Нравственные качества имама Хусейна
Если окинуть взглядом наполненную стремлением к Аллаху 57-летнюю жизнь его светлости имама Хусейна, мы увидим, что всё это время он посвятил себя очищению, смирению пред Аллахом, распространению подлинных пророческих идей, и многое другое, что мы не в состоянии постичь.
Теперь, позвольте очень кратко остановиться на некоторых моментах жизни его светлости имама Хусейна.
Он вставал на молитву пред Аллахом, читал Коран, дуа (молитвы), часто в глубокой ночи он совершал по сотни ракатов намаза[24], и даже в последнюю ночь своей жизни не оставил молитв и чтение Корана. Его светлость имам Хусейн перед решающим сражением попросил у врагов одну ночь, чтобы провести её в молитвах. Он говорил: «Всевышний Аллах знает, как я люблю молитвы и чтение Корана»[25]. Имам часто отправлялся в хадж пешком[26]. Дети Галиба Асади (Башар и Башир) рассказывают: «В послеобеденное время в день «Арафы», девятого числа запретного месяца зульхиджи мы были вместе с имамом Хусейном. Его светлость с большим смирением и покорностью вышел из шатра и вместе с большой группой сторонников и детьми встал у левого подножья горы. Он, повернув своё лицо в сторону Каабы, поднял руки к небу и обратился к Аллаху со следующей мольбой:
«Хвала и благодарность Всевышнему Аллаху! Никто и ничто не в состоянии изменить предначертанное Всевышним и предотвратить божественную милость. Двери божественной милости и щедрости всегда открыты. Он всё установил на основании Своей мудрости. Стремления и желания тех, кто скрывает свои деяния от других, не скрыты от Него. Всё, что у Аллаха (всякое дело, совершенное ради Аллаха) никогда не будет уничтожено Им. Он, дающий воздаяния и наказывающий за прегрешения. Он тот, кто исправляет положение Своих праведных рабов. Он обеспечивающий, заботящийся и милосердный к обездоленным и угнетённым. Он тот, кто ниспослал милости и божественную книгу – Коран, который есть свет. Он слышит молитвы Своих рабов, Он тот, кто разрешает трудности и проблемы людей. Он тот, кто возвышает тех, кто совершает добрые дела. Он тот, кто уничтожает угнетателей. Нет божества кроме Аллаха, нет подобного Ему, и ничто Ему не равно! Слышащий, Видящий, Прощающий[27], Знающий и Сведущий обо всём. Он над каждой вещью мощен.
Я обращаюсь к Тебе и свидетельствую о том, что Ты - Господь, я свидетельствую о том, что Ты - Создатель всего сущего и к Тебе наше возвращение. Ещё до моего появления и до того, как появились какие-то признаки моего будущего существования, Ты проявил ко мне Своё милосердие, создав меня из земли. Потом, Ты, о, Господи мой, вывел меня здоровым, и наставил меня на правильный путь Своим предопределением, ещё до того, как ввести меня в этот мир. О, мой Бог! Именно Ты сохранял меня, когда я был маленьким, Ты давал мне пропитание, Ты сделал сердца тех, кто вел заботу обо мне милосердными, Ты сохранил меня от скрытого зла джинов. Ты был тем, кто сохранил меня от различных болезней. Ты, о, Господи, Прощающий и Величайший. О, Всемилостивый и Милосердный! Ещё до того как дать мне дар речи, одарил Ты меня всеми свои благами и милостями. И всё это время, именно Ты, о, Господи, заботился обо мне. Ты дал мне возможность познания, этим самым завершил для меня свою милость. Твоя мудрость, о, Господи, поразила моё сердце. Все творения, созданные Тобой, как на небе, так и на земле придали мне больше бдительности и здравомыслия. Ты, о, Господь, для того, чтобы я мог выражать свою благодарность Тебе и поминать имя Твоё, дал мне сознание, повиновение и служение Себе заповедовал. Ты, о, Господи дал мне возможность постичь то, что принесли нам Пророки, и дал возможность принять то, что повлечёт Твоё довольство. Твоя помощь и безграничная доброта ко мне во всех этих жизненных периодах является Твоей безграничной щедростью. О, мой Господь! Поистине, Ты не удовлетворился этими благами ко мне, давая мне всевозможные, неисчислимые милости из одежды, еды и питья. Когда же Ты, о, Господи, закончил Свои блага и отстранил от меня всевозможные несчастья, моё невежество и дерзость по отношению к Тебе не послужили причиной тому, чтобы Ты уменьшил блага и отстранил меня от того, что даёт мне право быть подле Тебя. О, Аллах! Какие из Твоих милостей можно подсчитать, какому из твоих благ мне надо быть благодарным, ведь Твои блага превыше того, чтобы их можно было бы подсчитать! Всевозможные проблемы, беды и несчастья, которые Ты отстранил от меня и неведомы мне, несоизмеримо больше тех благ, которые представлены предо мной.
