Quot;Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие" (1:22-23)
Неверие - это всегда основная причина неприятия Божией воли и Божиих путей, но неверие выражается по-разному. Если Иудеи хотели сверхъестественных знамений (чудес), прежде, чем поверить Евангелию, то неевреи (язычники), представленные Еллинами, хотели доказательств человеческой мудрости, они хотели таких идей, которые они могли бы предложить на обсуждение и о которых могли бы спорить.
Желание доказательств - это чаще всего отговорка, оправдание неверия. Иисус совершал чудеса - одно за другим - в самом сердце иудаизма, и большую часть из них - публично. И все же большинство из очевидцев этих чудес - сверхъестественных знамений - не поверили в Него. Человек, которого Иисус исцелил в Иерусалиме, слепой от рождения, был нищим, хорошо известным в городе. Однако, после того, как он был исцелен, некоторые из его соседей отказывались верить, что перед ними - тот же самый человек, хотя он сам говорил им об этом (Ин. 9:9). Этот человек был приведен к фарисеям, которым он дал свидетельство о своем чудесном исцелении. Они тоже отказались поверить этому знамению (чуду), несмотря даже и на то, что получили дополнительное свидетельство от родителей этого человека. Фарисеи верили в сверхъестественное, но только в такое сверхъестественное, которое соответствовало их собственной религиозной системе.
В другой раз группа книжников и фарисеев пришла к Иисусу и потребовала от Него чуда в доказательство того, что Он - Бог. Зная их неискренность и лицемерие, Иисус отказался совершить чудо - по крайней мере такое, которого они хотели. Он сказал им: "род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дается ему, кроме знамения Ионы пророка", - имея в виду Свое распятие и воскресение (Мф. 12.38-40). Как показали дальнейшие события, большинство иудеев не поверили даже величайшему из всех чудес, когда-либо происшедших на свете.
Большинство иудеев во дни Иисуса и Павла не могли вместить представление о распятом Мессии: для них оно было неприемлемым, для них оно было соблазном (ср. Рим. 9:31-33). По их представлениям Мессия должен был прийти в земной силе и великолепии и утвердить земной престол и земное царство. Такие ясные учения о Мессии, которые содержатся в Псалме 22 и в 53 главе книги Исайи, эти люди либо объяснили так, что от них ничего не оставалось, либо игнорировали. Те отрывки из Писания, которые не подходили к их предвзятым мнениям, они просто перетолковывали или обходили.
Еллины, с другой стороны, хотели интеллектуальных доказательств, хотели чего-нибудь такого, над чем они могли бы поломать голову и что они могли бы постичь собственным разумом. И они были неискренни. Как Павел обнаружил в Афинах, греческие философы не были заинтересованы в раскрытии истины, особенно - истины о Боге. Что их интересовало - это слушать о волнующих новых идеях и проблемах и спорить о них (Деян. 17:21). Они не были заинтересованы в поисках вечной правды, которой надо поверить, которую надо принять и которой надо следовать. Мудрость, которую они искали, была не божественная и вечная мудрость, а мудрость человеческая, временная. На примере афинских философов можно увидеть, что они искали не божественной истины, но интеллектуальной новизны.
Как и иудеи, греки тоже имели предвзятые представления о том, что может Бог и чего Он не может, что Он станет или чего Он не станет делать. В целом, как они считали, все материальное было злым, а все духовное - добрым. Поэтому для них был невероятным уже тот факт, что Бог мог прийти на землю в человеческом образе. Еще труднее было им представить себе, что Бог мог бы захотеть прийти на землю. Для них боги были равнодушны к людям. Они были совершенно безучастны к тому, что происходит на земле.
Философ Цельсус, живший во втором веке, и благодаря нападкам на христианство сделавший себе карьеру, писал: "Бог добр, прекрасен и счастлив; если тот, кто лучше всех и прекраснее всех, опускается до человека, это означает, что он должен измениться, и не в лучшую сторону. Это означает изменение от хорошего к плохому, от прекрасного к уродливому, от счастья к несчастью, от лучшего к худшему, - и Бог никогда не принял бы такого изменения". Представление о воплощении, - не говоря уже о распятии, - для греческого сознания было крайним безумием. Для этих рационалистов ничто не могло бы быть более абсурдным, чем представление о Боге воплотившемся, отдавшем Себя на распятие ради того, чтобы дать падшему миру спасение, святость и вечную жизнь.
Две группы, упомянутые здесь Павлом, представляют собой все неверующее человечество. Либо требуя доказательств - чудес и знамений, как типичные иудеи, либо, как типичные греки, желая доказательств со стороны природной мудрости, неверующие найдут оправдание тому, что они отвергают Евангелие.
