I.3.2. Оценка распределения внимания

Изучение временной динамики устойчивости внимания

Цель: исследовать устойчивость и распределение внимания методом корректурной пробы.

Материал и оборудование: бланки корректурной пробы, секундомер.

Процедура исследования

Инструкция испытуемому: «На бланках Вы должны вычеркивать две заданные буквы. Старайтесь работать быстро и в то же время внимательно. После каждого слова «минута» отметьте то место на строке, где Вас это слово застало. Эксперимент начинается и кончается по команде, длится 10 минут».

Обработка результатов

Результаты заносятся в протокол.

Протокол эксперимента

Минуты   Кол-во обработ. строк Общее кол-во букв, подлеж. вычеркиванию Кол-во пропущ. и неверно зачер- кнутых букв Кол-во правильно зачеркнутых букв   Показатель устойчи- вости вни- мания  
    N m N  

Опредляется % устойчивости внимания в каждую минуту опыта по формуле: % устойчивости внимания = – (n/N) *100%,

где N – общее количество заданных для вычеркивания букв, содержащихся в строках, просмотренных за одну минуту опыта; m – ошибки, то есть количество пропущенных и неправильно зачеркнутых букв; n – общее количество правильно зачеркнутых букв на этих строках.

Полученные данные сравниваются с существующими нормами:

81–100% – очень хороший показатель;

61–81% – хороший показатель;

41–61% – средний показатель;

21–41% – низкий показатель.

По результатам эксперимента строится график устойчивости внимания на протяжении 10 мин.

В этой же системе координат строится график работоспособности – количество строк, обработанных в каждую минуту опыта.

Вывод: по характеру кривой на графике отмечают колебания внимания на протяжении 10 минут опыта. Отмечается устойчивость внимания в момент наивысшей работоспособности.

