Теоретические аспекты религиозного туризма
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире индустрия туризма является одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Подчеркивая значимость туризма как экономической категории, нельзя недооценивать его социальную составляющую, возрастающую роль в развитии человека, формировании уровня и качества его жизни.
В последнее десятилетие на рынке туризма активизировалось такое направление как религиозный (паломнический) туризм. Религиозный туризм связан с посещением религиозных святынь и духовным совершенствованием. Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма отдельных государств мира. Люди продолжают отправляться в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Одни стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения, другие - ближе познакомиться с религией, приобщиться к духовным достижениям.
Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры - это туристские объекты, которые пользуются всё возрастающим спросом.
На сегодняшний день более 90 % объектов туристского интереса в мире так или иначе связаны с культом или религией, имеющими место в настоящее время или уже утратившими свое значение, или забытыми. И это в первую очередь касается России - с ее многочисленными православными храмами и монастырями, а также культовыми сооружениями других религий.
Важнейшей компонентой религиозного туризма является туризм экскурсионной направленности и паломнического типа. В первом случае туристов интересуют главным образом экскурсии с посещением монастырей, храмов, музеев и выставок. Причем эти туристы могут быть, а могут и не быть приверженцами той религии, объекты которой посещают, а также могут быть вообще людьми нерелигиозными. Следует отметить, что религиозная тематика довольно часто является составляющей комбинированных туров культурно-познавательной направленности. Паломников интересует непосредственное участие в религиозных культах. Социально-психологическая база паломнического туризма уже, чем религиозного. Паломники в основном исповедуют ту религию, святым местам которой они приехали поклониться. Экскурсии, посещение музеев, выставок для них - вторичная, сопутствующая задача или вообще мало интересны. Религиозные туристы и в первую очередь паломники пускаются в путешествие, когда у них возникает потребность совершить нечто большее, чем обычные культовые действия в условиях обычной среды их проживания.
Актуальность данной темы заключается в том, что на современном этапе возросла роль Русской Православной Церкви в деле объединения славянских народов, оказавшихся в последние десятилетия разделенными. В этом свете роль религиозного туризма трудно переоценить. Он развивается на фоне положительной динамики всей индустрии туризма.
Туристы отправляются в религиозные и паломнические поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить обряды жертвоприношения. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях - одним из важнейших.
Так же актуальность состоит в том, что в настоящее время Россия переживает не простой период. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Я считаю, что религиозный туризм может привить молодому поколению представление о морально – нравственных устоях, а также поможет изучить историю Руси и России не только в общем, но и в частности в религиозном ключе.
Объектом исследования данной дипломной работы является: религиозный туризм.
Предметом исследования данной курсовой является: духовно – нравственное воспитание молодежи посредством религиозного туризма.
Целью данной работы является изучение религиозного туризма и разработка нового туристического продукта для формирования духовно – нравственного воспитания молодежи.
По ходу дипломной работы нужно решить некоторые задачи:
- раскрыть сущность основных понятий, определений и терминов относительно религиозного туризма;
- изучить проблемы духовно – нравственного воспитания молодежи;
- анализ современного состояние религиозного туризма и его перспективы развития;
- выявить проблемы развития религиозного туризма посредствам опроса респондентов;
- создать новый туристический продукт основываясь на опрос потенциальных потребителей;
- изучить методы внедрения религиозного тура на туристическое предприятие.
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы послужили материалы научно-справочных изданий, работы российских исследователей А.П. Дуровича, Т.Т. Христова, B.C. Сенина, М.Б. Биржакова, А.В. Миронова и других.
Представленная работа выполнена прежде всего на основе библиографического анализа литературы и материалов сети интернет, сравнения, анкетирования и анализа данных различных туристических фирм, интернет сайтов и предложений религиозных туров.
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что данная работа может быть использована туристическими фирмами Амурской области для расширения ассортимента туристических продуктов.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА
1.1 Понятие религиозного туризма и его виды.
Согласно законодательству РФ туризм - это временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника.
Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности,
связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. [5, с. 9]
Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:
‒ паломнический туризм (в паломническом туризме выделяется духовно-паломнический туризм.);
– религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.
Паломничество (от лат. palma «пальма»; от пальмовой ветви, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа) - путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы; вообще хождение верующих к святым местам на поклонение. Богомольца, совершающего такое путешествие, называют паломником или пилигримом (от лат. peregrinus «чужеземец, странник»).
Паломнический туризм - это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество - стремление верующих людей поклониться святым местам.
