Диалог на чтении ЕВАНГЕЛИЯ
Диалоги на литургии святителя Иоанна Златоуста
Входные молитвы.
Священник и диакон, желающие литургисать входят в храм, становятся перед Царскими Вратами и молятся.
Диак: «Благослови, Владыко».
Свящ: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Диак: Трисвятое по «Отче наш».
Свящ: «Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа...»
Диак: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще, сию ти молитву яко Владыце грешнии приносим, помилуй нас».
«Слава…»
«Господи, помилуй нас, на тя бо уповахом, не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших, ты бо еси Бог наш, и мы людие твои, вси дела руку твоею, и имя твое призываем».
«И Ныне…»
«Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианского».
Целуя икону Иисуса Христа произносит: «Пречистому образу твоему покланяемся, благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Темже благодарственно вопием ти, радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир».
Целуя икону Богородицы произносит: «Милосердия сущи источник, милости сподоби согрешившия, яви яко присно силу Твою, на тя бо уповающе, радуйся вопием ти, якоже некогда Гавриил, безплотных архистратиг».
Также приклонив голову свящ. читает: «Господи, низпосли руку твою с высоты святаго жилища твоего, и укрепи мя в предлежащую службу твою, да неосужденно предстану страшному престолу твоему, и безкровное священнодействие совершу. Яко твоя есть сила и слава во веки веков. Аминь».
Входя в алтарь говорят: «Вниду в дом твой, поклонюся ко храму святому твоему в страсе твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множесту нечестия их изрини я, яко преогорчиша тя, Господи. И да возвеселятся вся уповающии на тя, во век возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии имя твое. Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас».
Здесь священник и диакон благоговейно поклоняются и целуют Евангелие и престол (диакон — только престол) и, сняв свои рясы и камилавки или клобуки, облачаются в те священные одежды, которые предписаны им по чину.
Облачение диакона.
Диакон берет благословение у священника со словами: «Благослови, владыко, стихарь со орарем». На слова священника: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков» — диакон отвечает: «Аминь» — и целует руку священника и крест на облачении.
Над стихарем диакон читает молитву: Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждею веселия одея мя! Яко жениху возложи ми венец и яко невесту украси мя красотою.
На орарь диакон не читает никакой молитвы, только крестится, целует крест на ораре и возлагает его на плечо.
Над поручами диакон читает: десная – Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты; левая – Руце Твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедям Твоим.
Проскомидия
После облачения диакон и священник омывают руки при чтении молитвы: «Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой. Ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды. Аз же незлобою моею ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя. Нога моя ста на правоте, в церквах благословлю Тя, Господи.» (Пс. 25,6-12).
Приготовив все потребное, священник и диакон поклоняются трижды перед жертвенником с молитвой: «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя». Затем священник читает тропарь Великой Пятницы, на практике целуя при этом сосуды: «Искупил ны еси от клятвы законныя (целует дискос) честною Твоею Кровию (Чашу), на Кресте пригвоздився (звездицу), и копием прободся (копие), безсмертие источил еси человеком: Спасе наш, слава Тебе» (лжицу).
Диак: «Благослови Владыко».
Свящ: «Благословен Бог…».
Диак: «Аминь».
Свящ: Левой рукой берет большую просфору (для изъятия агнца), правой рукой, большим копием трижды знаменует над печатью: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
Диак: Перед каждым знамением «Господу помолимся».
Свящ: Вонзает в правую сторону от печати (по рамочке). «Яко овча на заколение ведеся».
Диак: «Господу помолимся» перед каждым вонзанием.
Свящ: Вонзает в левую сторону: «И яко агнец непорочен прямостригущяго его безгласен, тако не отверзает уст своих». Вонзает в верху «Во смирении его суд его взятся». Вонзает в низу «Род же его кто исповесть».
Диак: «Господу помолимся, Возми Владыко».
Свящ: Вынимает Агнец «Яко вземлется от земли живот его». Затем кладет Агнец в центр дискоса.
Диак: «Пожри Владыко».