О, Аллах! Я беру Тебя в свидетели своей веры. И если представить, что я прожил бы длинную жизнь, сравнимую целым эпохам, и всё это время посвятил тому, чтобы отблагодарить Тебя только за одно данное благо, я буду не в состоянии сделать это. Только Ты оказываешь мне благодеяние в том, чтобы я мог хоть как-то быть благодарным Тебе, хотя и эта оказанная Тобою милость, уже есть большое благо.
О, мой Господь! Ниспошли мне богобоязненность и счастье быть праведным и преданным Тебе рабом. И воздержи меня от совершения грехов, отдаляющих от Твоего блага.
О, Аллах! Сделай меня независимым, дай мне уверенность и искренность в деяниях. Надели меня светом в религии… О, мой Господь! Если я захочу подсчитать Твои милости ко мне, никогда я не смогу сделать этого.
О, покровитель мой!
Ты Тот, Кто даровал мне мирские блага,
Ты Тот, Кто облагодетельствовал меня,
Ты Тот, Кто с достоинством ведешь все дела,
Ты Тот, Кто прощенье доводит до конца,
Ты Тот, Кто дарует удел,
Ты Тот, Кто наставленье даёт и удачу,
Ты Тот, от кого все блага,
Ты Тот, Кто нужду отдалил от меня,
Ты Тот, Кто для жизни дал мне средства,
Ты Тот, у кого от бед ищу я спасенья,
Ты Тот, Кто наставил меня на праведный путь,
Ты Тот, Кто хранит меня от суеты и пут,
Ты Тот, Кто прощенье моё от Тебя,
Ты Тот, Кто поспешил на помощь ко мне,
придал сил, исцелил, дал здоровье, возвысил меня!
Благословен Ты о, Господь! Велик Ты, и вечная хвала Тебе. Я благодарен Тебе. Так, о, Господи, прости и помилуй меня»[28].
В тот день имам Хусейн настолько приблизил сердца присутствующих к Создателю, что они, подняв плач, со словами «Аминь!», воззвали Аллаха, прося исполнения молитвы его светлости.
Ибн Асир в книге «Усд аль Габа» пишет: «Его светлость имам Хусейн (да будет доволен им Аллах!) много постился, молился, совершал хадж и давал милостыню нищим. Все его дела были в высшей степени праведны и прекрасны»[29].
Личность имама Хусейна была необыкновенно величественна и прекрасна. Когда он вместе со своим братом имамом Хасаном пешком отправлялся в Мекку, то при встрече с ними люди знатного происхождения в знак уважения, сходили с лошадей и верблюдов[30]. Уважение, которое оказывали имаму, было следствием того, что он всегда был с народом и никогда не отстранялся от него. Он прекрасно был осведомлён о различных делах людей, его вера в Аллаха и помощь людям были всегда неотделимы друг от друга. Ведь он не имел ни дворцов, ни солдат, ни слуг, готовых подчиняться ему.
В один из дней его светлость имам Хусейн, проходя по улице, увидел нищих, которые ели сухой хлеб и, увидев имама, пригласили его также отведать их скудную пищу. Имам принял их приглашение, сказав: «Поистине, Аллах не любит высокомерных». Затем имам, обратившись к нищим, сказал: «Я принял ваше приглашение, теперь и вы примите моё». Они согласились и направились в дом имама Хусейна. Его светлость приказал принести для гостей всё, что было у него в доме. Таким образом, имам, тепло приняв нищих[31], дал урок милосердия всем своим последователям.
Шуайб ибн Абдаррахман Хузаи говорит: «Когда его светлость имам Хусейн пал мученической смертью, на его плече увидели мозоли. Люди спросили у имама Зейн аль Абидина об этом, на что он ответил: «Это от мешка с едой, который мой отец по ночам разносил обездоленным, угнетённым и сиротам»[32]. Любовь имама Хусейна к защите угнетённых и обездоленных можно проследить в истории Аринаб и её мужа Абдуллы ибн Салама.
