Говорит имам Аль Барбахари: «Управление (правитель мусульман) должно находится у курайшитов, и так оно должно быть пока не спустится на землю Иса ибн Марьям алейхи салям»
Это пришло в хадисе от Муауии у Бухари и Муслима. Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «это дело не перестанет быть среди курайшитов».
То есть, правление над мусульманами не перестанет быть среди курайшитов, то есть, необходимо избирать правителем курайшита.
У имама Ахмада с достоверным иснадом от сподвижника ‘Утба ибн ‘Абд ас Сулями, пришло, то, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «правление должно быть у курайшитов».
Это условие ибтидаи, изначальное, то есть если у нас есть возможность назначать правителя, то мы должны назначать из курайшитов. И то, если соблюдаются другие условия, если он ученый, если он праведный и так далее. Однако, если есть кто то, кто не курайшит и в нем собрались все условия остальные, а этот курайшит, но в нём нет других условий, то выбирают не курайшита и это лучше. То есть, курайшит - это одно из условий избрания или назначения правителя.
И как мы говорили, если правитель взял власть силой, то ему необходимо подчиняться, даже если он не курайшит. Так как этот условие ибтидаи, изначальное (при назначаниеи правителя) не такое которое должно соблюдаться постоянно.
[Примечание от редактора стенограммы]:
Как совместить хадисы о повиновении эфиопскому рабу и о том, что правитель должен быть курайшитом?
Сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Имамы — из курайш».
Сказал аль-Мунзири в «ат-Таргиб уа ат-тархиб» 3/119, 3/141: «Его передал Ахмад с иснадом «джеййид» (низкая степень «хорошего») и передал ат-Табарани в «аль-Кабир» с «хорошим» иснадом».
И сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха:«Слушайтесь и подчиняйтесь, даже если управлять вами станет эфиопский раб с головой как изюмина».Аль-Бухари 6723.
Подробно этот вопрос разъяснил проф., д.н., шейх АбдульАли ибн Ахмад Утва (ум. 1415 г.х.), бывший ранее заведующим кафедры «Шариатская политика» в Высшем институте судебного дела в эр-Рияде. Говорил он в его неизданной книге «Система правления в Исламе»:
«Привели в довод хариджиты и большинство му’тазилитов на то, что курайшитство не является условием, следующее:
— То, что передал аль-Бухари, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «… даже если над вами будет поставлен эфиопский раб, с головой как изюмина».
— То, что передал Муслим, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Даже если будет поставлен над вами раб, который будет править вами по Книге Аллаха, то слушайтесь его и повинуйтесь ему».
— Также то, что передал Муслим от Абу Зарра, который сказал: «Мой любимый завещал мне слушаться и повиноваться, даже если это будет раб с отрубленными конечностями».
Доказательная сторона (согласно тем, кто придерживается этого мнения) этих хадисов заключается в том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, повелел слушаться и подчиняться рабу, а послушание и подчинение ему проистекает из действительности его назначения, и раб — в особенности эфиопский — не является курайшитом, и это указывает на то, что курайшитство не является условием для имама.
Те, кто ставит курайшитство условием, ответили на это следующим:
— Эти хадисы из раздела предположительных примеров, которые приводят в виде преувеличения чтобы указать на то, насколько важно и нужно слушаться и подчиняться;
— И возможно, что под рабом здесь подразумевается тот, кого назначили на управленческий пост в некоей узкой сфере, как, например, руководство армией или управление неким районом страны;
— Или в них подразумевается свободный человек, который был рабом, а затем был освобожден, и осталось за ним название раб, исходя из того, каким он был ранее.
К таким объяснениям вынуждает то обстоятельство, что устоялось единогласное мнение относительно того, что главный имам не может быть рабом».
Источник: «Низам аль-хукм фи аль-Ислям», с. 102-103.
«Условие курайшитства не является непременным условием, которое необходимо соблюдать во всех ситуациях и положениях. Оно ограничено следующими положениями:
— Чтобы он держался за книгу Аллаха и сунну Его пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам). Если не будет это воплощено ни в одном из курайшитов, то имамство переходит к не курайшитам. Сказал об этом посланник, мир ему и благословение Аллаха: «Это дело должно быть у курайшитов, пока они повинуются Аллаху и держатся прямоты в этом».
Также в соответствии с его (салла Ллаху `алейхи уа салам) словами: «Имамы — из курайш, пока они придерживаются справедливости в суде/правлении».
— Пригодность и способность заниматься выполнением задач и обязанностей этой должности. И если не будет среди курайшитов пригодного и способного выполнять задачи, связанные с должностью руководителя (имама), то обязательным будет назначить не курайшита. Потому что цель в назначении имама — это приведение в исполнение (им) обязанностей, которые сводятся к охране религии и политическому руководству в мирских делах наилучшим образом. А при назначении неспособного курайшита эта цель не будет достигнута, и не разрешено его назначать, а обязательным будет назначить того, кто годится для этого, не из числа курайшитов.
— Победа не курайшита над исламской общиной и захват им этой должности при неспособности общины снять его (с этой должности) кроме как с большой смутой. Это — исключение, потому что ситуация характеризуется вынужденностью.
— Отсутствие курайшитов, потому что условием обязанности является возможность исполнения, а в таком положении предоставить это дело кому-либо из курайшитов невозможно, поскольку прекратилось их существование.
Из того, что было рассмотрено, нам становится ясно, что условие курайшитства является условием предпочтения, а не условием необходимости».
См. «Низам аль-хукм фи аль-Ислям», с. 104-105.
[Конец примечания].