «О Посланник Аллаха, назначь нас начальниками», и другой сказал подобное этому. На что он сказал: «Воистину, мы не поручаем это ни (тому), кто просит этого, и ни (тому), кто жаждет этого»” (Аль-Бухари).
Самое странное, что эти ужасные удары, которые испытали на себе столпы Ислама и его умма, начинались и повторялись, и не перестают возникать и повторяться из-за отдельных людей и кланов, проникнутых любовью к главенству. Даже если их жажда править и властвовать является результатом огромного превосходства в талантах и способностях, это, по словам Посланника Аллаха , не дает права на первенство. А как же может быть иначе, если те, кто захватил власть, являются деградировавшими и безнравственными отбросами общества? Еще в давние времена поэт Аль-Мутанабби описал их так:
“У всех людей правители – от них же.
У мусульман – увы – рабы, скоты!”
Пусть каждый мусульманин остерегается этого отступничества, где бы он с ним не столкнулся, и пусть заложит краеугольный камень сплоченности своей уммы.
39- Кялимат ат-таухид – слова “нет божества, кроме Аллаха”. – Прим. перев.
40- Дополнительная молитва, совершаемая исключительно в месяц рамадан. – Прим. перев.
41- Дополнительное действие, влекущее вознаграждение. – Прим. перев.
42- Это истолковывается как смута и бесчинство. – Прим. перев.