Вести их прямым путем – не твоя обязанность

ибо Аллах ведет прямым путем, кого пожелает. (2:272)

и сказал также: ﴿إِنَّكَ لاَ تَهْدِي مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَـكِنَّ اللَّهَ يَهْدِي مَن يَشَآءُ﴾

Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил.

Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. (28:56)

Мухаммад ибн Исхак сказал, по поводу слова Аллаха:

﴿لَيْسَ لَكَ مِنَ الأَمْرِ شَيْءٌ﴾ Тебе нет ничего в этом деле– т.е. «Тебе не принадлежит право решения по поводу Моих рабов,кроме того, что Я повелел тебе о них».

Затем Всевышний Аллах упоминает о последствиях битвы:

﴿أَوْ يَتُوبَ عَلَيْهِمْ﴾ простит ли Он им– то неверие, в котором они находятся, и наставит их после их заблуждения. ﴿أَوْ يُعَذِّبَهُمْ﴾ или накажет их – т.е. в этой жизни и в жизни последней за их неверие и грехи.О них Аллах сказал: ﴿فَإِنَّهُمْ ظَـالِمُونَ﴾ Поистине, они – несправедливые – т.е. они заслуживают этого.

Аль-Бухари передаёт от Салима, а тот от своего отца,

что раньше он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует выпрямлявшийся после поясного поклона и произнесения слов “ Аллах слышит тех, кто воздал Ему хвалу. Господь наш, хвала Тебе! «Cами‘а-Ллаху ли-ман хамида-ху. Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд!»”во время совершения последнего раката утренней молитвы, говорил:

«О Аллах, прокляни такого-то, такого-то и такого-то!»− а потом Аллах ниспослал:﴿لَيْسَ لَكَ مِنَ الأَمْرِ شَيْءٌ﴾ Тебе нет ничего в этом деле[61]. (до конца аята).

Подобный хадис передал ан-Насаи от Абдуллы ибн Мубарака.

Имам Ахмад передаёт от Салима, а тот от своего отца, что тот как-то слышал,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

«اللَّهُمَّ الْعَنْ فُلَانًا، اللَّهُمَّ الْعَنِ الْحَارِثَ بْنَ هِشَامٍ، اللَّهُمَّ الْعَنْ سُهَيْلَ بْنَ عَمْرٍو، اللَّهُمَّ الْعَنْ صَفْوَانَ بْنَ أُمَيَّة»

«О, Аллах, прокляни того-то. О, Аллах, прокляни аль-Хариса ибн Хишама,

О, Аллах, прокляни Сухайля ибн Амра, о, Аллах, прокляни Сафуана ибн Умаййа».

И тогда был ниспослан аят: ﴿لَيْسَ لَكَ مِنَ الأَمْرِ شَيْءٌ أَوْ يَتُوبَ عَلَيْهِمْ أَوْ يُعَذِّبَهُمْ فَإِنَّهُمْ ظَـالِمُونَ﴾

Тебе нет ничего в этом деле: обратится ли Он к ним или накажет их. Поистине,

они – несправедливые.(3:128) у всех у них было принято покаяния в последствии[62].

Аль-Бухари передаёт от Абу Хурайры о том,

что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,

поднимал голову после поясного поклона, он всегда говорил:“ Аллах слышит тех,

кто воздал Ему хвалу; Господь наш, хвала Тебе”, (после чего иногда) обращался

к Аллаху с мольбой за некоторых людей, называя их по именам (например):

«اللَّهُمَّ أَنْجِ الْوَلِيدَ بْنَ الْوَلِيدِ، وَسَلَمَةَ بْنَ هِشَامٍ وَعَيَّاشَ بْنَ أَبِي رَبِيعَةَ،

وَالْمُسْتَضْعَفِينَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ، اللَّهُمَّ اشْدُدْ وَطْأَتَكَ عَلى مُضَرَ، وَاجْعَلْهَا عَلَيْهِمْ سِنِينَ كَسِنِي يُوسُف»

“О Аллах, спаси аль-Валида Ибн аль-Валида, и Саламу бин Хишама, и ‘Аййаша Ибн Абу Раби‘у[63], и слабых из числа верующих! О Аллах, будь суров с племенем мудар[64] и сделай так, чтобы голод продолжалсядля него столько же, сколько и во времена Йусуфа![65]”.

в некоторых молитвах, особенно во время утренней молитвы он иногда он говорил:

«О, Аллах, прокляни того-то и того-то…» упоминая кого-то из арабских племён,

пока Аллах не ниспослал: ﴿لَيْسَ لَكَ مِنَ الأَمْرِ شَيْءٌ﴾ Тебе нет ничего в этом деле[66].

Аль-Бухари передаёт от Анаса ибн Малика, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«В день (битвы при) Ухуде пророк, (да благословит его Аллах и приветствует),

которого ранили (в лицо), воскликнул: «كَيْفَ يُفْلِحُ قَوْمٌ شَجُّوا نَبِيَّهُمْ؟»“Как могут преуспеть люди, которые ранили своего пророка?!”− после чего был ниспослан аят:

﴿لَيْسَ لَكَ مِنَ الأَمْرِ شَيْءٌ﴾ Тебе нет ничего в этом деле.

