То пусть постится столько же дней в другое время.

Далее Аллах говорит: ﴿يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ﴾

Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения.

Имам Ахмад передаёт от Анаса ибн Малика,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«يَسِّرُوا وَلَا تُعَسِّرُوا وَسَكِّنُوا وَلَا تُنَفِّرُوا»Облегчайте, а не создавайте затруднения,

успокаивайте (людей),а не внушайте отвращение(к исламу)[79]. (Муслим)

В двух Сахихах приводится хадис о том,

что когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

посылал Муаза и Абу Мусу в Йемен, он сказал им:

«بَشِّرَا وَلَا تُنَفِّرَا، وَيَسِّرَا وَلَا تُعَسِّرَا، وَتَطَاوَعَا وَلَا تَخْتَلِفَا»

«Радуйте, а не внушайте отвращение, облегчайте,

А не затрудняйте, обращайтесь друг к другу хорошо, и не ссорьтесь».

В Сунан и в аль-Маснаде приводится хадис, в котором посланник Аллаха сказал:

«بُعِثْتُ بِالْحَنِيفِيَّةِ السَّمْحَة» «Я был послан с лёгким (к исполнению) монотеизмом[80]».

﴿يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُواْ الْعِدَّةَ﴾ Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней

– т.е. вам было дозволено не поститься при болезни, в пути и при других подобных

уважительных причинах, т.к. Аллах желает вам облегчения. Он повелел вам восполнить пропущенные дни, дабы вы довели определённое число дней.

Слово Аллаха: ﴿وَلِتُكَبِّرُواْ اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ﴾и возвеличили Аллаха за то,

что Он наставил вас на прямой путь– т.е. дабы вы поминали Аллаха

после завершения обряда поклонения,как об этом сказал Всевышний Аллах:

﴿فَإِذَا قَضَيْتُم مَّنَاـسِكَكُمْ فَاذْكُرُواْ اللَّهَ كَذِكْرِكُمْ ءَابَآءَكُمْ أَوْ أَشَدَّ ذِكْرًا﴾

Когда вы завершите свои обряды, то поминайте Аллаха так,

как поминаете своих отцов, и даже более того. (2:200) а также сказал:

﴿فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَوةُ فَانتَشِرُواْ فِى الأرْضِ وَابْتَغُواْ مِن فَضْلِ اللَّهِ وَاذْكُرُواْ اللَّهَ كَثِيراً لَّعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ﴾

Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха

и часто поминайте Его, – быть может, вы преуспеете. (62:10)Аллах также сказал:

﴿فَاصْبِرْ عَلَى مَا يَقُولُونَ وَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ قَبْلَ طُلُوعِ الشَّمْسِ وَقَبْلَ الْغُرُوبِ وَمِنَ اللَّيْلِ فَسَبِّحْهُ وَأَدْبَـرَ السُّجُودِ ﴾

Терпеливо сноси то, что они говорят,и прославляй хвалой твоего Господа перед восходом солнца и перед закатом. Прославляй Его в некоторые часы ночи и после земных поклонов.(50:39-40)Именно поэтому Сунной поощряется произношение тасбиха (СубханаЛлах т.е. слава Аллаху), тахмида (аль-Хамду Лиллях, т.е. хвала Аллаху) и такбира (Аллаху Акбар т.е. Аллах велик) после завершения обязательных молитв.

Ибн Аббас сказал: «Мы знали, что посланник Аллаха

(да благословит его Аллах и приветствует) завершал молитву такбиром».

Многие учёные сделали вывод о законности произношения такбира после завершение праздничной молитвы разговения (салят ид аль-Фитр), исходя из этого аята:

﴿وَلِتُكْمِلُواْ الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُواْ اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ﴾

И возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь.

Дауд аль-Асбахани аз-Захири, исходя из этого аята сделал вывод об обязательности

произношения такбира после завершение праздничной молитвы разговения (салят ид аль-Фитр), в отличие от имама Абу Ханифы, который вообще не считает, что следует произносить такбир после завершение праздничной молитвы разговения (салят ид аль-Фитр). Остальные учёны считают это желательным действием,

хотя есть разногласия по поводу способов произношения такбира.

Слово Аллаха: ﴿وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ﴾ Быть может, вы будете благодарны

– т.е. выполнением повелений Аллаха и воздержанием от Его запретов, а также тем,

что вы чтите Его заповеди, может быть, тем самым, вы будете из числа благодарных.

Аллах сказал далее:

وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ فَلْيَسْتَجِيبُواْ لِى وَلْيُؤْمِنُواْ بِى لَعَلَّهُمْ يَرْشُدُونَ

(186) Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок

И отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне

И веруют в Меня, – быть может, они последуют верным путем.

Имам Ахмад передаёт, что Абу Муса аль-Ашари сказал: Совершая вместе с Пророком,

да благословит его Аллах и да приветствует, один из походов, мы громко кричали:

«Нет бога, кроме Аллаха!» (Ля иляха илля-Ллах!), — и «Аллах Велик!» (Аллаху Акбар!), — поднимаясь на (край каждого) вади, и (через некоторое время) Пророк,

да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«يَا أَيُّهَا النَّاسُ، ارْبَعُوا عَلى أَنْفُسِكُمْ، فَإِنَّكُمْ لَا تَدْعُونَ أَصَمَّ ولَا غَائِبًا، إنَّمَا تَدْعُونَ سَمِيعًا بَصِيرًا، إنَّ الَّذي تَدْعُونَ أَقْربُ إِلَى أَحَدِكُمْ مِنْ عُنُقِ رَاحِلَتِهِ، يا عَبْدَاللهِ بْنَ قَيْسٍ، أَلَا أُعَلِّمُكَ كَلِمَةً مِنْ كُنُوزِ الْجَنَّةِ؟ لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِالله»

«О люди, пожалейте себя, ведь вы взываете не к глухому и не к отсутствующему,

Вы взываете к Слышащему Видящему. Поистине, Тот, к кому вы взываете ближе

К любому из вас, чем шея его верхового животного.О, Абдулла ибн Кайс,

Не научить ли мне тебя слову из кладов рая?Ля хауля уа ля куввата илля биЛлях

(нет силы и мощи, кроме как у Аллаха)[81]!»

(этот хадис приводится в двух Сахихах, а также у Насаи, Абу Дауда, Тирмизи и ибн Маджах).

Имам Ахмад передаёт от Анаса,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«يَقُولُ اللهُ تَعَالى أَنَا عِنْدَ ظَنِّ عَبْدِي بِي وَأَنَا مَعَهُ إِذَا دَعَانِي» «Говорит Всевышний Аллах:

«Я такой, каким Меня представляет Мой раб, и я с ним, когда он ко мне взывает[82]».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал:

"Поистине, Господь ваш Всеблагой и Всевышний стыдлив и щедр,

Наши рекомендации