Вселенная и наивысшая реальность.
Священные книги индуистов содержат несколько разных описаний происхождения и устройства Вселенной. Согласно одной теории, в начале бог-демиург Брахма образовал мир из первичной материи. Согласно другой, мир явился готовым из золотого зародыша. Согласно третьей, все в мире создано из сущности универсального духа, Брахмана. В физическом плане Вселенная имеет форму яйца и делится на 14 регионов, где Земля - седьмая сверху. Вселенная существует в циклическом времени. Всякое событие уже некогда происходило, повторится оно и в будущем. Эта теория касается не только череды перевоплощений отдельного человека, но также истории общества, жизни богов и эволюции всего космоса. Наименьшей единицей индуистского космического цикла является юга, или мировой век. Существуют четыре юги, каждая из которых короче предыдущей, что соответствует убыванию дхармы морального порядка во Вселенной. Крита юга, эра совершенства, длится 1 728 000 лет; трета юга, в которой дхарма уменьшается на четверть, по длительности составляет три четверти предыдущей - 1 296 000 лет; двапара юга, где от дхармы остается только половина, длится 864 000 лет; последняя эра, кали юга, в которой только четверть начальной дхармы, продолжается 432 000 лет. Нынешняя эра - кали юга - началась в пятницу 18 февраля 3102 до н. э. Завершение кали юги ознаменуется распадом социальных классов, прекращением богопочитания, распространением неуважительного отношения к священному писанию, мудрецам и моральным принципам. Когда эти явления возобладают, настанет конец юги, сопровождаемый наводнением, пожаром и войной, вслед за чем начнется новый цикл из четырех юг, именуемый махаюга, или великая юга, который продлится следующие 4 320 000 лет. Тысяча махаюг, т.е. 4 320 000 000 лет, составляют одну кальпу - один день в жизни бога Брахмы. В конце каждого такого дня вся материя вселенной поглощается универсальным духом, и в течение ночи Брахмы, которая длится также одну кальпу, материя существует только в потенции, как возможность своего восстановления. На заре каждого дня Брахма является из лотоса, растущего из пупа бога Вишну, и материя формируется вновь. Мы живем в первый день 51 года Брахмы. Его год состоит из 360 подобных дней и ночей, живет же Брахма 100 лет. После этого вселенная полностью распадается, совершенно утрачивает существование и остается в таком состоянии на протяжении следующего столетия Брахмы. Затем Брахма возрождается, и начинается цикл протяжением в 311 040 000 000 000 лет. В этом постоянно эволюционирующем, вечно повторяющем себя космосе имеется лишь одна постоянная сущность, Брахман, универсальный дух, заполняющий пространство и время. Все другие сущности, такие как материя и ум, суть эманации Брахмана, а потому представляют собой майю, или иллюзию. Брахман есть абсолют - неделимый, не подверженный изменениям, безличностный, не имеющий пола, возвышающийся над понятиями добра и зла. В силу всеобъемлющей и всепроникающей природы Брахмана атман, мировая душа, рассматривается как неотделимая частица Брахмана. Более того, Брахман и есть атман, и только завеса майи, иллюзорного мира чувственных восприятий, мешает человеку понять это тождество. Индуистское общество
Ашрамы Традиционно в индуизме жизнь делится на четыре ашрама (периода или стадии).
Брахмачарья - первый период жизни, стадия обучения, которую ученик проводит как монах, практикуя половое воздержание и занимаясь служением гуру, получая от него духовное знание.
Грихастха - семейная жизнь, работа. В этом ашраме осуществляются пурушартхи камы и артхи. Долг семьянина-индуиста заключается в поддержании своих родителей, детей, гостей и святых личностей.
Ванапрастха - уход от дел и подготовка к полному отречению от материального мира. На этой стадии, все материальные обязанности постепенно передаются уже взрослым детям и больше времени посвящается духовным практикам и паломничеству в святые места.
Санньяса - последний этап жизни, стадия полного отречения от материального мира, которая характеризуется аскетизмом и полным посвящением самосознанию и духовным практикам. В этом ашраме осуществляется необходимая подготовка к моменту смерти и достижению мокши.
Монашество. Некоторые индуисты выбирают монашеский образ жизни "санньясу" с целью сосредоточиться на достижении освобождения или другой формы духовного совершенства. Монахи посвящают себя аскетичной жизни, дают обет безбрачия и прекращая всякую материальную деятельность, полностью сосредотачиваются на духовных практиках, целью которых является осознание Бога. Монахов в индуизме обычно называют санньяси (санньясинами), садху или свами. Женщин-монахинь называют санньясини. Монахи пользуются огромным уважением в индийском обществе. Они либо живут в монастырях, либо странствуют, полагаясь только на Бога в обеспечении телесных нужд. Накормить странствующего садху, или оказать ему какую-либо другую помощь, считается не только знаком хорошего тона но и удачей. Такой поступок вызывает благоприятную карму, которой человек может воспользоваться в следующем воплощении будучи монахом. В ходе своего обучения садху стремятся относиться ко всем с уважением и состраданием, независимо от того, является ли человек богатым или бедным. Отличительной чертой садху также является относительная свобода от двойственности материального мира: они как правило безразличны к похвалам и критике, наслаждению и страданию.