Павел глубоко верил в сверхъестественные явления, а он был, по каким бы меркам его ни судить, высоко интеллигентным человеком. Он был и мистиком, и рационалистом, в лучшем смысле обоих этих слов. Но прежде всего он был верующим, верящим в Бога. Евангелие является и сверхъестественным, и здравомыслящим одновременно. Но его нельзя понять при помощи сверхъестественных знамений или сделать приемлемым для себя с помощью природной мудрости без готовности сердца. Оно спасет только тех, кто верит.
Павел писал, что будет проповедовать только Христа распятого - единственную истинную мудрость и единственное истинное знамение. Те, кто не поверят этому знамению или не примут эту мудрость, не примут Бога. Для тех, кто ищет других знамений, крест - это соблазн, а для тех, кто ищет другой мудрости, это - юродство.
Единственное, что христианин имеет сказать нам - это весть о кресте: о Божьем Сыне, ставшем человеком, о Его смерти, искупающей вину наших грехов, и о том, что Он воскрес из мертвых, чтобы воскресить нас к жизни.
Quot;Для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость. Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков" (1:24-25).
Павел объясняет, что использует термины Иудеи и Еллины в расширенном смысле - для обозначения неверующих, как иудеев, так и еллинов. Среди людей, призванных Богом, тоже были и иудеи, и еллины. Для тех, кто верит в Его Сына, распятый Христос и есть сила Божия и премудрость Божия. Он, Тот Самый, Который для неверующего иудея - соблазн, для верующего иудея является Спасителем, и Тот, Кто для неверующего язычника - юродство, для верующего язычника - Искупитель.
Упоминая о юродстве и немощи Бога, апостол, конечно творит с точки зрения неверующего Иронично и трагично что та самая часть Божьего плана и труда, которая природ ному человеку кажется самой бесполезной и достойной осмеяния, на самом деле обнаруживает Его величайшую мудрость.
Павел говорит о том, что если бы Бог мог обладать какой бы то ни было глупостью, то и она была бы мудрее, чем величайшая мудрость человека. И если бы Бог был в состоянии обладать какой бы то ни было слабостью, она была бы сильнее, чем величайшая сила, которой может обладать человек.
Божья сила - это истинная сила, сила, которая действительно нечто означает и нечто совершает. Эта сила не от людей, но она предлагается людям. Это сила спасения от греха, избавления от сатаны, сила, дающая жизнь в самом Божьем присутствии на всю вечность.
Глава 5. Юродство Божие (1:26-2:5)
Quot;Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - Для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, Чтоб было, как написано: "хвалящийся хвались Господом". И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова и мудрости, Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого; И был я у вас в немощи и в страхе и великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией" (1:26-2:5).
Вероятно, Павел перебирал в уме членов коринфской церкви, когда писал стих 26. Он напоминал коринфянам, что среди них очень немногие были знаменитыми, благосостоятельными, высоко образованными, сильными и влиятельными, когда они поверили в Господа Иисуса Христа. Похоже на то, что, когда они стали христианами, они потеряли большую часть престижа, влияния и доходов, которые у них были. "Посмотрите, братия, кто вы, призванные", - писал он. Павел всегда использует слово призвание, когда говорит о спасительном призыве Бога, об этом могучем призыве, приводящем к искуплению. "Вы знаете, какого сорта людьми вы были, когда Бог призвал вас из мрака Вы знаете, что Он принял каждого из вас как Свое дитя не потому, чтобы вы блистали талантами, или были благосостоятельны, умными или сильными. А если вы и обладали каким-нибудь их этих качеств, - говорит он, - то вы были спасены несмотря на него, а не благодаря ему. Если эти качества и были чем-то, то они были камнем преткновения, соблазном, который мешал вам, они были преградой между вами и Божьей благодатью". Он подразумевал, что коринфяне должны радоваться тому, что не многие из них были мудры по плоти или сильны, или благородны. Похоже, что если бы больше из них было мудрых, сильных и благородных, то среди них было бы меньше спасенных.
Бог не ищет Пхи Бета Каппаса, чтобы спасти его и тем самым выполнить Свое дело. Не ищет Он и миллионеров, или знаменитых спортсменов, или эстрадных артистов, развлекающих публику, или государственных деятелей. Его спасение открыто им так же наверняка, как и всем другим, но лишь на той же самой основе веры. То же самое, что в миру ставит человека впереди других, в глазах Бога может поставить его сзади всех. Именно чувство неполноценности наводит людей на мысль о том, в чем они нуждаются, и часто приводит к спасению.
