Так что среди верующих будут те, у которых свет будет освещать лишь его стопы».
Это передал Ибн Джарир. И его передал также Ибн Абу Хатим из хадиса
‘Имрана ибн Даавара аль-Катана со слов Катады в похожем виде.
Это похоже на то, что передал аль-Минхаль ибн ‘Амр
со слов Кайса ибн ас-Сакана со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, что он сказал:
«Им будет дан их свет по мере их деяний. Среди них будет тот, кому будет дан свет размером с пальму. Среди них будет также тот, кому будет дан свет размером со стоящим человеком, и меньше всего света будет дано тому, у кого он будет размером с большой палец, и будет временами затухать, а временами разгораться».
Так же передал это сообщение Ибн Джарир со слов Ибн Мусанны
со слов Ибн Идриса со слов аль-Минхаля.
Ибн Абу Хатим передал через аль-Минхаля ибн ‘Амра со слов Кайса ибн ас-Сакана
со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, что о словах: نُورُهُمْ يَسْعَى بَيْنَ أَيْدِيهِمْ
«Перед (верующими мужчинами и женщинами) будет распространяться свет»,
он сказал: «По мере их деяний. Они будут проходить по Мосту. Среди них будут те,
у кого будет свет размером с гору. Среди них будут те, у кого свет будет размером
с пальму. Меньше всего из них по свету будет тот, у кого он будет размером
с большой палец. Он временами будет разгораться, а временами затухать».
Ибн Абу Хатим передал от Ибн ‘Аббаса:
«Каждому приверженцу единобожия обязательно будет дарован свет в День воскресения. Что касается лицемера, то его свет будет потушен. А верующий будет встревожен,
видя затухание света лицемеров. И (верующие) тогда в беспокойстве вознесут мольбу:
رَبَّنَا أَتْمِمْ لَنَا نُورَنَا «Господь наш! Дай нам света сполна»».
Ад-Даххак ибн Мазахим сказал:«Каждому, кто выражал веру в этом мире,
в День воскресения будет дан свет. Когда он дойдет до Моста, свет лицемеров будет потушен , когда верующие увидят это, они испугаются и скажут:
رَبَّنَا أَتْمِمْ لَنَا نُورَنَا «Господь наш! Дай нам света сполна»».
И поскольку (смысл этих сообщений) установлен, люди подразделяются на части:
верующие, описанные в четырех аятах в начале суры «Корова»; истинные неверные, которые описаны в двух последующих аятах; лицемеры, которые делятся на две группы: истинные лицемеры, в пример которых приведен разжигающий огонь; колеблющиеся лицемеры для, которых временами проявляется блистание веры, а временами угасает;
это те, в пример которым приведен оставшийся под водой (дождем), и они легче по
положению, чем те, кто упомянут до них. Это положение в некоторых отношениях подобно тому, что приведено в суре Свет (35-аят) в пример верующего, и тому, что сделал Аллах в его душе из прямого руководства, света, и светильника, заключенного в стекло, подобное жемчужной звезде. И это сердце верующего, которое по своей природе склонно к вере и получает подкрепление из истинного, чистого шариата, связанного с ним, и не имеет мути и примеси. Это будет утверждено на своем месте (в данной книге), если на то будет воля Аллаха. Затем (Аллах) привел в пример (Своих) рабов из числа неверных,
считающих, что они на что-то способны. Однако они не способны ни на что.
Они – обладатели сложного невежества, о чем сказано в словах Всевышнего Аллаха:
وَالَّذِينَ كَفَرُوا أَعْمَالُهُمْ كَسَرَابٍ بِقِيعَةٍ يَحْسَبُهُ الظَّمْآنُ مَاءً حَتَّى إِذَا جَاءَهُ لَمْ يَجِدْهُ شَيْئًا
«А деяния неверующих подобны мареву в пустыне, которое жаждущий принимает
за воду. Когда он подходит к нему, то ничего не находит» (Свет-39).
Потом (Аллах) привел пример невежественных неверных,
невежество которых является простым. Это те, о ком Всевышний Аллах сказал:
«Или же они подобны мраку во глубине морской пучины.
Его покрывает волна, над которой находится другая волна, над которой находится облако.Один мрак поверх другого! Если он вытянет свою руку, то не увидит ее.
Кому Аллах не даровал света, тому не будет света» (Свет-40).
И Он разделил неверных на два вида: призывающих и слепых приверженцев,
как Он упомянул оба этих вида в начале суры «Паломничество»:
وَمِنْ النَّاسِ مَنْ يُجَادِلُ فِي اللَّهِ بِغَيْرِ عِلْمٍ وَيَتَّبِعُ كُلَّ شَيْطَانٍ مَرِيدٍ
«Среди людей есть такие, которые спорят об Аллахе, не имея знаний,
и следуют за всяким мятежным дьяволом» (Паломничество-3). И Он сказал
وَمِنْ النَّاسِ مَنْ يُجَادِلُ فِي اللَّهِ بِغَيْرِ عِلْمٍ وَلَا هُدًى وَلَا كِتَابٍ مُنِيرٍ
«Среди людей есть такой, который спорит об Аллахе, не имея ни знаний,
ни верного руководства, ни освещающего Писания» (Паломничество-8).
Поистине, Аллах подразделил верующих на группы в начале и конце суры «Событие»,
а также в суре «Человек» на две группы: опередившие – а это приближенные,
и обладатели правой стороны - а это благочестивые.
И из совокупности этих аятов вытекает, что имеются две группы верующих:
приближенные и благочестивые,
и что неверные тоже бывают двух групп:
призывающие и подражающие.
Лицемеры также делятся на две группы:
истинный лицемер и лицемер, у которого имеется часть лицемерия.
Как сказано в двух «Сахихах» (Бухари №34, Муслим №58)
от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Есть четыре (признака), при наличии которых человек становится истинным лицемером. А тот, кому присуще хотя бы одно из этих качеств, будет обладать одним из качеств лицемерия до тех пор, пока не избавится от него: когда он рассказывает,