Позор им в мирской жизни и великие мучения в Последней жизни.

Толкователи разошлись во мнениях по поводу тех,

кто запрещал поминать Аллаха в мечетях и стремился разрушить их.

Существует два мнения:

1) аль-Ауфи передаёт, что ибн Аббас сказал:

﴿وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّن مَّنَعَ مَسَـاجِدَ اللَّهِ أَن يُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ ﴾ Кто может быть несправедливее того,

кто запрещает в мечетях Аллаха поминать имя Его – здесь речь идёт о христианах, которые чинили неудобства своими криками в Байт аль-Макдис в Иерусалиме, тем самым препятствовали людям молиться.Абдур-Раззак передаёт, что Катада считал, что речь идёт о Навуходоносоре и его людях, которые разрушили Храм, и помогли ему в этом христиане.

Ас-Судди сказал: «Они помогли Навуходоносору – вавилонскому язычникуразрушить Храм. Он разрушил его и приказал кидать в него разложившиеся трупы людей и животных. Римляне помогли разрушить его потому, что иудеи в своё время убили Яхью ибн Закарию».

Аль-Хасан аль-Басри рассказал нечто подобное.

2) Ибн Джарир передаёт от ибн Зайда, что слово Аллаха:

﴿وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّن مَّنَعَ مَسَـاجِدَ اللَّهِ أَن يُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ وَسَعَى فِى خَرَابِهَآ﴾

Кто может быть несправедливее того,

Кто запрещает в мечетях Аллаха поминать имя Его и стремится разрушить их?

– относится к язычникам-курайшитам, которые воспрепятствовали пророку

(да благословит его Аллах и приветствует) вход в мечеть при Худайбии, и ему пришлось заклать жертвенное животное в местечке Зут-Тува. Он подписал с идолопоклонниками мирный договор, но при этом сказал им: «До этого никто не смел, запрещать вход в Заповедную мечеть. Раньше в неё мог войти убийца своего отца или брата, и никто не мог препятствовать ему». Они ответили ему: «Пока из нас кто-то остаётся в живых,

к нам не войдёт тот, кто убивал наших отцов в день Бадра».

Слово Аллаха: ﴿وَسَعَى فِى خَرَابِهَآ﴾ и стремится разрушить их

– т.е. препятствовал поминать Аллаха в них тем, кто оживляет их своим посещением.

Ибн Джарир выбрал первое мнение, т.к. курайшиты никогда не собирались

разрушать Каабу, в то время как римляне разрушали храмы до этого. Я же (ибн Касир) считаю, что здесь правильнее второе мнение, которое высказал ибн Зайд. Аллах знает лучше.

Ибо не смотря на то, что иудеи запрещали христианам молиться в Храме, всё же их вера была сильнее, чем у иудеев. Ведь поминание Аллаха из уст иудеев вообще не принималось Аллахом за то, что они были прокляты языком Дауда и Исы ибн Марьям (мир им) за их ослушания и нарушения запретов. Также потому, что в этом аяте порицание Аллаха адресовано к идолопоклонникам, а не к иудеям и христианам. Именно идолопоклонники изгнали посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников из Мекки и запретили им молиться в Запретной мечети. А то, что они не собирались разрушать Запретную мечеть, то какое разрушение может быть больше того, что они сделали? Мекканские язычники, помешавшие святому пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и другим мусульманам посетить Каабу и совершить обряд паломничества, фактически попытались обречь этот Священный дом на забвение и разрушение.

Они изгнали пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников

и возвели в ней идолов и истуканов,как об этом сказал Аллах:

﴿وَمَا لَهُمْ أَلاَّ يُعَذِّبَهُمُ اللَّهُ وَهُمْ يَصُدُّونَ عَنِ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَمَا كَانُواْ أَوْلِيَآءَهُ

إِنْ أَوْلِيَآؤُهُ إِلاَّ الْمُتَّقُونَ وَلَـكِنَّ أَكْثَرَهُمْ لاَ يَعْلَمُونَ ﴾

Но как же Аллаху не подвергнуть их мучениям, если они не допускают мусульман к Заповедной мечети, не будучи Его угодниками? Его угодниками являются только богобоязненные, но большинство их не ведает об этом.(8:34) а также:

﴿مَا كَانَ لِلْمُشْرِكِينَ أَن يَعْمُرُواْ مَسَاجِدَ الله شَـاهِدِينَ عَلَى أَنفُسِهِم بِالْكُفْرِ

أُوْلَـئِكَ حَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ وَفِى النَّارِ هُمْ خَـالِدُونَ إِنَّمَا يَعْمُرُ مَسَـاجِدَ اللَّهِ مَنْ ءَامَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الاخِرِ

وَأَقَامَ الصَّلَوةَ وَءاتَى الزَّكَوةَ وَلَمْ يَخْشَ إِلاَّ اللَّه فَعَسَى أُوْلَـئِكَ أَن يَكُونُواْ مِنَ الْمُهْتَدِينَ ﴾

Не полагается многобожникам оживлять мечети Аллаха, свидетельствуя о собственном неверии. Тщетны их деяния, и они вечно пребудут в Огне. Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути.(9:17-18)

﴿هُمُ الَّذِينَ كَفَرُواْ وَصَدُّوكُمْ عَنِ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَالْهَدْىَ مَعْكُوفاً أَن يَبْلُغَ مَحِلَّهُ

وَلَوْلاَ رِجَالٌ مُّؤْمِنُونَ وَنِسَآءٌ مُّؤْمِنَـاتٌ لَّمْ تَعْلَمُوهُمْ أَن تَطَئُوهُمْ فَتُصِيبَكمْ مِّنْهُمْ مَّعَرَّةٌ بِغَيْرِ عِلْمٍ

لِّيُدْخِلَ اللَّهُ فِى رَحْمَتِهِ مَن يَشَآءُ لَوْ تَزَيَّلُواْ لَعَذَّبْنَا الَّذِينَ كَفَرُواْ مِنْهُمْ عَذَاباً أَلِيماً ﴾

Они – те, которые не уверовали, не впустили вас в Заповедную мечеть и задержали жертвенных животных, не позволив им достичь места заклания. И если бы в Мекке

Не было верующих мужчин и верующих женщин, которых вы не знали и могли затоптать по незнанию так, что они поставили бы вас в затруднительное положение

(или вы бы оказались опозорены перед ними; или вы совершили бы грех перед ними),

то Аллах позволил бы вам вторгнуться в Мекку, но Он не сделал этого, чтобы ввести в Свою милость тех, кого пожелает. Но если бы они отделились друг от друга,

то Мы подвергли бы неверующих из них мучительным страданиям. (48:25)

Поэтому Аллах сказал:

﴿إِنَّمَا يَعْمُرُ مَسَـاجِدَ اللَّهِ مَنْ ءَامَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الاخِرِ وَأَقَامَ الصَّلَوةَ وَءاتَى الزَّكَوةَ وَلَمْ يَخْشَ إِلاَّ اللَّهَ﴾

Наши рекомендации