Имам Ахмад передаёт со слов Анаса ибн Малика, который говорил:

«Был сломан передний зуб Пророка (да благословит его Аллах и приветствует),

в бою при Ухуде, поранено лицо, по лицу текла кровь. Он стал вытирать кровь, говоря:

«كَيْفَ يُفْلِحُ قَوْمٌ فَعَلُوا هذَا بِنَبِيِّهِمْ، وَهُوَ يَدْعُوهُمْ إِلى رَبِّهِمْ عَزَّ وَجَلَّ؟»

«Как может добиться успеха народ, который сотворил это со своим пророком,

в то время, как он призывает их к их Господу?» Всевышний об этом сказал:

﴿لَيْسَ لَكَ مِنَ الأَمْرِ شَيْءٌ أَوْ يَتُوبَ عَلَيْهِمْ أَوْ يُعَذِّبَهُمْ فَإِنَّهُمْ ظَـالِمُونَ ﴾

Тебе нет ничего в этом деле: обратится ли Он к ним или накажет их.

Поистине, они – несправедливые.(3:128)

(Этот хадис также передал Муслим)[67].

Затем Аллах сказал: ﴿وَللَّهِ مَا فِى السَّمَـواَتِ وَمَا فِي الأَرْضِ﴾

Аллаху принадлежит то, что в небесах, и то, что на земле(3:129)

– т.е. вся власть принадлежит Ему, а всё, что в них находится – являются Его рабами;

﴿يَغْفِرُ لِمَن يَشَآءُ وَيُعَذِّبُ مَن يَشَآءُ﴾ Он прощает, кому захочет, и наказывает, кого захочет

– Он распорядитель и нет того, кто осудил бы Его за Его решения.

Его не спрашивают о том, что Он делает, но Он спросит о том, что делают Его творения.

﴿وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ﴾ Аллах - прощающий, милостивый!

Аллах сказал:

يَـاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ لاَ تَأْكُلُواْ الرِّبَا أَضْعَـفاً مُّضَاعَفَةً وَاتَّقُواْ اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

(130) О, вы, которые уверовали! Не пожирайте роста, удвоенного вдвойне,

и бойтесь Аллаха, - может быть, вы окажетесь счастливыми!

وَاتَّقُواْ النَّارَ الَّتِى أُعِدَّتْ لِلْكَافِرِينَ

(131) И бойтесь огня, который уготован неверным,

وَأَطِيعُواْ اللَّهَ وَالرَّسُولَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ

(132) и повинуйтесь Аллаху и посланнику, - может быть, вы будете помилованы!

وَسَارِعُواْ إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا السَّمَـوَاتُ وَالأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ

(133). И устремляйтесь к прощению от вашего Господа и к раю,

Ширина которого - небеса и земля, уготованному для богобоязненных,

الَّذِينَ يُنفِقُونَ فِى السَّرَّآءِ وَالضَّرَّآءِ وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَـافِينَ عَنِ النَّاسِ وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ

(134) которые расходуют и в радости и в горе,

сдерживающих гнев, прощающих людям. Поистине, Аллах любит делающих добро!

وَالَّذِينَ إِذَا فَعَلُواْ فَـاحِشَةً أَوْ ظَلَمُواْ أَنْفُسَهُمْ ذَكَرُواْ اللَّهَ فَاسْتَغْفَرُواْ لِذُنُوبِهِمْ

وَمَن يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلاَّ اللَّهُ وَلَمْ يُصِرُّواْ عَلَى مَا فَعَلُواْ وَهُمْ يَعْلَمُونَ

(135) А те, которые совершили мерзость или обидели самих себя,

Вспомнили Аллаха и попросили прощения своим грехам, - а кто прощает грехи,

Кроме Аллаха? - и не упорствовали в том, что они совершили, будучи знающими,

أُوْلَـئِكَ جَزَآؤُهُمْ مَّغْفِرَةٌ مِّن رَّبِّهِمْ وَجَنَّـاتٌ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الاَنْهَارُ خَـالِدِينَ فِيهَا وَنِعْمَ أَجْرُ الْعَامِلِين

(136) у этих наградой - прощение от Господа их и сады, где внизу текут реки,

вечно пребывать они будут там - и прекрасна награда делающих!

Всевышний Аллах запрещает Своим верующим рабам лихоимство и пожирание роста, удвоенного вдвойне, как они поступали в во времена Джахилии. Они говорили должнику, если истекал срок выплаты долга: если ты не вернёшь в срок, то будешь платить лихву.

Если же человек не выплачивал в срок, его долг рос и каждый год , превышал

первоначальную сумму в два раза. Так он утопал в долгах.

Затем Аллах повелел Своим рабам быть богобоязненными, дабы преуспеть и в этой

и в последней жизнях. Затем Аллах пригрозил адом и предостерёг от него.

Он сказал: ﴿وَاتَّقُواْ النَّارَ الَّتِى أُعِدَّتْ لِلْكَافِرِينَ وَأَطِيعُواْ اللَّهَ وَالرَّسُولَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ﴾

Наши рекомендации