Quot;Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос" (12:12)
Снова Павел (ср. 10:17) для иллюстрации идеи об единстве Христова тела, церкви, и о взаимосвязанности его частей прибегает к сравнению с человеческим телом. Вплоть до 27 стиха главы 12 Павел использует термин тело, всего около 16-ти раз. Этим термином он пользуется и во многих других своих посланиях (Рим. 12:5; Еф. 1:23; 2:16; 4:4, 12, 16; Кол. 1:18 и т.п.).
Человеческое тело это ни с чем не сравнимое, изумительное органическое творение Бога, дивно сложное, и все-таки единое. Части этого тела сосуществуют, функционируя с беспримерной гармоничностью, слаженностью и взаимосвязанностью. Это - союз, который нельзя разделить на отдельные части. Если этот союз разделяется, то та часть, которую отрезают от общего целого, прекращает свое существование и умирает, в то время как остальное тело лишается части своих способностей и действенности. Тело - это нечто неизмеримо большее, чем просто сумма его частей.
И Христово Тело тоже едино. Христианских организаций, учреждений, органов и всякого рода групп много. Но церковь только одна, и каждый, истинно верующий в Христа, является ее членом. Павел так настойчиво проводит мысль о единстве в церкви, что он даже о Христе говорит как о церкви: так и Христос. Отделить Христа от Его церкви так же невозможно, как отделить тело от его головы. Когда о Христе говорят как о главе церкви, всегда имеется в виду голову как тот центр, из которого осуществляется умственный и духовный контроль над всем телом. Когда тело теряет свой ум и лишается духа, оно перестает быть телом и становится трупом. Оно все еще организовано так, как было организовано тело, но живым организмом оно больше не является.
О том же самом говорит и Иисус, используя другую метафору: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (Иоан. 15:5). Ветвь, отделенная от дерева, это не только неплодоносная ветвь, но и ветвь безжизненная.
По этой причине Новый Завет говорит о том, что мы - во Христе, а Христос - в нас. Он не просто со Своей церковью. Гораздо более того: Он в Своей церкви, и Его церковь - в нем. Они полностью отождествляются. Церковь - это органическое тело, живое проявление Иисуса Христа, пульсирующее и дышащее в такт с вечной жизнью Бога. Общий знаменатель, к которому можно привести всех верующих, - это то, что они владеют самою жизнью Бога. Иисус сказал: "Ибо Я живу, и вы будете жить" (Иоан. 14:19). "Имеющий Сына имеет жизнь" (1 Иоан. 5:12), потому что "соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6:17).
В то время, когда Христос пребывал на земле, Он был воплощен в одном-единственном теле. Теперь же Он воплощен в другом теле, великом, разнообразном и драгоценном теле - в Его церкви. Сейчас Христос воплощен в мире через Свою церковь. Истинной церковной жизни без жизни Христа быть не может. Павел не говорит: "ибо для меня жить - значит быть христианином", но говорит "Ибо для меня жизнь - Христос" (Фил. 1:21). По сути дела, он мог сказать: "уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2:20). Этой же самой жизнью Христа владеет каждый верующий, и поэтому каждый верующий - это часть Христа, часть Его Тела, церкви. Церковь - это одно тело, ведь так и Христос. Примеры того, что подразумевается под этой солидарностью, можно найти у Матфея (18:5 и 25:31-46), где наш Господь учит: то, что мы делаем для одного из детей Божиих, мы делаем и Самому Христу.
Крещенные одним Духом
Quot;Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные; и все напоены одним Духом" (12:13).
В этом стихе Павел представляет две важные истины о Теле Христовом: он говорит о том, как оно создается, и о том, как оно наполняется.
Формирование Тела
Церковь создается тогда, когда Христос крестит верующих Святым Духом. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело. Святой Дух - это действующая сила, производящая крещение, но крестит Христос. Во время крещения Самого Иисуса Иоанн Креститель говорит, что именно Иисус Христос, "Идущий за мною", Который "сильнее меня", и является Тем, Кто "будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Матф. 3:11; ср. Марк. 1:8; Лук. 3:16; Иоан. 1:33). Как объясняется в следующем стихе, крещение огнем - это осуждение ада, сожжение соломы "огнем неугасимым". В качестве Спасителя Христос крестит Святым Духом, а в качестве Судии Он крестит огнем. Все верующие получают крещение Святым Духом; все неверующие - крещение огнем. Поэтому Христос крестит каждую живую душу.