Свящ: Режет Агнец с обратной стороны печати крестообразно, но так, чтобы Агнец не распался. «Жрется Агнец Божий, Вземляй грех мира, за мирский живот и спасение». Поворачивает Агнец печатью вверх.
Диак: «Прободи Владыко».
Свящ: Вонзает вправо «Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода: и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство Его».
Диак: Берет сосуды с водой и вином «Благослови Владыко Святое Соединение».
Свящ: Молча благословляет.
Диак: Вливает в чашу. (Воды не много).
Свящ: Берет вторую просфору и взимает большую частицу сверху печати - богородичную. «В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея же молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой Жертвенник». И полагает справа от Агнца. «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенна одеянна, преукрашенна».
Свящ: Берет 3-ю просфору и взимает 9 частиц и полагает слева от Агнца в следующем порядке:
1. Предтеча | 4. Святители | 7. Бессребренники |
2. Пророки | 5. Мученики | 8. Храм. Дня. Всех святых |
3. Апостолы | 6. Преподобные | 9. Автора Литургии |
Свящ: Берет 4-ю просфору. Взимает две частицы с печати: За иерархию и за страну и воинства (живых). И другие частицы со стенок за живых (последнюю - после поминовения усопших - за себя (формула за себя «Помяни Господи и мое недостоинство, и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное»).
Свящ: Берет 5-ю просфору. Взимает 1 частицу с печати за почивших иерархов. Остальные со стенок за умерших.
Диак: Приносит кадило «Благослови Владыко кадило, Господу помолимся».
Свящ: Благословляет «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Берет звездицу.
Диак: «Господу помолимся».
Свящ: Покадив ее, ставит поверх Агнца «И пришедши звезда ста верху, идеже бе отроча».
Диак: «Господу помолимся».
Свящ: Покадив первый покровец покрывает дискос «Госпóдь воцари́ся, въ лѣ́поту облечéся: облечéся Госпóдь въ си́лу и препоя́сася:и́бо утверди́ вселéнную, я́же не подви́жится. Готóвъ престóлъ твóй от тóлѣ: от вѣ́ка ты́ еси́. Воздвигóша рѣ́ки, Гóсподи, воздвигóша рѣ́ки глáсы своя́: вóзмутъ рѣ́ки сотрéнiя своя́, от гласóвъ вóдъ мнóгихъ. Ди́вны высоты́ морскíя: ди́венъ въ высóкихъ Госпóдь. Свидѣ́нiя твоя́ увѣ́ришася зѣлó. Дóму тво емý подобáетъ святы́ня, Гóсподи, въ долготý днíй»
Диак: «Господу помолимся, Покрый Владыко».
Свящ: Кадит второй покровец, покрывает чашу «Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля».
Диак: «Господу помолимся, покрый Владыко».
Свящ: Покадив воздух покрывает дискос и чашу «Покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой и спаси душы наша, яко Благ и Человеколюбец».
Свящ: Кадит предложение «Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе».
Диак: «Всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Диак: «О предложенных честных дарех Господу помолимся».
Свящ: Кадя предложение «Боже, Боже наш, небесный Хлеб, Пищу всему миру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа пославый, Спаса и Избавителя, и Благодетеля, благословяща и освящающа нас, Сам благослови предложение сие и приими е в пренебесный Твой Жертвенник. Помяни, яко Благ и Человеколюбец, принесших и ихже ради принесоша, и нас неосуждены сохрани во священнодействии Божественных Твоих Таин, яко святися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое: Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.»
«Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе».
Диак: «Слава и ныне», «Господи помилуй» (3), «Благослови».
Свящ: Отпуст поминается автор Литургии.
«Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго (на литургии святителя Василия Великого — иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския), и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». В неделю и в течение пасхального периода в начале отпуста следует вводная фраза «Воскресый из мертвых...».
Диак: «Аминь».
Свящ: Идет к престолу.
Диак: Отверзает завесу и продолжает полное каждение (читая 50 пс.). Кадя Престол читает «Во гробе плотски, \ во аде же с душею яко Бог, \ в раи же с разбойником, \ и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, \ вся исполняяй, неописанный. ».
