Часть четвертая

ЧЕРНЫЕ СИЛЫ ТЬМЫ

ГЛАВА ВТОРАЯ

О том, как правильно исповедоваться 289

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

О том, что духовник — это врач души 303

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

О работе духовника над душами людей 313



ГЛАВА ПЕРВАЯ

О колдовстве 195

ГЛАВА ВТОРАЯ

Об одержимых нечистым духом 213

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Страшные прелести 235

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

«Прельщающе и прельщаеми» 255

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

О СИЛЕ ИСПОВЕДИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

О необходимости духовного руководителя 273

часть четвертая - student2.ru

часть четвертая - student2.ru

часть четвертая - student2.ru часть четвертая - student2.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Видя, что грех «вошел в наши дни в моду», Блажен­ной памяти Старец Паисий особенно подчеркивал необ­ходимость покаяния и исповеди. То, какое огромное зна­чение Старец придавал покаянию, видно из последней главы II тома его «Слов». «Покаяние и исповедь, — го­ворил нам Старец, — необходимы сегодня больше все­го. Они нужны для того, чтобы диавол был лишен тех прав, которые дали ему люди. Люди дают диаволу пра­ва, и в результате этого он терзает мир».

С помощью Старца Паисия многие впервые присту­пили к Таинству Исповеди и изменили свою жизнь. Сей­час эти люди подвизаются как любочестные чада Бо­жии и уже в сей жизни переживают райскую радость. «Ведь люди-то очень хорошие! — радостно делился с нами отец Паисий. — Ни разу не было такого, чтобы я посоветовал человеку поисповедоваться и он этого не сделал». Конечно, этому способствовала и великая лю­бовь Старца, изменявшая душу человека, с которым он соприкасался, и из бесплодного суглинка превращавшая ее в пригодную к возделыванию землю.

Настоящий III том «Слов» Старца Паисия издает­ся по благословению нового правящего архиерея нашей





епархии Высокопреосвященнейшего митрополита Кас-сандрийского Никодима. В томе собраны наставления Старца, способные помочь измученному грехом челове­ку приобрести добрую обеспокоенность и начать духов­ную борьбу, чтобы освободиться от связавших его греховных пут. Живя в покаянии, христианин сможет совлечься своего ветхого человека, этого, по словам Старца, «живущего в нас злого квартиросъемщика». Отец Паисий говорил, что для изгнания злого постояль­ца мы должны «разрушить [его] дом и начать возво­дить новое здание — строить нового человека».

По Святоотеческому учению, начало греха — это злой помысл. Поэтому выбранные из духовного насле­дия Старца поучения о помыслах мы поместили в пер­вой части настоящего тома, «Помыслы, — говорил Старец, — это показатель нашего духовного состоя­ния». Добрый помысл обладает великой силой — он ду­ховно изменяет человека. И напротив — помысл злой человека мучает. Когда человек изгоняет злые и возде­лывает добрые помыслы, его ум и сердце очищаются и в нем живет Божественная Благодать.

Вторая часть книги говорит о том, что, терпя несправедливости и относясь к этому духовно, чело­век приемлет от Бога великое благословение. Часто эта истина неведома даже духовным людям, кото­рые, оправдывая себя, доходят до того, что «сочиня­ют свое собственное евангелие» и таким образом изолируют себя от Бога, потому что человеческая правда не имеет с духовной жизнью ничего общего. Бели мы хотим сродниться со Христом, то нам по­добает стать причастниками Божественной правды, «которая содержит в себе любочестие, благородство, жертвенность».

часть четвертая - student2.ru
В третьей части тома речь идет о грехе. Земная жизнь человека от греха превращается в адскую муку, од­нако посредством духовной борьбы наша жизнь может стать Раем. Если человек хочет «выйти из греховной тьмы», он должен внимательно испытывать свою со­весть — этот данный ему от Бога «первый божествен­ный закон» — и смиренно признавать свои ошибки и по­грешности. Это делание приводит к «бесконечному руко­делию покаяния» и дает душе божественное утешение.

