Так разъясняет Аллах Свои знамения
– т.е. Его дозволения и запреты, Его предписания и границы того,
что Он повелел вам и запретил. Он разъяснил вам это подробно,
дабы вы не приводили своё незнание как аргумент.
﴿لَعَلَّكُمْ تَعْقِلُونَ﴾ может быть, вы уразумеете! – поразмышляете и поймёте.
Всевышний Аллах сказал:
أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ خَرَجُواْ مِن دِيَـارِهِمْ وَهُمْ أُلُوفٌ حَذَرَ الْمَوْتِ فَقَالَ لَهُمُ اللَّهُ مُوتُواْ ثُمَّ أَحْيَـاهُمْ
إِنَّ اللَّهَ لَذُو فَضْلٍ عَلَى النَّاسِ وَلَـكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لاَ يَشْكُرُونَ
(243) Разве ты не знаешь о тех, которые покинули свои жилища, опасаясь смерти,
хотя их были тысячи? Аллах сказал им: «Умрите!» Затем Он оживил их.
Воистину, Аллах милостив к людям, однако большинство людей неблагодарны.
وَقَـاتِلُواْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ
(244) Сражайтесь на пути Аллаха и знайте, что Аллах – Слышащий, Знающий.
مَن ذَا الَّذِى يُقْرِضُ اللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا فَيُضَاعِفَهُ لَهُ أَضْعَافًا كَثِيرَةً وَاللَّهُ يَقْبِضُ وَيَبْسُطُ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ
(245) Если кто-либо одолжит Аллаху прекрасный заем, то Он увеличит его
Многократно. Аллах удерживает и щедро одаряет, и к Нему вы будете возвращены.
Ибн Абу Хатим передаёт от ибн Аббаса,
что в аяте (2:243) речь идёт о жителях селения Давардан.
Али ибн Асим сказал: «Это были жители селения Давардан,
которое находится в нескольких милях от Васита (Ирак).
Уки’ ибн Джаррах передаёт в своём «Тафсире», что ибн Аббас сказал по поводу аята:
﴿أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ خَرَجُواْ مِن دِيَارِهِمْ وَهُمْ أُلُوفٌ حَذَرَ الْمَوْتِ﴾
Разве ты не знаешь о тех, которые покинули свои жилища,
опасаясь смерти, хотя их были тысячи? – Четыре тысячи человек вышли из селения, спасаясь от чумы со словами: «Мы дойдём до местечка, где смерть нас не застигнет». Когда они дошли до этого местечка, Всевышний Аллах сказал им: ﴿مُوتُواْ﴾ «Умрите!»
(И они умерли) Как-то мимо них шёл один из пророков Аллаха и возвёл мольбу о том,
чтобы Аллах воскресил их, и тог- да Аллах воскресил их. Это и есть смысл слов Аллаха:
﴿أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ خَرَجُواْ مِن دِيَـارِهِمْ وَهُمْ أُلُوفٌ حَذَرَ الْمَوْتِ﴾
Разве ты не знаешь о тех, которые покинули свои жилища,
Опасаясь смерти, хотя их были тысячи?
Кроме того, некоторые учёные из числа праведных предков считали,
что это были жители одного из селений во времена (расцвета) сынов израилевых.
Их не удовлетворяла плодородность их земли, которую они считали засушливой, и их постигла сильнейшая эпидемия чумы. Они вышли, спасаясь от смерти в поисках другой земли, они дошли до долины и заполнили её (численностью). Тогда Аллах послал двух ангелов: одного с верхней стороны долины, а другого – с нижней. Они издали звук, от которого все умерли, словно один человек. Над ними были построенные надгробия, их тела истлели и распались. Через некоторое время мимо них шёл один из пророков сынов израилевых по имени Хизкил (Иезикил), который попросил у Аллаха, чтобы Он воскресил их посредством его (про рока). Аллах принял его мольбу и повелел ему сказать: «О, истлевшие кости,
Аллах повелевает вам собраться». И тогда кости каждого тела соединились.
Затем Аллах повелел ему воззвать: «О, кости, облачитесь плотью, жилами и кожей».
Это произошло у него на глазах. Затем Аллах повелел ему воззвать: «О, души, Аллах повелевает вам вернуться – каждой душе в тело, в котором оно было раньше».
Так они воскресли и стали взирать друг на друга. Аллах воскресил их после длительного периода их лежания. Они стали говорить: «Слава Тебе, о, Аллах, нет божества кроме Тебя». Их воскрешение является назиданием и великим доказательством того,
что произойдёт воскрешение тел в Судный день.
Именно поэтому Всевышний Аллах сказал:
﴿إِنَّ اللَّهَ لَذُو فَضْلٍ عَلَى النَّاسِ﴾ Аллах милостив к людям
– тем, что Он показывает им ясные знамения и неопровержимые аргументы:
﴿وَلَـكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لاَ يَشْكُرُونَ﴾ однако большинство людей неблагодарны – т.е.
не воздают благодарность Аллаху за те блага, которые Он даровал им в их религии
и в их жизни. В этой истории также содержится назидание о том, что никакая осторожность не может предотвратить предначертанное, а также о том, что от Аллаха не возможно скрыться или найти убежище, кроме как тем, что вернуться к Нему. Эти люди ушли, скрываясь от чумы, предвкушая длинную жизнь, но с ними произошло обратное тому,
что они желали. Смерть пришла к ним внезапно в одно мгновение. Пользуясь случаем, следует упомянуть достоверный хадис, переданный имамом Ахмадом от Ибн Аббаса,
да будет доволен Аллах ими обоими, что (в своё время) Умар бин аль-Хаттаб,
да будет доволен им Аллах, отправился в аш-Шам. Когда он достиг Сарга,
его встретили командующие войсками, а именно, Абу Убайда бин аль-Джаррах
и его товарищи, которые сообщили ему, что в аш-Шаме налась (эпидемия) чумы.
А потом пришёл Абд ар-Рахман бин Ауф, да будет доволен им Аллах, отсутствовавший
по какой-то своей надобности, и сказал: «Поистине, я кое-что знаю об этом! Я слышал,
как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«إِذَا كَانَ بِأَرْضٍ وَأَنْتُمْ بِهَا فَلَا تَخْرُجُوا فِرَارًا مِنْه، وإِذَا سَمِعتُمْ به بأَرْضٍ فَلا تَقْدمُوا عَلَيْه»
«Если услышите, что в (какой-нибудь)земле(распространилась чума),