Среди причин для совершения паломничества можно выделить следующие:
– желание исцелиться от душевных и физических недугов;
– помолиться за родных и близких;
– обрести благодать;
– выполнить богоугодную работу;
– отмолить грехи;
– выразить благодарность за блага, посланные свыше;
– проявить преданность вере;
– стремление к подвижничеству во имя веры;
– обрести смысл жизни. [24, с. 252]
Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Идея паломничества подразумевает действия в условиях особых трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать преходящими материальными ценностями во имя вечных духовных.
В науке выделяют несколько видов паломничества, классифицирующийся по различным признакам:
1) по числу участников и семейной принадлежности - индивидуальные, семейные и групповые паломничества;
2) по продолжительности - длительные и кратковременные паломничества (раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней);
3) по сезонности - круглогодичные паломничества, а также приуроченные к религиозным праздникам;
4) по объектам посещения - посещения конфессиональных культовых мест (церквей, монастырей, храмов), а также природных культовых мест (гор, озер, пещер, родников, рощ);
5) по местоположению объекта паломничества - внутренние (в пределах государственных границ) и зарубежные паломнические туры;
6) по признаку обязательности - добровольные и обязательные паломнические туры (например, в исламе паломничество хадж является обязательным для каждого правоверного).
Духовно-паломнический туризм имеет узкую социально-психологическую базу и географическую направленность. Под духовно-паломническим туризмом понимаются поездки туристов из Северной и Южной Америки, Европы и России в различные центры духовной практики в странах Востока, в первую очередь в Индию, Тибет, Китай, Непал, Японию. Духовно-паломнический туризм тесно связан с лечебно-оздоровительным туризмом. Например, многие духовные центры в Индии являются центрами аюрведического лечения. В Индии аюрведа – это комплексная наука лечения, омоложения организма и предотвращения заболеваний, которые возникают как следствие нарушения гармонии между энергией человека и Вселенной. Всевозможные практики и наставления, дающиеся во многих ашрамах[1], а также в Золотом Городе, часто выходят за рамки религий или не имеют непосредственной (видимой) религиозной подоплеки. Подчеркивается их универсальность для людей различных вероисповеданий, национальностей, пола, возраста и профессии. Цель таких практик – помочь человеку в решении его проблем, а также в его духовном и нравственном самосовершенствовании, познании своей внутренней духовной природы.
Следует отметить близость духовно-паломнического туризма и других видов туризма. Например, ежегодно многие туристы посещают Китай для занятий цигун. Цигун – это комплекс двигательных и дыхательных упражнений. Цигун помогает человеку набрать большой запас жизненных сил, или энергии ци, как полагают китайцы. Так что такая поездка содержит элементы религиозного, спортивного и лечебно-оздоровительного туризма.
Основные регионы паломнического туризма:
– православные республики СНГ: Россия, Украина, Белоруссия, Молдова;
– зарубежная Европа с доминирующим католицизмом и протестантизмом (включая его многочисленные течения);
– Северная Америка с доминирующим положением христианства;
– Латинская Америка с преобладанием христианства и традиционными народными верованиями коренного населения;
– Северная Африка с преобладанием ислама;
– Восточная и частично Западная Африка с преобладанием ислама и наличием центров христианства и традиционных народных верований;
– Западная Азия с доминированием ислама и анклавами христианства и иудаизма;
– Южная Азия с распространением индуизма, буддизма, сикхизма, джайнизма, а также ислама;
– Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама и анклавами индуизма;
– Восточная Азия с господством буддизма, конфуцианства и синтоизма;
– Средняя Азия (Тибет), где доминируют ислам и ламаизм, религия бон;
– Центральная Азия с преобладанием буддизма и отдельными анклавами ислама.
Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности предполагает посещение религиозных центров, в которых туристы смогут увидеть религиозные объекты – действующие культовые памятники, музеи, посетить богослужения, принять участие в крестных ходах, медитациях и других религиозных мероприятиях. Этот вид туризма тесно взаимосвязан с научным туризмом религиозной направленности. Ученые посещают центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие – рукописи, различные культовые предметы, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследователи направляются в центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. На Западе и в России имеется интерес к странам Востока – Китаю, Индии, Японии. Посещаются места исчезнувших религий – Египет, Месопотамия, Греция, Италия и Центральная Америка.
В экскурсионно – познавательных турах туристы используют имеющиеся элементы туристской инфраструктуры – селятся в гостиницах и т. д.
Путешествие к святым местам – это важная часть духовного развития человека, из этого следует, что религиозный туризм несет в себе в первую очередь функцию духовного наставления и учения. Экскурсионная направленность религиозного туризма будет интересна разным поколениям, как людям старшего возраста, так и молодежи.