В четвертой части отец Паисий обличает сатани­нские силы, которые действуют в мире через свои послушные орудия — колдунов, экстрасенсов, «яснови­дящих» и других прельщенных. Старец подчеркивает, что сами по себе темные силы бессильны, однако они становятся разрушительными для человека, если он со­вершил какой-то тяжкий грех и тем самым наделил их правами над собой, а потому подвергается бесовскому воздействию. Чтобы освободиться от этого воздей­ствия, человеку необходимо найти причину греха, то есть осознать его, покаяться, поисповедоваться и стать сознательным членом Церкви.

Последняя, пятая часть тома посвящена Таинству Исповеди. Старец заостряет наше внимание на том, что для прощения грехов христианину необходима исповедь, а для безопасного духовного роста ему нужно иметь духовного наставника. Отец Паисий проводит четкую грань между деятельностью психиатра и слу­жением духовника (в наши дни это подчас смешивает­ся) и делится собственным опытом работы над душами людей.

Как и в предыдущих томах, отец Паисий кратко отвечает на вопросы, которые ему предлагаются.





Ответы Старца не являются систематическим из­ложением той или иной темы и не претендуют на то, чтобы быть исчерпывающими. Цель поучений в другом — в том, чтобы помочь человеку спастись. «Спасение души человека, — говорил Старец, — это мое утешение и радость».

Видя то, что способно помочь собеседнику в его духовной борьбе в каждом конкретном случае, Ста­рец говорит с человеком в соответствии с духовной необходимостью, подкрепляя его необходимым «ду­ховным витамином». Нередко отец Паисий раскры­вает смысл своих слов с помощью подходящего при­мера. Старец был убежден в том, что положитель­ные примеры приносят огромную пользу. «Если бы у меня было время, то я написал бы о некоторых лю­дях, честно проживших свою жизнь, о тех девушках и юношах, о тех отцах и матерях, чья жизнь отли­чалась святостью, — делился он с нами. — Такими добрыми примерами обличаются те, кто ввел грех в моду. От обличения зла часто не бывает никакой пользы. Однако, когда мы показываем доброе, зло об­личается само по себе».

Как известно, вопросы, на которые отвечал Старец, задавали монахини. Но, несмотря на это, ответы от­ца Паисия касаются любого человека, который подвиза­ется «подвигом добрым» или хочет приступить к это­му подвигу. «И монахам и мирянам, — говорит Старец в одном из своих писем, — даны одни и те же запове­ди. И Рай тоже один [для всех] ». Кроме этого отец Па­исий часто отмечал, что есть миряне, живущие высо­кой духовной жизнью и совершающие над собой тонкое духовное делание.

часть четвертая - student2.ru
Благодарим всех тех, кто благосклонно согласился прочесть рукопись настоящего тома и своими совета­ми помог нам завершить подготовку к его изданию.

«Пусть Благий Бог просвещает нас и дает нам доб­рое покаяние, чтобы всем нам сподобиться Доброго Рая, который Он уготовал нам, как нежно любящий нас Отец», — говорил Старец.

Молитвенно желаем, чтобы его слова исполнились на деле. Аминь.

11 февраля 2001

Неделя о блудном сыне

Игуменья обители Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова монахиня Филофея с сестрами во

Христе.

часть четвертая - student2.ru часть четвертая - student2.ru часть четвертая - student2.ru Геронда, а каким образом животные пони­мают, что у какого-то человека есть доброта?

— У животных есть интуиция. Поэтому, ес­ли ты их любишь, если тебе за них больно, они это чувствуют, В Раю животные ощущали благо­ухание Благодати и служили Адаму. После грехо­падения природа совоздыхает вместе с человеком. Вон, посмотри на бедного зайчишку: у него по­стоянно испуганный взгляд. Его сердечко тревожно стучит тук-тук-тук. Горемыка совсем не спит! Как же страдает это крохотное, ни в чем не по­винное создание из-за наших грехов! Однако, когда человек возвращается в состояние, в котором он был до грехопадения, животные снова без страха приближаются к нему.

       
  часть четвертая - student2.ru   часть четвертая - student2.ru
 

часть четвертая - student2.ru ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Наши рекомендации