Коллективное обращение к Всевышнему
Коллективное обращение к Всевышнему также соответствует Корану и Сунне. Существует множество доказательств коллективного чтения дуа в Коране и в Сунне, как в рамках совершения намаза, так и отдельно.
1) Всевышний Аллах сказал нашему господину Мусе и нашему господину Харуну (мир им): «Принята ваша молитва (О Муса и Харун)!» (Сура «Юнус», 89).
От сподвижников и саляфов, мнения которых совпадают по этому вопросу, передаѐтся, что способ такого обращения к Всевышнему состоял в том, что Муса (мир ему), обратился с мольбой к Всевышнему, когда Харун (мир ему), сказал: «Амин», – как сообщалось имамами тафсира от Ибн Аббаса, Абу darulfikr.ru 123
Хурайры, Абу аль-Алийи, Абу Салиха, Икрима, Мухаммада ибн Кааб аль-Курази, Раби ибн Анаса и других131.
131 Тафсир Ибн Кассира (2/656), ас-Суюти в книге «Ад-Дурр аль-Мансур» (3/315)
132 Записано Табрани в «Аль-Муджам аль-Кабир», 4/26 и Хакимом в его «Мустадраке», 3/347 и он называет этот хадис достоверным (сахих)
133 «Сахих» аль-Бухари, Книга о мольбах
134 Приводит имам Ахмад в «Муснаде», 4/124, Табрани в «Аль-Муджам аль-Кабир» и отмечено Хайфизом аль-Мунзири как хороший (хасан) хадис.
2) Хабиб ибн Масляма аль-Фихри сообщает, что он слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет такой группы, которая собирается и один из них читает молитву, а другие говорят: «Амин», – кроме такой у которой Аллах принял их молитву»132.
3) Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сообщает, что сельский житель пришел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в пятницу и сказал: «О Посланник, Аллаха! Скотина мрѐт, члены семьи умирают, люди умирают!» После этого Посланник Аллаха поднял руки в молитве, и люди подняли руки в молитве вместе с Посланником Аллаха …»133.
4) Абу Шаддад сообщает, когда жил Убада ибн аль-Самит, он подтвердил это, разыАллаху анхума: «Мы были в доме Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) когда он спросил: «Есть ли среди вас чужаки?» Он имел в виду одного из людей Писания. Мы сказали: «Нет, О Посланник Аллаха». Он велел закрыть дверь и сказал: «Поднимите свои руки и скажите: «Ля иляха илляЛлах»». Мы подняли руки на некоторое время. Затем он сказал: «О Аллах! Воистину, Ты послал меня с этими словами и пообещал за это Рай. Воистину, Ты не разрушишь надежду». Затем он сказал: «Радуйтесь, Аллах простил вас»134. Озарение сердец 124
Приведенные выше и другие сообщения являются ясным доказательством того факта, что коллективное обращение к Всевышнему не противоречит Сунне и не является нововведением (бида). Это относится как к обращению в рамках намаза, так и отдельно. В свете вышесказанного становится ясно, что коллективное обращение к Всевышнему после намаза не является нововведением, поскольку имеет подтверждение в Сунне. Существуют свидетельства того, что следует обращаться к Всевышнему непосредственно сразу после обязательных молитв, и что поднятие рук во время обращения также является Сунной, и наконец, что коллективное обращение к Всевышнему также представлено в Сунне.
Теперь, суммируя три части ответа, можно сказать, что, если человек обращается к Всевышнему вместе с имамом и другими людьми, в этом нет ничего неправильного. Нам не нужен хадис, где бы непосредственно говорилось, что нужно обращаться к Всевышнему после намаза, подняв руки и джамаатом, и что это является Сунной, ведь, суммировав три вида вышеприведѐнных доказательств, мы поймѐм, что этого достаточно, чтобы доказать достоверность этого обычая. Например, имам обращается к Всевышнему после обязательных молитв, потому что об этом ясно упоминается в Сунне, с поднятыми руками, так как это тоже представлено в Сунне, и те, кто совершает намаз за ним, присоединяются к нему, поскольку коллективное обращение к Всевышнему также нашло подтверждение в Сунне, и в этом нет никакой проблемы. Более того, если поклоняющиеся обращаются к Всевышнему одновременно, после фарз-намазов, тогда автоматически это становится коллективным обращением. Сказав это, я должен отметить, что статус коллективного обращения после darulfikr.ru 125
обязательных намазов является мустахабом или Сунной. Многие люди верят, что обращение к Всевышнему является неотъемлемой частью намаза, и поэтому тот, кто не делает этого, неправ. Такого мнения нужно избегать, поскольку обращение к Всевышнему после намаза не является обязательным. Если человек не читает дуа, его не следует упрекать или смотреть на него свысока. Люди должны иметь свободу делать то, что они хотят. По этой причине некоторые учѐные постановили, что было бы лучше, если бы люди изредка переставали читать дуа, так, чтобы концепция «обязательности» ушла из сознания людей. Такое обращение к Всевышнему можно делать вслух или про себя. Тем не менее, предпочтительней делать это про себя, так как Всевышний Аллах сказал: «Взывайте к вашему Господу со смирением и в душе» (Сура «Аль-Араф», 55).
В ханафитской книге «Аль-Баззазийя» написано: «Если имам читает обращение к Всевышнему вслух с людьми, которые следовали за ним в намазе, тогда в этом нет ничего неправильного, таким образом, люди учат обращения из Корана, а также обращения к Всевышнему, которые читал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Когда же они выучат эти обращения, читать их вслух – неправильно».
В заключение хочу сказать, что нет ничего неправильного в обращении к Всевышнему и в совершении дуа джамаатом после фарз-намазов. Тем не менее, мы не должны считать это чем-то обязательным или какой-либо частью намаза. А Аллах знает лучше.
Шейх Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари Озарение сердец 126