Тальбия и повышение голоса при ее произнесении
13. Затем паломник, стоя[17], обращается лицом к кибле, после чего произносит тальбию для совершения умры либо хаджа и умры, о чем речь шла ранее, и говорит:
اللهم هذه حجة لا رياء ولا سمعة
«Аллахумма хазихи хиджжа, ля рийа ва ля сум’а»
(«О Аллах, этот хадж, нет (в нем) показухи и стремления к славе!»)[18].
14. Затем он произносит тальбию пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха:
لبيك اللهم لبيك لبيك لا شريك لك لبيك إن الحمد والنعمة لك والملك لا شريك لك
1) “Ляббейк Аллаахумма ляббейка! Ляббейка ляя шариика ляка ляббейка! Инналь хамда ван ниъмата ляка валь мульк, ляя шариика ляка”
(«Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Поистине, Тебе надлежит хвала, и Тебе принадлежит милость и владычество! Нет у Тебя сотоварища!»). Он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, не прибавлял чего-либо к этой тальбии.
2) К числу тальбий пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, относилась также такая:
لبيك إله الحق
“Ляббейк, иляха-ль-хакк”
(«Вот я перед Тобой, Бог истины!»)
15. Придерживаться тальбии пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, лучше, несмотря на то, что дополнения к ней разрешены, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, ничего не сказал тем людям, которые добавляли к его тальбии следующие слова: “Ляббейка Заль-Мааридж,Ляббейка Заль-Фавадиль” («Вот я перед Тобой, Владыка ступеней! Вот я перед тобой, Владыка милостей!»).
А Ибн ‘Умар прибавлял к этой тальбии следующие слова: “Ляббейка ва са’дайка, ва-ль-хайр би-йадейка, ва-р-рагба иляйка ва-ль’амаль” («Вот я перед Тобой и благодаря Твоей помощи покорен Тебе, благо в Твоих Руках, и (я обращаю свои) устремления к Тебе и дела!»)[19].
16. Паломнику велено повышать голос при произнесении тальбии, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Ко мне явился Джибриль и велел мне приказать своим сподвижникам и тем, кто со мной, повышать свои голоса при произнесении тальбии»[20]. Также посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Лучший хадж – это громкое произнесение (слов) тальбии и пускание крови жертвенного животного»[21]. Поэтому, войдя в состояние ихрама, сподвижники пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, не успевали достичь (местечка) ар-Рауха, как их голоса уже были охрипшими[22]. Кроме того, пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Я будто вижу, как Муса, мир ему, спускается со склона, громко взывая ко Всевышнему Аллаху (со словами) тальбии»[23].
17. В том, что касается тальбии, женщины подобны мужчинам, поскольку два предыдущих хадиса носят всобщий характер. Поэтому им также следует повышать свой голос, если только нет опасений, что это может вызвать искушение (фитна). Так, Айша, да будет доволен ею Аллах, повышала свой голос до такой степени, что ее слышали мужчины. Абу ‘Атыйа сказал: «Я слышал, как Айша говорила: “Поистине, я знаю, какой была тальбия посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха”, – после чего я слышал, как она произносила тальбию: “Ляббейк Аллаахумма ляббейка!...” (и далее до конца)»[24].
Аль-Касим бин Мухаммад передал: «Однажды ночью Муавиййа вышел один и, услышав произносящий тальбию голос, спросил: “Кто это?” Ему ответили: “Айша, мать правоверных, совершающая умру из ат-Тан’има”. Когда об этом упомянули Айше, она сказала: “Если бы он спросил меня, то я сообщила бы ему”»[25].
18. Следует непрерывно повторять тальбию, поскольку, во-первых, она относится к «обрядам хаджа»[26], а, во-вторых, пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Едва только произносящий тальбию произносит ее слова, как тут же произносит тальбию то, что (находится) справа и слева от него – деревья, камни и глина – пока не закончится земля здесь и там, справа и слева от него»[27]. Особенно это следует делать всякий раз, когда паломник поднимается на какую-нибудь возвышенность или спускается в вади, исходя из хадиса, который был приведен чуть ранее: «Я будто вижу, как Муса, мир ему, спускается со склона, громко взывая ко Всевышнему Аллаху (со словами) тальбии». В другом же хадисе передается: «Я будто вижу, как он спустился в вади, произнося тальбию»[28].
19. Вместе с тальбией можно произносить и тахлиль (т.е. слова: «Ля иляха илля-Ллах», – прим. переводчика), поскольку Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я вышел вместе с посланником Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, и он не переставал произносить тальбию, пока не бросил камешки в большой столб (джамрат аль-акаба), за исключением того, что вместе с тальбией он произносил такбир (т.е. слова: «Аллаху акбар» – прим. переводчика) либо тахлиль”[29].
20. Когда паломник достигнет заповедной территории Мекки и увидит дома Мекки, ему следует прекратить произносить тальбию[30], чтобы посвятить себя занятию другими обрядами, о которых речь пойдет далее.