Протоиерей Вадим Леонов, клирик Патриаршего подворья храмов в Зарядье, доцент, кандидат богословия
С отцом Даниилом, тогда еще просто
Даниилом Сысоевым, я познакомился в 1993 году, когда поступил в Московскую духовную семинарию. Он там учился на курс старше, но у нас с ним было одинаковое послушание — петь в смешанном хоре в семинарском храме. Мы пели на разных клиросах, а спевки всех хоров часто проходили вместе, поэтому встречались мы постоянно. Даниилу и мне приходилось петь басом, и мы сидели рядом, в одной партии, а во время паузы — например, когда разбирали произведение по голосам, обсуждали события разного масштаба.
Сразу бросалось в глаза, что Даниил человек яркий, умный, неординарный. Он всегда привлекал к себе внимание, потому что резонировал по любому поводу. Ни одно действие регента или вообще какое-либо событие нашей семинарской жизни не обходилось без его выразительных комментариев, и всегда они были остроумны и оригинальны. Понятно, что не всегда эти комментарии нравились тем, кого они касались, но Даниил всегда открыто выражал свое мнение, не лукавил, не человекоугодничал, и иногда ему за это доставалось. Тем не менее в семинарии его любили, все понимали, что он говорит искренне, незлобно и с желанием помочь, поэтому в духовных школах недоброжелателей у него не было.
Оригинальность фонтанировала из Даниила постоянно. Помню, как на первых спевках я увидел его с книгой сказок про Винни-Пуха. В паузах он комментировал это произведение, восторгаясь теми или иными поступками главного героя, давал богословское толкование его словам. Получалось весело и забавно.
Конечно, во время учебы у него было много друзей. Я не могу сказать, что мы с Даниилом были очень близки, но по многим темам, по различным богословским вопросам у нас были схожие взгляды. Это нас, конечно, объединяло.
После окончания семинарии я поступил в Духовную академию, а Даниил женился и ушел на приход. Позже в Академию, на заочное отделение, поступил и он. Наши пути на какое-то время разошлись, но вести о его бурной деятельности в Москве вольно или невольно всегда приходили в МДА.
В 2000 году мы вновь встретились, произошло это в храме Христа Спасителя. Меня пригласили туда на Рождественскую службу, которую возглавлял Святейший Патриарх Алексий. Конечно же, я приехал заранее, а поскольку времени до начала службы было много, то спустился в нижний, Преображенский, храм собора и зашел в алтарь. Там, в полумраке, я увидел отца Даниила со священническим крестом на груди. Он сидел и сосредоточенно молился про себя, и я подумал о том, что он сильно изменился. Мне трудно было раньше даже представить его молчащим, сидящим спокойно, он всегда фонтанировал энергией, был неуемным, а теперь он скрылся от всех и общался только с Богом. Я подождал немного, но потом подошел к нему, мы поздоровались, он рассказал, что над ним недавно была совершена хиротония. Потом мы вместе пошли на службу, и после этой встречи мы снова стали общаться чаще.
Отец Даниил постоянно участвовал в богословских дискуссиях, конференциях. Как и раньше, по многим вопросам наши позиции совпадали, но иногда он выдвигал радикальные идеи и методы их осуществления, тогда я возражал. Отец Даниил прекрасно понимал, что он может ошибаться, и, если в ходе наших обсуждений ему приводились ясные аргументы, тут же корректировал свои взгляды. В нем не было безрассудного упрямства, он никогда слепо не продавливал свое мнение. Иногда люди его не понимали, уходили в сторону и, боясь оказаться в неудобном положении, говорили: «Он настолько напорист, энергичен, что я не могу общаться с ним». У меня таких проблем не было. Да, он был напорист. Да, он был энергичен. Но в религиозной жизни, если вопрос касается вероучения и фундаментальных принципов духовной жизни, никакие компромиссы невозможны.
Особенно близко мы сошлись с ним во время богословской дискуссии о Таинстве Евхаристии. В 2004 году вышла некая спорная статья на эту тему, и я отреагировал на нее своей публикацией. Вскоре мне позвонил отец Даниил и сказал, что полностью меня поддерживает. Мы договорились продолжить публичное обсуждение этого вопроса. Поскольку эта тема тогда была очень острая, наши статьи согласился опубликовать нонконформистский журнал «Благодатный огонь». Развернулась дискуссия, а спустя некоторое время этот вопрос стал предметом обсуждения на Богословской Синодальной комиссии. Было вынесено решение в пользу тех взглядов, которые отстаивали мы, один из наших оппонентов пересмотрел свою позицию, и это было воспринято отцом Даниилом не как победа над личностью, а как торжество Истины. Он был рад за этого человека.
После этого мы с отцом Даниилом стали созваниваться чаще, обсуждать другие темы. В последние два-три года он говорил мне о том, что собирается писать докторскую диссертацию, в которой будет системно изложено вероучение Церкви на основе материалов и постановлений Вселенских Соборов. Подход очень интересный, а поскольку Вселенские Соборы — это непререкаемый источник вероучительной Истины в Православной Церкви, то могла выстроиться убедительно обоснованная система догматических положений. Конечно, в этой теме есть много тонкостей, сложных для интерпретации, но сама идея правильная и еще не разработанная. Мы созванивались с отцом Даниилом, обсуждали многие вопросы, работа шла. Отец Даниил уже составлял библиографию, уже был задел, но завершить свой труд он не успел. Дай Бог, чтобы нашелся человек, который продолжит эту тему, а может быть, отец Даниил оставил какие-то материалы, и, если они достаточно проработаны, можно их опубликовать.
Известие о том, что отец Даниил Сысоев убит, стало для меня шоком. Он неоднократно рассказывал, что ему в очередной раз угрожали, что его уже десять раз приговаривали к смертной казни различными способами. Отец Даниил говорил об этом так легко, полушутя, что не хотелось в это верить, хотя в серьезности этих намерений никто не сомневался: публичные выступления отца Даниила были столь выразительными и яркими, что иной реакции ожидать было сложно.
Смерть священника в храме в наши дни — это кажется чем-то невероятным, но это факт, который свидетельствует о реальном состоянии нашего общества. Ис- поведническая жизнь отца Даниила завершилась яркой озаряющей вспышкой на церковном небе.
Отец Даниил был абсолютно цельным человеком — в своих богословских взглядах, в своих внутренних убеждениях. Он не искал смерти, но всегда готовился к встрече с ней. Его смерть испугала многих людей, но его она не застала врасплох. Его мученическая кончина — самое главное доказательство его правоты, самая важная его победа.