Литургия оглашенных
Перед началом литургии (обычно во время чтения молитвы 6-го часа «Боже и Господи Сил...») священнослужители становятся перед престолом и совершают троекратное поклонение, читая молитву «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя».
Затем священник с воздетыми руками читает молитвы: «Царю Небесный...» (единожды); «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (дважды); «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» (единожды).
Во время чтения этих молитв диакон поднимает вверх орарь, как во время ектении.
Диакон: «Время сотворити Господеви, владыко, благослови».
Священник: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков».
Диакон: «Аминь. Помолися о мне, владыко святый».
Священник (обратившись к диакону): «Да исправит Господь стопы твоя».
Диакон: «Помяни мя, владыко святый».
Священник (благословляет диакона): «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков».
Диакон: «Аминь». Целует десницу иерея и выходит северной дверью на солею. Став против царских врат на амвоне, он трижды благоговейно поклоняется, молясь тайно: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою».
Начало Литургии
Диакон (на амвоне, громким голосом): «Благослови, владыко».
Священник (поднимая двумя руками Святое Евангелие и изображая им знак креста над антиминсом, возглашает): «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».
Хор: «Аминь».
Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся».
Священник (во время ектении читает тайно молитву 1- го антифона, по окончании ектении возглашает): «Яко подобает Тебе...».
Перед возгласом диакон отходит вправо и во время пения антифона стоит перед иконой Спасителя (так же поступает и во время 2-го антифона).
Хор: «Аминь». И поет 1-й антифон (если по Уставу поются изобразительные антифоны, то псалом 102-й).
Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...».
Священник (во время ектении читает тайно молитву 2- го антифона, по окончании ектении возглашает): «Яко Твоя держава...».
Хор: «Аминь». И поет 2-й антифон. «Слава, и ныне». «Единородный Сыне...».
Диакон снова становится против царских врат и произносит малую ектению «Паки и паки миром...». По окончании ектении уходит в алтарь.
Священник (во время ектении читает тайно молитву 3-го антифона, по окончании ектении возглашает): «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси...».
Хор: «Аминь». И поет 3-й антифон (в случае изобразительных антифонов поются заповеди блаженства с тропарями).
Малый вход
Вход с Евангелием
В начале пения 3-го антифона диакон открывает царские врата, священник и диакон творят три поклонения перед престолом, целуют Евангелие и престол. Затем священник берет Евангелие и отдает его диакону, диакон принимает Евангелие, держа его орарем. Священнослужители обходят святую трапезу справа; поравнявшись с горним местом, диакон говорит «Господу помолимся», священник читает молитву входа «Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства Ангел и Архангел...». После священнослужители выходят на амвон через северную дверь: впереди идут свещеносцы, затем диакон несет Евангелие в обеих руках, последним идет священник. На амвоне диакон полагает Евангелие на левое плечо, поддерживая его левой рукой, и, взяв орарь правой рукой, указывает на царские врата и говорит: «Благослови, владыко, святый вход».
Священник благословляет вход словами: «Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно и во веки веков».
Диакон говорит «Аминь», подносит Евангелие священнику для целования, затем подходит к середине царских врат и становится лицом к ним, держа Евангелие в обеих руках, ждет окончания 3-го антифона.
Диакон (по окончании 3-го антифона возвышает Евангелие и изображает им знак креста): «Премудрость, прости».
Хор (входное): «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый, поющия Ти: Аллилуиа» (кроме двунадесятых Господских праздников и периода их попразднства). В неделю вместо «во святых Дивен сый» поется «воскресый из мертвых».
Диакон входит в алтарь и полагает Евангелие на престоле.
Хор поет тропари и кондаки по Уставу.
Диалог «НА ТРИСВЯТОМ»
Священник во время пения тропарей и кондаков тайно читает молитву Трисвятого пения «Боже Святый, Иже во святых почиваяй...». При пении последнего кондака на «И ныне» диакон, держа тремя пальцами орарь и преклонив главу, испрашивает благословения у священника словами «Благослови, владыко, время Трисвятаго». Священник благословляет диакона (ничего не говоря), диакон целует руку священника, исходит царскими вратами на солею и становится перед иконой Спасителя.
Диакон: «Господу помолимся».