В скобках следует заметить, что о водном крещении Павел здесь не говорит. Водное крещение - это внешнее, физическое установление, которое предлагают сами верующие и которое совершается другими верующими в послание заповеди Христа (Матф. 28:19; ср. Деян. 2:38). Водное крещение не играет роли в самом по себе обращении в веру, оно только свидетельствует и церкви, и миру о том обращении, которое внутри души уже совершилось. А духовное крещение, наоборот, целиком дело рук Бога. Фактически, это синоним спасения. Термин баптизо ("крестить") используется в Новом Завете, когда говорится в переносном смысле о перенесении страданий (Матф. 20:22-23, по Версии Короля Джеймса) или о духовном погружении в смерть и в воскресение Христа (Рим. 6:3-5). Верующий духовно погружен в Тело Христа, так же, как крестящийся погружается в воду.
Должно быть также замечено, что ни одно место Нового Завета не переводится как "крещение Святого Духа", в том числе и этот стих. "Ен хени пнеумати" (одним Духом) может означать либо "одним Духом", либо "при помощи одного Духа". Поскольку верующих крестил Христос, лучше перевести эту фразу как "при помощи одного Духа". То, что дает нам новую жизнь и помещает нас в Тело, когда мы доверяемся Христу, это не крещение Святого Духа, а крещение Христа.
Невозможно быть христианином и не быть крещенным Христом, Который крестит нас при помощи Святого Духа. Но невозможно и пережить более одного крещения Духом. Существует только одно крещение Духом - крещение Христа при помощи Духа, и это крещение получают все верующие, когда они рождаются заново. Этим крещением Сын помещает всех верующих в сферу личности Духа, в новую сферу, внутрь новых взаимоотношений с другими и в новый союз с Иисусом Христом (ср. 1 Кор. 10:2, где Павел показывает, как народ Израиля покидает фараона и Египет, чтобы, погрузившись в новую обстановку, отождествить себя с новым руководителем Моисеем, и с новой страной - Ханааном).
Излияние Святого Духа на Пятидесятницу также обнаруживает, что это было крещение Иисусом Христом (Деян. 2:32-33) во исполнение предсказания Иоанна Крестителя (Матф. 3:11) и общение Самого Иисуса (Иоан. 7:37-39; 15:7-15; Деян. 1:5). Нам не говорится с точностью о том, как именно совершается это крещение, об этом мы знаем не больше, чем о том; как Бог может дать человеку новое сердце и новую жизнь. Это - тайны для нас невместимые, находящиеся вне пределов нашего понимания. Но в том, что касается вопроса о ролях, которые каждая из ипостасей Троицы играет в спасении, тайны нет: Отец послал Сына, а Сын посылает Духа. Сын - это божественный Спаситель, а Святой Дух - это божественный Утешитель, Помощник и Ходатай. Сын - это Креститель, а Святой Дух - это действующая сила, производящая крещение.
В 12:13 этого послания самое главное для Павла в том, что крещение одним Духом делает церковь одним Телом. Если бы было больше, чем одно крещение одним Духом, то было бы больше, чем одна церковь, и то, что для Павла тут является главным, нарушилось бы. Павел использует учение о крещении Духом для того, чтобы показать, что все верующие едины в Теле. В наши дни многие заблуждающиеся учителя использовали неправильное истолкование учения о крещении Духом для того, чтобы отделить от Тела воображаемую духовную элиту, которая якобы имеет то, чего остальные не имеют. Это представление разрушает все учение, изложенное здесь Павлом.
Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные. Было бы невозможно выразить эту истину яснее, чем это делает в этом стихе Павел: крещение одним Духом устанавливает одну церковь. Не может быть половинчатых христиан, которые только отчасти были бы членами тела Христова. У Господа нет никаких компромиссных, половинчатых положений для Его детей, как у Него нет ни преддверия ада, ни чистилища. Все Его дети рождаются в Его дом и навсегда в нем остаются. "Ибо все вы - сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Гал. 3:26-27). Все верующие в Иисуса Христа становятся, когда спасаются, полноценными и полноправными членами Его тела, церкви. "Одно Тело и один Дух, как и вы призваны к одной надежде вашего звания; Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4:4-6).