I.3.2. Оценка распределения внимания - student2.ru

Санкт-Петербургский Медицинский Университет имени академика И.П.Павлова

Фамилия__________________Имя________________Возраст__________Дата________

Санкт-Петербургский Медицинский Университет имени академика И.П.Павлова

Ключ

0334982226377917966034177274623025163998 9

6188379635517809506188051941659295736410 3

5058157501947031026625345492069117805907 6

7383131850554396282066318614377001694132 6

6083772273492947609609664106941659301236 8

9195064240668828523178097046021759557086 7

0547743880456127130274193840079518609724 9

6154450649365146732108651702251627783593 8

8273508751013394790661084576797213574741 6

0169610837329976968733105149358966370168 2

8064597072881558581178049311198548659688 4

6901753206532911868944737145963000597343 6

9023543959692404301805609296112629541785 9

3572213808690425521567462855468800757458 9

0871796470033195596637258516963158823566 3

8735706799835227093102597728248337941233 8

6310020374923098566166513508676992148789 5

6900053639748101475287992617339407356140 6

2134407618027371580840351975251684670832 8

9393428617756337082695679738012569382870 5

2970350579437108167395616077351982737283 4

6463533312706819687576304285618722653727 7

6672181150498521774247351383477088127674 9

5499508884286319038027951288757545092375 7

1153086574990888428631922795128875760698 6

3701786293291316835948431675156506923701 5

2203577940819259933617503817295543758528 7

7002339483052381697066929465305088861292 7

4166898040832196605253386772530259845985 7

4729266547033809574272233580518609709565 8

4421357269713363607997108987612083697526 6

7130283178634785970115629342797367850971 5

4331691800350002549399913188565850157357 3

5406335582366219368847724879681039765914 7

3018523419272337602894108310455507661385 7

2970350479432717802931991190757620821266 8

2831786590919125443865790336817725199212 7

2571416754517638566109810268306298999205 6

4112597757763248788456790504530760272473 9

1113553251470748175029148372785049327613 8

Итого 369 цифр

Диагностика внимания "кольца" Ландольта

  Методика «Кольца Ландольта» является универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания людей разного возраста: от детей пяти шестилетнего возраста до взрослых людей, получая сравнимые и преемственные показатели. Настоящая методика представляет собой модификацию корректурной пробы Б. Бурдона и основана на кольцах французского офтальмолога Ландольта (Е. Landolt). I.3.1. Определение продуктивности и устойчивости внимания Методические рекомендации. Процедура ведения опыта такая же, как и при использовании корректурной пробы Бурдона–Анфимова. Кольца Ландольта желательно предъявлять величиной примерно равной высоте строчной буквы. Время выполнения задания — 5 минут. Для оценки устойчивости, распределения и переключениявнимания можно использовать один и тот же бланк скольцами Ландольта, обращаясь при каждом новом заданиик той его части, которая при выполнении прежнего заданияосталась незаполненной (можно, например, продолжать просматривать бланк илиперевернуть его на 180°). Обработка и анализ результатов осуществляется так же как и в методике «Корректурная таблица Бурдона–Анфимова». Оснащение эксперимента. Бланк «Кольца Ландольта» (прил. 1.4), либо бланк колец Ландольта в модификации Глазова (прил. 1.5), секундомер, протокол, ключ. Инструкция: «Будьте внимательны и работайте как можно быстрее. Вам необходимо внимательно, просматривая кольца по рядам слева направо, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный слева (как варианты «на 9 часов» или «на запад») (или в другом определенном месте) и зачеркивать их. По команде «Черта!» поставьте вертикальную черту в том месте бланка, где Вас застала эта команда и продолжайте работу». Обработка. При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных и вычеркнутых испытуемым, а также количество ошибок, допущенных в процессе работы, как за исследуемые временные промежутки работы, так и за все время, в течение которого продолжался психодиагностический эксперимент. Объем зрительной информации (V, бит) рассчитывают по формуле: V=0.5936∙N, где N — общее количество просмотренных знаков, 0.5936 — средний объем информации, приходящийся на один знак (бит). Скорость переработки зрительной информации (или показатель продуктивности и устойчивости внимания) (Q, бит/с) рассчитывается по формуле: I.3.2. Оценка распределения внимания - student2.ru , где t — время выполнения задания (с); Р — количество пропущенных знаков; О — количество ошибочно или неправильно зачеркнутых знаков; V — объем зрительной информации (бит) за время t (с); 2.807 бита — потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак. В процессе обработки результатов вычисляют показатели Q как за исследуемые интервалы времени, таки за все время работы. По полученным результатам строится график выполнения задания. Остальные показатели вычисляют так же, как и в корректурной пробе Бурдона–Анфимова. По полученным результатам строят графики. Необходимо отметить, что об устойчивости внимания в данной методике можно также судить по динамике скорости переработки информации (Q). Интерпретация. Средние значения показателей объема зрительной информации (V) и скорости ее переработки (Q) у школьников разного возраста при использовании не модифицированного варианта колец Е. Ландольта представлены в следующей таблице:
Возраст (лет) V(бит) Q(бит/с)
7–8 0.74
9–10 0.83
11–12 1.02
13–14 1.11

Показатель Qможно оценить и в баллах по следующей шкале:

Баллы
Q (бит/с) <0.57 0.57–0.63 0.64–0.73 0.74–0.83 0.84–0.91 0.92–1.04 1.05–1.19 1.20–1.34 1.35–1.36 >1.36

Для взрослых нормой скорости переработки информации считается Q=1.6±0.16.

I.3.2. Оценка распределения внимания

Методические рекомендации. Процедура ведения опыта такая же, как и в разделе 1.3.1.
Оснащение эксперимента. Бланк (прил. 1.4, 1.5), секундомер, протокол, ключ.
Опыт 1.
Инструкция: «Будьте внимательны и работайте как можно быстрее. Вам необходимо внимательно, просматривая кольца по рядам слева направо, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный слева (разрыв на 9 часов), и такие, у которых разрыв расположен сверху (разрыв на 12 часов) (или другие варианты расположения разрывов), и зачеркивать их. При этом первое кольцо следует зачеркивать справа налево, а второе — слева направо (или другими способами). По команде «Черта!» поставьте вертикальную черту в том месте бланка, где Вас застала эта команда и продолжайте работу».
Обработка. Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же как в корректурной пробе Бурдона–Анфимова, разделе 1.3.1.