Хор: «Господи, помилуй».
Священник (возглас): «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно».
Диакон (стоя на амвоне перед иконой Спасителя): «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны».
Хор (повторяет): «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны».
Диакон (поворачиваясь через правое плечо от иконы Спасителя к народу и далее к иконе Богоматери и к престолу, наводит орарем и громко произносит, заканчивая возглас священника): «И во веки веков».
Хор: «Аминь».
Диакон входит в алтарь царскими вратами и становится справа от священника.
Хор поет Трисвятое следующим образом: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» (трижды). «Слава, и ныне». «Святый Безсмертный, помилуй нас». «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».
Во время пения Трисвятого священнослужители на практике также читают Трисвятое, благоговейно совершая при этом троекратное поклонение пред престолом, после чего священник целует Евангелие и престол, а диакон — престол.
Диакон, обращаясь к священнику, говорит ему: «Повели, владыко», затем отходит южной стороной престола к горнему месту. Священник также идет к горнему месту, произнося: «Благословен Грядый во имя Господне».
Диакон обращается к приходящему священнику со словами: «Благослови, владыко, горний престол».
Священник (не благословляя) говорит: «Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего, седяй на Херувимех, всегда, ныне и присно и во веки веков».
Далее священнослужители кланяются горнему месту, друг другу и становятся лицом к народу: священник с южной стороны горнего места, диакон — с северной.
Диалог на чтении АПОСТОЛА
Диакон: «Вонмем».
Священник (благословляя народ): «Мир всем».
Чтец: «И духови твоему».
Диакон: «Премудрость». Принимает от пономаря кадило и, взяв благословение, сразу начинает каждение алтаря.
Чтец: «Прокимен, глас... {называет глас и говорит текст прокимена)».
Хор поет прокимен.
Чтец говорит стих прокимена.
Хор поет прокимен.
Чтец говорит 1-ю половину прокимена (если два прокимена, то называет глас и говорит текст 2-го прокимена полностью).
Хор допевает 2-ю половину прокимена (если два прокимена, то полностью поет 2-й прокимен).
Диакон (стоя с кадилом у северной стороны престола лицом к народу): «Премудрость».
Чтец произносит надписание апостольского чтения (если два или три зачала, то чтец говорит надписание только первого чтения).
Диакон: «Вонмем».
Священник и диакон поклоняются горнему месту, священник садится справа от горнего места, а диакон продолжает каждение.
По Уставу каждение полагается при пении «Аллилуиа», однако в настоящее время диакон кадит алтарь при пении прокимена, а иконостас и молящихся — во время чтения Апостола. Это расхождение богослужебной практики с предписаниями Устава объясняется тем, что «аллилуарий стали петь сокращенно, без стихов или быстрым темпом, и, таким образом, для каждения в это время не оставалось возможности» (Киприан (Керн), архим. Евхаристия. С. 154).
Чтец читает текст апостольского зачала.
Диакон кадит иконостас, возвращается царскими вратами в алтарь, кадит священника (который встает при каждении) и служителей в алтаре по чину. Затем вновь выходит царскими вратами на амвон, кадит чтеца, хор и народ по чину, поворачивается на восток, кадит створки царских врат и местные иконы, возвращается царскими вратами в алтарь, кадит престол спереди, сидящего священника и отдает кадило пономарю.
Священник (по окончании чтения благословляя чтеца): «Мир ти».
Чтец: «И духови твоему».
Диакон: «Премудрость».
Чтец: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа». Если два аллилуария, то сразу говорится первый стих первого аллилуария.
Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».
Чтец говорит стих аллилуария.
Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».
Чтец говорит стих аллилуария.
Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».
Диалог на чтении ЕВАНГЕЛИЯ
Во время пения «Аллилуиа» священник тайно читает молитву «Возсияй в сердцах наших...». Затем подходит к престолу, целует Евангелие и престол, берет Евангелие, отдает его диакону и снова отходит к горнему месту. Диакон выносит Евангелие на амвон прямо царскими вратами, где его уже ожидают свещеносцы, которым следует сразу после чтения Апостола выйти из алтаря через боковые двери. В предшествии свещеносцев диакон обходит аналой с северной стороны, становится перед аналоем, полагает Евангелие на левое плечо, правой рукой постилает на аналое конец ораря, ставит на аналой (на конец ораря) Евангелие и держит его обеими руками.