Вот что интересно отметить: те, кто утверждают, что христиане должны стараться достичь крещения Духом, для того чтобы принадлежать к духовной элите, не могут, очевидно, придти к соглашению в вопросе о том, каким образом этого следует добиваться. У них есть много идей и теорий, но Нет никакого метода, основанного на Писании. И причина этого проста: Писание не содержит никакой заповеди о том, что следует искать крещения Духа, никакого предложения искать такого рода крещения и никакого метода, объясняющего, каким образом было бы возможно его получить. С какой стати искать того, чем вы. уже обладаете? Кто стал бы просить о том, что у него уже есть? Верующим в Самарии, обратившимся при служении Филиппа, пришлось немного подождать, прежде чем получить крещение Святым Духом, - подождать, пока Петр и Иоанн пришли в Самарию и возложили руки на новообращенных (Деян. 8:17). В той уникальной, промежуточной ситуации, в этот переходный период, когда церковь только зарождалась, этим конкретным верующим пришлось ждать Святого Духа; однако, им не было велено искать Его. Цель этого исключения состояла в том, чтобы апостолы пережили сами и принесли назад еврейским верующим весть о том, что самарийских верующих крестил и наполнил тот же самый Дух, который крестил и наполнил их самих. То же самое случилось вскоре после этого и в доме Корнилия. Петр и несколько других еврейских христиан были посланы свидетельствовать этому дому, чтобы убедиться, что благовестие -для всех людей, и "дар Святого Духа излился и на язычников" (Деян. 10:44-45). Случившееся в этот промежуточный, переходный период истории церкви не представляет собой нормы, как это становится ясным из данного текста (1 Кор. 12:13), оно произошло для того, чтобы указать всем, что тело Христово едино (Деян. 11:15-17).
Наполнение тела
Когда мы были рождены заново, Господь не только поместил нас в Свое Тело, но и вдохнул в нас Святого Духа, поместил Его в нас. При спасении мы все напоены одним Духом. Мы в том Духе, Который пребывает в нас. В точности так же, как нет частично спасенных христиан, нет и таких христиан, в которых Дух пребывал бы лишь отчасти.
Дух не разделен на части и не раздается нам отдельными порциями, "ибо не мерою дает Бог Духа" (Иоан. 3:34).
Утверждение, что мы напоены Духом, фактически является синонимом утверждения, что мы - спасены, как и утверждение, что мы крещены Духом. Все это - отдельные грани одного и того же славного, преображающего действия. "Но вы не по плоти живете, а по Духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" (Рим. 8:9). Человек, не имеющий в себе Святого Духа, не имеет и вечной жизни, потому что вечная жизнь - это жизнь Духа. Так, Петр может утверждать, что "от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостью, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них сделались причастниками Божеского естества" (2 Пет. 1:3-4; ср. Кол. 2:10; 1 Кор. 6:19).
Предлагая перспективу второго действия благодати, которое известно под многими именами, вполне благонамеренные и во всем остальном здравомыслящие христианские руководители привнесли смятение, боль и разочарование в жизнь многих верующих. Эти верующие тратят время и энергию, которые они могли бы использовать для того, что Он уже дал, на стремление к тому, чем они уже полностью и в изобилии обладают. Человек не может наслаждаться тем, что он имеет, если он вечно ищет несуществующего второго благословения. Несоответствующее истине учение о спасении всегда будет вносить ошибки в учение об освящении. Ирония этой трагической ситуации в том, что ищущие второго благословения и первым-то не могут наслаждаться. Они не наслаждаются первым благословением, хотя получили его в совершенстве, потому что они постоянно ищут второго благословения, которого не существует.
Представление о втором благословении, возможно, имеет свои корни в Средневековье. В те времена считалось, что человек спасается тогда, когда он крестится, даже если его крестят в младенчестве, а Святого Духа получает позднее, во время обряда конфирмации, достигнув определенного, более или менее сознательного возраста. Люди, которые проповедовали Евангелие, искренние и во всем остальном придерживавшиеся библейских учений, превратили это представление в средство, с помощью которого они надеялись вдохнуть жизнь в церковь, которая в те времена была вялой, плотской, мирской и бесплодной. Для того, чтобы достичь своей цели, они побуждали верующих искать дополнительного действия Бога. Но беда никогда не была в том, что Бог недостаточно или не до конца совершал Свое дело. Христос не дает никакого другого спасения, кроме спасения совершенного. И это трагично, что в наши дни столь многие ищут какого-то "торжественного переживания" или "более глубокой жизни", какого-то сформулированного ключа к мгновенно осеняющей, не требующей долгих приготовлений духовности, в то время, как Господь призывает слушаться Его и полагаться на то, что уже дано нам в Его совершенной работе по спасению (Евр. 10:14).
Чтобы "исполниться всею полнотою Божиею", о чем Павел говорит в Еф. 3:19, надо полноценно жить тем, чем мы уже обладаем полностью. В точности так же обстоит дело и с совершением нашего спасения (Фил. 2:12). Когда мы полагаемся на Христа, мы полностью погружаемся в Дух, и Он полностью пребывает в нас. У Бога нет ничего другого, что Он еще мог бы поместить в нас. Он поместил в Нас Самого Себя, - и выше этого быть уже ничего не может. Чего не хватает - так это нашего послушания, полноты нашего доверия и подчинения, а не полноты Его спасения, Его пребывания в нас или Его благословения.