Когда Язид ибн Муавия стал преемником власти своего отца, в его распоряжении попали различные богатства, все его плотские, сладострастные желания беспрекословно удовлетворялись, но, тем не менее, его нечестивый взгляд привлекла скромная и целомудренная замужняя женщина. Муавия вместо того, чтобы показать неправильность действий своего сына, путём обмана и хитрости развёл ту женщину от мужа и добился, чтобы она попала в дом Язида. Его светлость имам Хусейн узнал об этом событии и предпринял всевозможные меры, чтобы не допустить реализации дьявольских целей Муавии и его сына. Женщина вернулась в дом к своему мужу Абдулле ибн Саламу, а планы и стремления Язида провалились. Это происшествие наглядно показывает подлинное лицо династии Омейядов, а с другой стороны - достоинства, честь, верность, благородство семейства Али ибн Аби Талиба[33].
Алаили в своей книге «Самув аль Ма’ана» пишет: «В истории человечества мы встречаемся с великими личностями, которые проявляли себя различными образами. Одни в сражениях поражали своими подвигами и храбростью. Другие отличались смелостью, третьи - аскетизмом, четвёртые - щедростью. Но величие имама Хусейна представляло собой неисчерпаемый источник, вбирающий в себя все наилучшие качества»[34].
Да, действительно имам Хусейн был наследником его светлости Посланника Аллаха и великой справедливости. Его отец - имам Али, наследник величия и божественного блеска. Его мать - святая Фатима. Разве может быть лучше достоинства, чем это? Самое лучшее достоинство человека не сравнится с достоинством имама Хусейна.
Мир и приветствие его светлости имаму Хусейну, образ которого олицетворяет человеческую свободу и независимость. Его жизнь, мученическая смерть, речи, дела являются для нас не только образцом подражания великой исторической личности, потому как имам вбирает в себя все наилучшие качества. Он в состоянии ввести человека в божественный мир и поручиться за счастье человечества.
Зейнаб (да будет мир с ней!)
Сестрой Имама Хусейна была великая Зейнаб, отцом её матери как и отцом Хусейна был сам посланник Аллаха, господин всех пророков, и последний пророк для человечества его светлость – Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!).
Её отцом был Али, о котором ибн Аббас говорит: «Более 150 аятов священного Корана были ниспосланы о достоинствах и благородных качествах Али». Её матерью была Фатима, дочь Мухаммада (да будет мир им!). О достоинствах Фатимы можно говорить бесконечно.
Так в книге «Сахих» в разделе «Фазаил сахаба», /том 2, стр. 248/, Муслим, приводит хадис с передатчиками, восходящими к Мусаввир ибн Махраму, что Пророк Ислама (да благословит Аллах его и его семейство!) изволил сказать: «Поистине, Фатима является частью меня и всякий, причинивший ей мучение, причинит мучение мне».
Хафиз Шамсуддин Мухаммад ибн Ахмад, известный как Захаби, в книге «Мизан аль-И’тидаль» /том 2, стр. 131/ приводит хадис с достоверными и надежными повествователями. Абу Хурейра также подтвердил достоверность этого хадиса. Дорогой посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) изволил сказать: «Первым человеком, вошедшим в рай, будет Фатима».
Медина помнит ночь, когда один караван направился в Мекку. Это было в месяц Раджаб. Во главе каравана были праведные мусульмане из рода бани Хашим во главе которых, был имам Хусейн (мир ему!).
В исторических книгах упоминается рассказ одного человека, он в частности говорит: «Я видел как имам Хусейн (мир ему!) приказал посадить верхом на верблюдов женщин рода бани Хашим. Среди всего каравана особо выделялся юноша высокого роста, лицо которого было освещено особым внутренним светом. Он освободил дорогу для двух женщин. Около них шли две служанки. Юноша подошёл к одному из верблюдов и присел, чтобы помочь женщинам сесть на верблюда, он придерживал их за локоть и помог взобраться. Тогда я спросил у стоящих там людей, кто эти женщины, мне сказали: «Первая из них Зейнаб, вторая Умм Кульсум, дочери имама Али». Тогда я спросил: «Кто тот юноша?» В ответ мне сказали: «Этот юноша - Камари Бани Хашим, (т.е. освещённый месяц семейства хашимитов) - Аббас сын имама Али». Затем я увидел маленьких прекрасных девочек, подобно которым я не видел, тот юноша (Аббас) посадил одну девочку к Умм Кульсум, другую к Зейнаб. Я спросил: «Кто эти девочки?» Мне сказали: «Одну зовут Сакина, другую Фатима - они дочери имама Хусейна».[35] Затем другие женщины из бани Хашим, также с достоинством, скромностью и целомудрием направились к каравану, сели в свои паланкины, чтобы караван мог двинуться в путь, покидая святую Медину.