Диакон: «Благослови, владыко, благовестите ля святаго апостола и евангелиста... (называет имя евангелиста)»
Священник: «Бог, молитвами святаго, славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста(имярек), да даст тебе глагол, благовествующему силою многою, во исполнение Евангелиа Возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа».
В это время диакон полагает обе руки на Евангелие, преклоняет на них голову и остается в таком положении до окончания возгласа священника.
Диакон: «Аминь».
Священник возглашает: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия. Мир всем».
Хор: «И духови твоему».
Диакон (раскрывая Евангелие): «От... (называет имя евангелиста) Святаго Евангелия чтение».
Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».
Священник: «Вонмем».
Диакон читает Евангелие.
Хор (по окончании чтения): «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».
Диакон целует текст Евангелия, закрывает и берет его двумя руками.
Священник благословляет диакона, говоря: «Мир ти благовествующему», затем подходит к царским вратам и принимает Евангелие от диакона, целует Евангелие и ставит на юго-восточном углу престола. Диакон, отдав Евангелие священнику, возвращается на амвон для произнесения сугубой ектении.
Литургия верных
Литургия верных-третья, самая важная часть литургии, на которой Св. Дары, приготовленные на проскомидии, силою и действием Святого Духа пресуществляются в Тело и Кровь Христовы и возносятся в спасительную для людей жертву Богу Отцу, а затем преподаются верующим для причащения. Эта часть литургии получила название оттого, что присутствовать при ее совершении и приступать к причащению Св. Тайн могут только верные, то есть лица, принявшие православную веру через Св. Крещение и оставшиеся верными обетам, данным при Св. Крещении.
Священник тайно читает 1-ю молитву верных «Благодарим Тя, Господи Боже Сил...».
Диакон: «Заступи, спаси...».
Хор: «Господи, помилуй».
Диакон: «Премудрость».
Священник {возглас): «Яко подобает...».
Хор: «Аминь».
Диакон: «Паки и паки миром Господу помолимся» и другие прошения ектении.
Священник тайно читает 2-ю молитву верных «Паки, и многажды Тебе припадаем...».
Хор (на каждое прошение): «Господи, помилуй».
Диакон: «Заступи, спаси...».
Хор: «Господи, помилуй».
Диакон: «Премудрость» и сразу уходит в алтарь.
Священник {возглас): «Яко да под державою Твоею...».
Хор: «Аминь» (протяжно).
Великий вход
Каждение на Херувимской
Хор поет первую половину Херувимской песни «Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим
попечение».
Диакон входит южной дверью в алтарь и, поклонившись горнему месту и священнику, отворяет царские врата. Взяв кадило и получив благословение на каждение, диакон, читая про себя 50-й псалом, кадит престол с четырех сторон, жертвенник и далее алтарь по чину. Затем диакон кадит створки царских врат и царскими вратами выходит на солею и кадит иконостас; входит в алтарь, кадит священника и служителей в алтаре; опять выходит на амвон и кадит лики и народ, святые врата, местные иконы, входит в алтарь, кадит престол спереди, священника, поклоняется, становится справа от священника, держа кадило в левой руке. Священник во время каждения тайно читает молитву Херувимской песни «Никтоже достоин...».
Великий вход
По окончании чтения священником молитвы оба священнослужителя благоговейно поклоняются трижды с молитвой «Боже, очисти мя грешнаго», затем трижды вполголоса читают Херувимскую песнь, причем священник говорит первую часть песни («Иже Херувимы тайно образующе...»), а диакон ее завершает («Яко да Царя всех подымем...»). Во время чтения Херувимской песни священник воздевает руки вверх, а диакон держит орарь в поднятой руке, каждый раз они крестятся и благоговейно поклоняются пред престолом. Затем священник целует антиминс и престол, а диакон — престол, и отходят к жертвеннику: священник — непосредственно налево, а диакон через горнее место.