Опыт 2.
Методические рекомендации. Процедура ведения опыта такая же, как и в разделе 1.3.1. Опыт желательно провести в две серии, т. к. в этом случае, на основании изменения количества ошибочных действий (пропуски и неправильно зачеркнутые знаки), можно будет также оценить уровень эмоциональной устойчивости испытуемого.
Инструкция: «Будьте внимательны и работайте как можно быстрее. Вам необходимо внимательно, просматривая кольца по рядам слева направо, вычеркивать в каждой строчке такие кольца, как первое кольцо в каждой строчке. По команде «Черта!» поставьте вертикальную черту в том месте бланка, где Вас застала эта команда и продолжайте работу до команды «Стоп».
Инструкция перед выполнением второго задания: «Будете выполнять точно такое же задание, но выполнять его необходимо значительно лучше, чем предшествующее».
Обработка. С целью оптимизации обработки в данном опыте на пустом (шаблонном) бланке можно вырезать те кольца, которые необходимо искать испытуемому. Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же, как в разделах I.1. (корректурная проба Бурдона–Анфимова) и I.3.1, а также с помощью номограммы (рис. 1).


Рис. 1.
Номограмма для оценки результатов к методике, описанной в разделе 1.3.2 (Опыт 2)

Замечание. Необходимо отметить, что результаты, полученные при исследовании внимания по методикам данного раздела, указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но такжена его продуктивность и устойчивость. Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства внимания не представляется возможным.

I.3.3. Оценка переключения внимания
Оснащение эксперимента.
Бланк (прил. 1.4, 1.5), секундомер, протокол, ключ.
Инструкция: «В течение первой минуты Вы должны будете находить и зачеркивать справа налево кольца, разорванные слева (или с другой ориентацией разрыва), а в течение следующей минуты слева направо — кольца, разорванные сверху (или с другой ориентацией разрыва), и так далее по очереди в течение всех пяти минут».
Обработка. Обработка, представление и интерпретация результатов те же самые, что и в предыдущих методиках, причем к данному опыту в равной степени относится замечание, касающееся предыдущего эксперимента.

I.3.2. Оценка распределения внимания - student2.ru

I.3.2. Оценка распределения внимания - student2.ru

Т А Б Л И Ц А К Р Е П Е Л И Н А

3 4 3 4 4 8 6 6 2 4 4 7 3 4 8 9 6 7 2 9 8 7 4 2 5 9 7 8 4 3 2 4 7 6 5 3 4 4 7 9 7 3 8 9 2 4
3 8 5 9 3 6 8 4 2 6 7 9 3 7 4 7 4 3 9 7 2 9 7 9 5 4 7 5 2 4 8 9 8 4 8 4 7 2 9 3 6 8 9 4 9 4
9 5 4 5 2 9 6 7 3 7 6 3 2 9 6 5 9 4 7 4 7 9 3 2 9 8 7 2 9 4 8 4 4 5 4 4 8 7 2 5 9 2 2 6 7 4
9 2 3 6 3 5 4 7 8 9 3 9 4 8 9 2 4 2 7 5 7 8 4 7 4 7 5 4 4 8 6 9 7 9 2 3 4 9 7 6 4 8 3 4 9 6
8 6 3 7 6 6 9 2 9 4 8 2 6 9 4 4 7 6 9 3 7 6 2 9 8 9 3 4 8 4 5 6 7 5 4 3 4 8 9 4 7 7 9 6 3 4
5 8 5 7 4 9 7 2 6 9 3 4 7 4 2 9 8 4 3 7 8 8 3 3 4 6 5 7 8 4 3 5 5 4 2 9 6 2 4 2 9 2 7 2 5 8
5 2 3 9 3 4 5 3 2 8 2 9 8 9 4 2 8 7 8 5 4 3 5 3 4 9 2 4 7 8 5 2 9 6 4 4 7 6 7 5 6 9 8 6 4 7
4 9 6 3 4 9 9 4 8 6 5 7 4 9 3 2 4 7 4 9 8 3 8 8 4 7 8 9 4 3 9 3 7 6 5 2 4 4 3 4 8 7 3 9 2 4

Наши рекомендации