Однажды Иисус молился такими словами: "славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам" (Мф. 11:25). Из контекста следует, что эта молитва, произнесенная вслух, была частью Его проповеди, обращенной к собравшейся вокруг Него толпе. Этой молитвой Он обращался настолько же к Своим слушателям, как и к Своему Отцу. Он хотел, чтобы они узнали, чего хочет от них Бог: только веры и ничего другого. Он также предупреждал, что "мудрые и разумные" находятся в неблагоприятном положении в том, что касается духовной жизни и духовного понимания. Не то, чтобы они не могли принять Его и поверить, но гордость своими достижениями и способностями и зависимость от них могли помешать им на пути к царствию. Слабость и недостатки - это тот климат, в котором проявляется Божья сила.
Божья мудрость - это своего рода парадокс. В рамках человеческого мышления сила - это сила, слабость - это слабость, и ум - это ум. Но по Божьему счету многое из того, что кажется самым сильным, оказывается самым слабым, многое из того, что кажется самым слабым, оказывается самым сильным, и то, что кажется самым мудрым, оказывается самым глупым. Этот парадокс не случаен - таков замысел Божий.
Простой, необразованный верующий, неуклюжий и без всяких особенных талантов, который доверился Иисусу Христу как Спасителю и который преданно и смиренно следует Своему Господу, неизмеримо мудрее блестящего доктора философии, издевающегося над Евангелием Простой верующий знает- что такое прощение, любовь, благодать жизнь, надежда, Божье Слово - он знает Самого Бога. Он может видеть вечность. А неверующий доктор философии не знает ничего, что выходило бы за рамки его книг, его собственного рассудка и его личного опыта. Он не видит ничего за пределами этой жизни, и его можно считать только глупцом.
Мы часто испытываем искушение думать, что было бы чудесно, если бы такой-то великий спортсмен, или блестящий ученый, или популярный эстрадный артист, или деятель мировой политики, стал бы христианином. Но не так думал Иисус, выбирая Своих учеников. Некоторые из них были, вероятно, хорошо известны в своих местных кругах и, возможно, у кого-то из них неплохо шли дела в финансовом отношении. Но Он выбрал их не за их богатство или влияние и, воспитывая их, Он не старался извлечь выгоду ни из одного подобного качества. Ни у кого из Его учеников не было ничего столь великого, что он не был бы готов оставить и последовать за Христом.
В 178 году нашей эры философ Цельсус писал о христианах со злой насмешкой:
"Культурных людей нам не надо; мудрые и разумные -держитесь от нас подальше, не приближайтесь к нам: ведь все эти качества мы почитаем злыми. Но если есть кто невежественный, некультурный, если есть кто-то глупый, у кого не все дома, - такой приступай к нам смело (чтобы стать христианином)... Мы видим их в их собственных домах, - шерстяные одежды, халтурщики, - самые худшие, самые вульгарные самые необразованные личности... Они подобны стае летучих мышей или рою муравьев, выползающих из муравейника, или лягушкам, ведущим симпозиум вокруг своего болота, или червям, созывающим съезд в куче грязи''.
Так большинство людей в то время думало о христианах Простоту Евангелия и смиренность преданных верующих мир не может вместить: все это кажется миру жалкой, презренной глупостью. Бог так и задумал: "Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее" Интересно отметить, что корень слова "уничиженный" означает "почитать за ничто" По-гречески здесь употребляется совершенный вид, означающий постоянство действия - то, что однажды было уничижено, будет уничижаться и дальше. То есть, о людях, которых считали и этом обществе ничем, будут думать так и дальше. Фраза "ничего не значущее" - это перевод самого презрительного выражения в греческом языке. "Бытие" для греков было всем, и если тебя называли "ничем", то хуже этого оскорбления уже ничего не было. Такое выражение могли употребить по отношению к рабам.
У мира есть много мерок для измерения величия; наверху находятся ум, богатство, престиж и положение в обществе, -все то, что Бог определил поместить на дно Бог обнаруживает величие Своей силы, показывая, что именно те, кто в мире - ничто, для Него становятся кем-то.
По мнению Бога величайшим человеком, когда-либо жившим на свете, если не считать Самого Иисуса, был Иоанн Креститель. У этого человека не было ни формального, ни специального образования, ни профессии, ни денег, ни военного чина, ни политического положения, ни социальной родословной, ни престижа, ни впечатляющей внешности или красноречия. И все же Иисус сказал: "Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (Мф. 11:11). Этот человек не соответствовал ни одной мирской мерке - но всем Божьим. И все то, чем он стал, делало честь Божьей силе.