Quot;Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (12:3)
Сатана проводит в церкви массу времени. Нигде он не старается извратить Божий народ так усердно, как там, где они поклоняются Богу. Очевидно, что некоторые из членов церкви в Коринфе стали такими плотскими, до того запутались и объязычились, их богопочитание приобрело такие , исступленные черты, что они допустили даже такое богохульство: чтобы внутри их общины проклинали Господа. Павел упрекает всю церковь за то, что они позволяли совершаться таким неблагочестивым делам, что они были такими неразборчивыми в вопросе о том, что есть духовное и что есть бесовское. Он дает им два принципа, один негативный и другой позитивный, которые они должны применять для испытания ценности и полезности даров. Это - первое из тех нескольких испытаний, о которых апостол упоминает в главах 12-14.
Негативное испытание
Как признает большинство евангельских интерпретаторов Библии, в этом стихе ясно подразумевается, что те люди, которые произносили анафемы на Иисуса, заявляли, что они говорят Духом Божиим. По сути дела, они заявляли, что "говорят в Духе", проявляя некий дар пророчества или учительства, и, проклиная имя Спасителя и Господа, они предполагали, что тем самым служат Богу! Слово анафема ("анафема" по-гречески) является страшным проклятием. Сказать "анафему" на Иисуса - это значит проклясть Его природу, Его характер, Его труд, - уже не говоря о Его святости и славе!
Павел говорит коринфянам, что никто, говорящий Духом Божиим, не может произносить таких богохульств. Это -самое логичное и очевидное, и что-либо более логичное и очевидное кажется трудно себе представить. Но коринфяне судили о природе даров и об их использовании на основе своего опыта, а не на основе содержания этих даров. Чем больше впечатления производили на них поступки такого рода людей, чем более они выставляли свою "духовность" напоказ, чем необычнее и причудливее вели они себя, тем более приемлемым было для коринфян то, что они утверждали, и тем более уважаемыми для них были сами эти люди.
Они до того скатились назад, в свое прошлое, к экстазам, что их способность судить совершенно искорежилась и перекосилась, так что их суждение никак не могло быть объективным. Они принимали без сомнений любое учение и любые обычаи до тех пор, пока это имело место в церкви и было представлено людьми, утверждавшими, что они -христиане. Содержание же таких учений и обычаев игнорировалось, - и до такой степени, что "сквозь пальцы" смотрели даже на самые безнравственные и богохульные заявления.
Возможно, человек, произносивший анафему на Христа, придерживался иудейской религии. Поскольку закон учил, что человек, повешенный на дереве, "проклят от Бога" (Втор. 21:23), многие иудеи считали, что Иисус проклят, поскольку Он был распят. Возможно, что даже и сам апостол, в бытность свою Савлом, преследователем христиан, когда-то заставлял христиан богохульствовать на Господа, говоря: "Иисус проклят" (см. Деян. 26:11).
Но, из иудеев ли был этот человек или из язычников, из-за того, что он, по его словам, был христианином и то, что он делал или говорил, было духовным, ни слова его, ни поступки не становились действительно духовными. Не в силах поверить, потрясенный, Павел спрашивает коринфских верующих: "Да как же это только возможно, чтобы вы до того запутались и потеряли все ориентиры? Когда вы были язычниками, вы ничего не могли поделать с собой, вы не могли удержаться, когда вас вели к идолам, вы не могли не быть слепыми и обманутыми. Но как же могли вы, истинные христиане, не распознать тех, кто так очевидно христианами не является? Как можете вы, так благословенные духовными дарами, быть до того неспособными распознать поддельные дары сатаны? Как вы только могли поверить, что проклятие Господу и Спасителю могло бы исходить от Духа Святого?"
Кажется, может быть только одно объяснение этому невероятному факту; что такое богохульство могло совершаться в церкви, которую основал сам Павел и пастором которой он был. Дело в том, что в первом веке большой угрозой для церкви была философия зарождающегося гностицизма. Эта философия учила, что все физическое и естественное есть зло, а все сверхъестественное и духовное - добро. Когда гностицизм применялся по отношению к христианству, возникало учение о том, что сверхъестественный Христос только казался естественным, природным Иисусом. Согласно этому учению, человек-Иисус был несовершенным, неразумным и обедняющим представителем духовного Сына Бога, для Которого было невозможно принять физическую форму, поскольку Он имел божественную природу. При крещении Иисуса на Него сошел Дух Христа, но этот дух вернулся на небеса до Его распятия. Поэтому Иисус умер смертью проклятого, как всякий другой человек. Таким образом, прославляя божественного Христа, Коринфяне могли чувствовать себя вправе проклинать человека-Иисуса.
Гностики с негодованием отвергали идею воскресения, ведь они считали все физическое - злом. Человеческое тело было последним, с чем им хотелось бы воссоединиться после смерти. Эта - та самая часть ереси, с которой апостол так сурово борется в 15-ой главе этого послания. А в 16-ой главе (22-24) он устанавливает, что если кто и проклят -так это тот человек, который не любит Господа Иисуса Христа. В некоторых рукописях этого послания нет слов "Иисус Христос" в стихе 22, но два последующих стиха показывают, что эти три имени неразделимы. Нет Господа вне Иисуса и без Иисуса нет Христа. Воскресший, исторический Иисус и есть божественный, небесный Христос. Человек, который не провозгласит Господом воскресшего Иисуса, не может провозгласить Господом и божественного Христа. Воплощенный Господь - это единственный Господь.
Эта ересь, очевидно, продолжает мучить коринфскую церковь в течение многих лет. "Но боюсь, - пишет Павел в своем следующем послании к ним, - чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. Ибо, если бы кто, пришед, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, - то вы были бы очень снисходительны к тому" (2 Кор. 11:3-4). Основное значение употребленного здесь слова ("хаплотес"), переведенного как простота, это единство, то, что является единственным, одним. Коринфян все еще сбивали с толку (как бы вели) в отношении единства Иисуса и Христа. Некоторые члены этой церкви все еще придерживались ложных учений относительно природы Иисуса, Святого Духа и Евангелия. Они слышали, как проповедовали "другого Иисуса", они получили "иного Духа" и "иное благовестие".
Первое испытание духовного дара имеет отношение к учению. Если человек придерживается такого взгляда на Христа, который умаляет Его значение, тогда все, что он говорит и делает, не от Бога. Мы всегда должны сравнивать с Божьим Словом то, чему мы учим, и то, как мы себя ведем. Это - испытание на то, что от Святого Духа и что -нe от Святого Духа. Христианин сегодня новое откровение получить не может. Единственный способ убедиться в том, что испытываемое нами является духовным, это доказать, что оно соответствует Писанию. Если новое откровение соответствует Писанию, в нем нет необходимости; если же оно Писанию не соответствует, оно не может быть от Духа и является ложным.