И Он избрал его и повел прямым путем. Мы даровали ему добро в мирской жизни
а в Последней жизни он будет в числе праведников.(16:120-122)
Вот почему Аллах сказал: ﴿وَمَن يَرْغَبُ عَن مِّلَّةِ إِبْرَهِيمَ﴾
Кто же отвернется от религии Ибрахима (Авраама)– от его пути и традиции.
﴿إِلاَّ مَن سَفِهَ نَفْسَهُ﴾ кроме глупца – т.е. того, кто несправедлив по отношению к самому себе тем, что оставил истину и принял заблуждение. Ведь он, тем самым, отверг путь того,
кто выбрал путь Истины и благоразумия при жизни , не смотря на свой , в то время,
юный возраст , за что стал другом Аллаха из числа счастливых праведников в мире ином. Кто же тот, кто оставил его путь и религию и последовал за заблуждением?
Что может быть ещё глупее? Что может быть несправедливее?
Ведь Всевышний Аллах сказал: ﴿إِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ﴾
Поистине многобожие, является великой несправедливостью. (31:13)
Абу аль-Алия и Катада заявили, что этот аят был ниспослан о иудеях, которые придумали религию, не имеющую с Аллахом ничего общего, и оставили религию Ибрахима тем самым.
О правильности этого мнения свидетельствует аят:
﴿مَا كَانَ إِبْرَاهِيمُ يَهُودِيًّا وَلاَ نَصْرَانِيًّا وَلَكِن كَانَ حَنِيفًا مُّسْلِمًا وَمَا كَانَ مِنَ الْمُشْرِكِينَ
إِنَّ أَوْلَى النَّاسِ بِإِبْرَاهِيمَ لَلَّذِينَ اتَّبَعُوهُ وَهَـذَا النَّبِىُّ وَالَّذِينَ ءَامَنُواْ وَاللَّهُ وَلِىُّ الْمُؤْمِنِينَ ﴾
Ибрахим (Авраам) не был ни иудеем, ни христианином. Он был единобожником (ханиф), мусульманином (муслим) и не был из числа многобожников (мушрик).
Воистину, самыми близкими к Ибрахиму (Аврааму) людьми являются те,
которые последовали за ним, а также этот Пророк (Мухаммад) и верующие.
Аллах же является Покровителем верующих.(3:67-68)
Слово Всевышнего Аллаха: ﴿إِذْ قَالَ لَهُ رَبُّهُ أَسْلِمْ قَالَ أَسْلَمْتُ لِرَبِّ الْعَـلَمِينَ﴾
Вот сказал Господь Ибрахиму (Аврааму): «Покорись!»
Он сказал: «Я покорился Господу миров»- здесь Всевышний Аллах повелевает ему быть искренним и полностью покорным и предавшимся повелению Аллаха. Ибрахим полностью выполнил повеление Господа со стороны Шариата и с жизненной стороны.
Так Всевышний Аллах сказал: ﴿وَوَصَّى بِهَآ إِبْرَاهِيمُ بَنِيهِ وَيَعْقُوبُ﴾
Ибрахим (Авраам) и Йакуб (Иаков) заповедали это своим сыновьям. (2:132)
т.е. они завещали исповедовать Ислам своей нации. Это показывает истинную любовь Ибрахима (мир ему) к этой религии.Они (с сыновьями) соблюдали её ибыли верны
ей до смерти, а также завещали соблюдать её своим потомкам.