Подойдя к жертвеннику, иерей берет кадило у диакона и кадит предложение, молясь про себя: «Боже, очисти мя грешнаго» (трижды). Покадив предложение, он отдает кадило диакону.
Диакон принимает кадило и держит его за кольцо пальцем правой руки, затем обращается к священнику со словами «Возми, владыко».
Священник снимает воздух со словами «Возмите руки ваша во Святая и благословите Господа» и полагает его на левое плечо диакона.
Затем священник, поцеловав покрытый дискос, поставляет его диакону на голову. Диакон, принимая дискос, держит его обеими руками и выходит на солею северной дверью вслед за свещеносцами. Священник же, поцеловав святую Чашу, берет ее в свои руки и следует за диаконом.
Придя на солею, священнослужители останавливаются против царских врат лицом к народу. Свещеносцы идут перед диаконом и священником и становятся со свечами у подножия амвона.
Диакон: «Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Высокопреосвященнейшаго Лонгина, митрополита Саратовского и Вольского, да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков.».
Диакон идет в алтарь через царские врата и становится у правого переднего угла престола на правое колено, держа все так же дискос на голове и ожидая входа в алтарь иерея, который и снимет с головы дискос и поставит его на престол.
Священник: «Всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».
Хор: «Аминь». «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».
Священник входит в алтарь, диакон тихо говорит ему: «Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем».
Священник также тихо отвечает: «Да помянет Господь Бог священнодиаконство твое во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков»·.
Священник ставит на престол святую Чашу на антиминс, в правой стороне его. Затем иерей снимает с головы диакона дискос и поставляет его также на антиминсе рядом с Чашей, слева от нее, произнося тропарь Великой Пятницы «Благообразный Иосиф, с древа снем...». Снимая покровец с дискоса, простирает его слева на престоле, читая тропарь «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог...», а снимая покровец с Чаши, простирает его справа, читая «Яко Живоносец, яко рая краснейший...».
Передав дискос священнику, диакон подходит к царским вратам, кадит свещеносцев, закрывает царские врата и завесу и становится справа от священника.
Далее священник берет с плеча диакона воздух и, покадив его, покрывает воздухом дискос и Потир вместе, снова читая тропарь «Благообразный Иосиф...».
Священник берет кадило и трижды кадит предложение, говоря: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона...».
Священник отдает кадило диакону и говорит, преклонив главу: «Помолися о мне, брате и сослужителю».
Диакон: «Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя».
Священник: «Тойже Дух содействует нам вся дни живота нашего».
Диакон: «Помяни и мя, владыко святый».
Священник (благословляя диакона): «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков».
Диакон: «Аминь». Затем целует руку иерея, кадит его, отдает кадило пономарю и, поклонившись, выходит из алтаря северной дверью для произнесения ектении.
Диакон произносит 1-ю просительную ектению «Исполним молитву нашу Господеви». Священник читает в это время молитву приношения «Господи Боже Вседержителю, Едине Святе...».
Священник (возглас): «Щедротами Единороднаго Сына Твоего...».
Хор: «Аминь».
Священник (благословляя народ): «Мир всем».
Хор: «И духови твоему».
Диакон: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы».
Хор: «Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».
Священник в это время поклоняется трижды перед святой трапезой, произнося каждый раз слова: «Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя, Господь Утверждение мое и Прибежище мое». При этом он целует покрытые воздухом дискос и Потир, а также престол. Диакон же в это время целует трижды орарь.
При соборном служении после целования сосудов происходит взаимное целование сослужащих иереев. Старший говорит: «Христос посреде нас», на что младший отвечает: «И есть, и будет». В пасхальный период говорят: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!».
Диакон: «Двери, двери, премудростию вонмем».
Священник отверзает завесу.
Хор и народ: «Верую...» (поют Символ веры).
Во время пения Символа веры священник веет воздухом над дискосом и Чашей, читая Символ веры. По прочтении Символа веры священник (при соборном служении — предстоятель) целует воздух и полагает его на горнем месте престола.
Диакон: «Станем добре, станем со страхом...». И уходит в алтарь северной дверью, становится у левого угла престола.
Хор: «Милость мира, жертву хваления».