Часть четвертая. Мир человека

Человек существует всегда уже в мире и особенности его существования – существование способом понимания – вносит специфику в существование мира, в котором осуществляет себя человек. Иначе говоря, существование человека осуществляется в мире, который так или иначе уже понят или может быть понят. Миф, религия, философия, наука, искусство и т.д. и есть различные способы понимания мира, о чем речь шла в начале этой книги. Сейчас пришло время рассмотреть мир человеческого существования с точки зрения философии, то есть с позиции того как возможен мир такой какой он есть, как мир понятный человеку.

Мир существования человека устроен из многообразия сущих и связей между ними в виде природных тел и культурных предметов, живых организмов и людей, их популяций и сообществ, идей, целей и ценностей и т.д. Для того чтобы внести в это многообразие некий порядок в их рассмотрение спроецируем аспекты экзистенции – топохрон, рефлексию и Другого – но многообразие мира сущего. Такая проекция позволит вычленить три сферы или три мира сущего: мир вещей, мир идей и мир людей. Каждый из этих миров в наиболее ярком виде реализует один из аспектов экзистенции. В мире вещей наиболее отчетливо проявляет себя топохрон, в мире идей – рефлексия, а в мире люде – Другой.

Однако разделяя в изложении и рассмотрении эти миры надо все время иметь ввиду то обстоятельство, что в реальности повседневной жизни эти миры не существуют раздельно. Более того существование каждого из них в качестве своего условия необходимо полагает два других мира, также как аспекты экзистенции полагают друг друга. Только их совместное существование и образует мир, в котором есть человек.

Глава 9. Мир людей: совместное бытие с другим

Что собою представляет мир людей, наше совместное существование? На каких основаниях формируется наше существование вместе? Чем определяется мое место среди других? Что собой представляет отношение между людьми? Какую позицию мне необходимо занять в этом мире, чтобы с одной стороны, не раствориться в неразличимости, чтобы сохранить свою индивидуальность, свою особость, а с другой – не замкнуться в своей уникальности, не растерять и не порушить саму связь с другими людьми? Как выстраивать отношения с другими людьми, чтобы избежать этих опасностей? Как не превратиться в винтик среди ограничений, запретов, законов и правил, которые устанавливаются общественными структурами семьи, коллективов, организаций, государства? Можно ли быть свободным среди этих границ? Как не превратиться в послушное орудие социальных структур? Возможно ли превратить их ограничительный потенциал в потенциал своего личного развития? Как использовать знания о мире людей для гармоничного существования в этом мире?

В этом разделе вы не найдете конкретных ответов на эти вопросы, поскольку каждый из нас уникален и действует всякий раз в изменившихся обстоятельствах. Однако, знания почерпнутые здесь позволят вам понять, на чем основывается «машинерия» общественной жизни. А это понимание даст вам возможность определить для себя те принципы, положения и правила, руководствуясь которыми вы сами обустроите свою жизнь с другими людьми.

Мир людей, наше совместное существование или, иными словами, бытие-друг-с-другом сложный и многогранный феномен, который является предметом многих научных дисциплин. Нас этот феномен интересует с точки зрения личного, индивидуального существования. И если анализировать его с этой точки зрения, то наиболее важными, фундаментальными вопросами будут вопросы об основаниях этого феномена и принципах его устройства. В такой постановке логика рассмотрения феномена бытия-друг-с-другом представляется следующей. Прежде всего, необходимо прояснить те основания, которые позволяют бытию-друг-с-другом быть человеческим, общественным феноменом, т.е. общественным бытием. Затем следует рассмотреть устройство этого феномена, которое имеет два важных аспекта. Первый состоит в том, чтобы выяснить природу самой совместности. Иначе говоря, понять сущность связи «друг-с-другом» в нашем совместном бытии. Исследование второго аспекта позволит узнать: как и почему эта связь «друг-с-другом» оказывает сильное влияние на мою жизнь.

Наши рекомендации