Всевышний Аллах сказал об этом: ﴿وَجَعَلَهَا كَلِمَةً بَـقِيَةً فِى عَقِبِهِ﴾
Он сделал это (свидетельство о том, что нет божества,
кроме Аллаха) словом, пребывающим в его потомстве.(43:28)
Возможно, что Ибрахим (мир ему) завещал своим сынам, среди которых был и Якуб
(внук Ибрахима) сын Исхака (мир им всем). Внук Ибрахима (мир ему), Якуб застал своего деда при жизни. Некоторые комментаторы, такие, как Кушайри, заявили, что Якуб (мир ему) родился после смерти Ибрахима. Однако в таких заявлениях стоит приводить достоверные, явные доказательства. Аллах знает лучше, но скорее всего, Якуб сын Исхака (мир им)
был рождён ещё при жизни Ибрахима (мир ему), ибо Ибрахиму(мир ему)
была принесена радостная весть о них обоих: ﴿فَبَشَّرْنَـاهَا بِإِسْحَـاقَ وَمِن وَرَآءِ إِسْحَاقَ يَعْقُوبَ﴾
Тогда Мы сообщили ей радостную весть об Исхаке (Исааке),
а вслед за Исхаком (Исааком) – о Йакубе (Иакове). (11:71)
Также, если бы Якуб не был рождён к этому времени, то нет никакого смысла
в упоминании его в этом аяте. Также Аллах сказал в суре «Паук»:
﴿وَوَهَبْنَا لَهُ إِسْحَـاقَ وَيَعْقُوبَ وَجَعَلْنَا فِى ذُرِّيَّتِهِ النُّبُوَّةَ وَالْكِتَـابَ﴾
Мы даровали ему Исхака (Исаака) и Йакуба (Иакова),
а его потомству – пророчество и Писание.(29:27)
а также: ﴿وَوَهَبْنَا لَهُ إِسْحَـاقَ وَيَعْقُوبَ نَافِلَةً﴾
Мы даровали ему Исхака (Исаака), а вдобавок – Йакуба (Иакова). (21:72)
Это доказывает, что Ибрахим (мир ему) был жив при рождении Якуба (мир ему).
Он участвовал в строительстве Отдалённой мечети, об этом свидетельствуют древние книги, а также приводится хадис в двух Сахихах от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах),
что он спросил: «О, посланник Аллаха, какая мечеть была построена первой?».
Он ответил: «Масджидуль- харам»(Запретная мечеть). Я спросил: «А потом, какая?».
Он ответил: «Байт аль-Макдис (Отдалённая мечеть в Иерусалиме)». Я спросил:
«Какой промежуток времени был между ними?». Он ответил: «Сорок лет[40]».
Также аят (2:132-133) о том, что Якуб (мир ему) передал это завещание своим детям, свидетельствует о том, что он присутствовал при самом завещании.
Так в слове Аллаха говорится: ﴿يَابَنِىَّ إِنَّ اللَّهَ اصْطَفَى لَكُمُ الدِّينَ فَلاَ تَمُوتُنَّ إَلاَّ وَأَنتُم مُّسْلِمُونَ﴾
Ибрахим (Авраам) и Йакуб (Иаков) заповедали это своим сыновьям.
Йакуб (Иаков) сказал: «О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию.
И умирайте не иначе, как будучи мусульманами». (2:132)- т.е. «Придерживайтесь Ислама при жизни и соблюдайте его, Аллах позволит вам умереть с этой религией».
Ведь человек, как обычно, умирает на той религии, которой придерживался при жизни,
так заведено Всевышним Аллахом. Ведь тот, кто намерился совершить добро,
достигнет его, и ему облегченно будет совершение этого добра.
Это не противоречит тому, что приводится в достоверном хадисе:
«إِنَّ الرَّجُلَ لَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ الْجَنَّةِ حَتّـى مَا يَكُونُ بَيْنَهُ وَبَيْنَهَا إِلَّا بَاعٌ أَوْ ذِرَاعٌ فَيَسْبِقُ عَلَيْهِ الْكِتَابُ فَيَعمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ النَّار فَيَدْخُلُهَا. وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَعْمَلُ بعَمَلِ أَهلِ النَّارِ حَتَّى مَا يَكُونُ بَيْنَهُ وَبَيْنَهَا إِلَّا بَاعٌ
أَو ذِرَاعٌ فَيَسْبِقُ عَلَيْهِ الْكِتَابُ فَيَعْمَلُ بعَمَلِ أَهْلِ الْجَنَّةِ فَيَدْخُلُهَا»