Варны и кастовая система В индуизме, общество традиционно делится на четыре сословия, называемые варны, что в переводе с санскрита означает "цвет, форма, внешность".
1. Шудры - слуги и рабочие 2. Вайшьи - земледельцы, торговцы и предприниматели 3. Кшатрии - воины, правители, дворяне 4. Брахманы - учителя и священнослужители
Кастовая система является неотъемлемой частью индуизма, основанной на священных писаниях. Веды, древнейшие из писаний, обстоятельно описывают деление общества на четыре сословия и указывают на то, что каждый человек должен реализовать себя в жизни согласно своему характеру и наклонностям (отражённым, в частности, в ведическом гороскопе), и выполнять свои предписанные обязанности как для своего собственного блага, так и для блага всего общества. Принадлежность к одной из варн зависела от качеств души человека, выраженных в наклонностях и интересах человека. Однако, со временем, система варн претерпела изменения и превратилась в жёсткую кастовую систему, в которой принадлежность к одной из варн стала передаваться исключительно по наследству и представители высших каст не давали возможности "подняться" тем, кто принадлежал к низшим кастам. Такая деградация изначальной концепции системы варн положила начало дискриминации, основанной на принадлежности по рождению к той или иной варне. Категоризация каст также даётся в "Ману-смрити". Согласно "Бхагавад-гите", принадлежность к той или иной варне определяется в зависимости от качеств человека и деятельности, которой он занимается. В "Бхагавад-гите" Кришна утверждает, что система деления общества на четыре варны было создано лично им, Богом, и ничего не говорит о кастовом делении общества по рождению. Это также поддерживается различными историями ведических мудрецов (риши), которые не были рождены в брахманических семьях, но стали брахманами позднее. Например, риши Вишвамитра родился в семье кшатриев, и только позднее прославился как великий брахмана-мудрец, что явно указывает на то, что каста не определялась рождением. Другой мудрец, Валмики, вообще был разбойником и находился на уровне ниже шудры, но позднее "превратился" в святого мудреца, и написал "Рамаяну". А составитель всей ведической литературы риши Вьяса был сыном дочери шудры-рыбака. Также, в ведические времена, для шудр не существовало запрета на изучение Вед и на участие в религиозных ритуалах. Такой запрет появился гораздо позднее. На протяжении истории, многие общественные деятели и социальные реформаторы, такие как Махатма Ганди, подвергали критике наследственную кастовую дискриминацию приведшую к столь печальному положению индийского общества, когда способные и талантливые люди стали вынуждены заниматься ручным трудом, а шудры и вайшьи были допущены к управлению государством. Ахимса и вегетарианство Индуисты следуют принципу ахимсы (ненасилия) и уважают жизнь во всех её проявлениях, так как верят в то, что все живые существа по своей природе духовны и являются частичками или искрами Бога, который в одной из Своих ипостасей как Параматма (Сверхдуша) постоянно присутствует во всех живых существах - животных, растениях, рыбах, насекомых и даже микроорганизмах. Термин "ахимса" упоминается в Упанишадах, в эпосе "Махабхарата", ахимса - это также первая из ям (обетов самоограничения) в "Йога-сутрах" Патанджали. Из уважения к другим живым существам, многие индуисты придерживаются вегетарианской диеты. Вегетарианство является одним из важных аспектов индуизма - оно рассматривается как одно из средств достижения саттвического (чистого, благостного) образа жизни. Общее количество лакто-вегетарианцев в Индии по разным подсчётам составляет от 20 % до 42 % от числа всех жителей. Результаты исследований также показывают, что большинство тех индийцев, которые не являются вегетарианцами, употребляют невегетарианскую пищу крайне редко. Следование вегетарианству также сильно зависит от социального положения и от регионов проживания. Например, среди индийцев проживающих на морском побережье, процент вегетарианцев гораздо меньше по причине большой зависимости от морских продуктов. Наиболее ортодоксальные индуисты также не употребляют в пищу лук и чеснок, которые рассматриваются как продукты, относящиеся к низшим качествам или гунам материальной природы - раджасу и тамасу. Абсолютное большинство индуистов-мясоедов воздерживаются от употребления в пищу говядины. Население Индии во времена ведической цивилизации и в последующие поколения, вплоть до наших дней, использовали и используют корову как источник белка в форме молока и молочных продуктов, а также как поставщика удобрений и топлива в форме коровьего навоза. Корова всегда олицетворяла в индийском обществе фигуру матери. Индуисты почитают корову как олицетворение бескорыстного жертвования. Убийство коров запрещено или ограничено законом во всех штатах Индии, кроме Кералы и Западной Бенгалии.