Имам основа существования Вселенной
С точки зрения шиитского учения Имам - это посредник божественной милости людям, и всему сущему во Вселенной. Всевышний Аллах посредством Имама упорядочивает Вселенную, и всё сущее получает жизнь посредством Имама. У его светлости имама Садыка (мир ему!) спросили: «Останется ли земля существовать без имама?» Имам ответил: «Земля без имама распадётся на части».[82] В начале Всевышний осуществлял распространение своей милости и благодати посредством своих посланников и пророков, затем эта миссия осуществлялась посредством заместителей пророков. Как видно из высказываний имамов они посредники божественной милости для всех живых существ, всякая милость и божественная благодать ниспосылаются посредством непрочных Имамов дома пророка. Таким образом, всякая живность получает от Аллаха блага благодаря существованию Имама. Так в книге «Мафатих аль Джинан» в одном из зиаратов (посещение)[83] имамов «Джамиа Кабир» мы читаем: «Посредством Вас Аллах начал создание, и посредством вас завершит их, посредством Вас Он ниспосылает дождь, и держит небеса, чтобы они не сравнялись с землёй». Таким образом, влияние имама не ограничивается только обязательным его физическим присутствием, но даже в сокрытии, каждая вещь обязана своему существованию Всевышнему через трансцендентное посредничество Имама. У его светлости Имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) спросили о том: «Каким образом мы будем получать от вас наставление в период вашего сокрытия?» На что имам сказал: «Польза от моего руководства и наставления в период сокрытия подобна тому, как вы получаете пользу от солнца, в то время как оно за тучами».[84] Такое сопоставление имеет много значений, мы же становимся на некоторых их них. Во-первых, солнце являет собой своего рода центр, вокруг которого находятся в движении другие планеты. Мы читаем в одном из дуа: «С существованием имама существует этот мир, по причине его (Имама) бытия существует Вселенная и всё живое, и благодаря благодати исходящей от него, всё живое получает средство к существованию, и благодаря существованию Имама, небеса и земля сохранились, как есть». Солнце ни на секунду не прерывает давать тепло, и всякий пользуется его теплом в соответствии со своей связью с солнцем. Имам есть посредство получения всех благ как материальных, так и духовных, которые ниспосылаются Всевышним Аллахом. Однако каждый получает эти блага в соответствии своей связи с Имамом. Если солнце, находится за тучами холод, темнота, отсутствие тепла делают землю непригодной к жизни, так и сокрытие Имама отделяет и ограничивает духовную связь человека с Имамом. Имам в письме к шейху Муфиду, обращаясь к шиитам, писал: «Мы не забыли вас и не оставили вас предоставленными самим себе, если бы это было так, то несомненно проблемы и беды охватили бы вас со всех сторон, и ваши враги несомненно уничтожили бы вас».[85] Таким образом, свет имама распространяется повсюду (подобно лучам солнца) и согревает, даёт жизнь всем существам и в особенности шиитам, верящим в его существование и правление.
Надежда
Важнейшим источником жизни является надежда, которая, по сути, основа всякой жизни. Надежда становится причиной всякого движения и сопротивления. Существование имама в этом мире, по сути, есть надежда на светлое будущее и счастье. Шииты на протяжении многих веков подвергались нападкам со стороны власть имущих, но вера в сокрытого Имама давала им силы, и они с лёгкостью переносили все трудности и проблемы. Вера в светлое будущее, спасала их, укрепляла их силы, и способствовала тому, что они противостояли системе, поглатывающей конформистских индивидуумов.
Особенность школы
Общество для сохранения своих устоев, порядка и установления в нем ценностей нуждается в руководителе, который бы вёл общество надлежащим ему образом. Руководство, по сути, есть большая сила, предохраняющая общество от разврата и наставляющая его на необходимый путь, естественно такое руководство может иметь как положительное влияние, так и отрицательное, в зависимости от праведности того или иного правителя. Живой безгрешный предводитель, совершенный человек на которого обращены взоры всего человечества, безусловно, представляет собой реальную силу способную вести людей по правильному направлению, приближающему их к Богу. Несмотря на то, что имам находится в сокрытии, он является главным фактором сохранения шиитской школы. Имея полное представление о методах и заговорах врагов, имам является главным хранителем традиции пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!). В то время как враги, используют различные совершенные средства для заблуждения людей, имам посредством наставления учёных и великих мужей уммы препятствует заговорам врагов. К примеру, приведём пример шиитов Бахрейна со слов аламме Маджлиси: «В истории Бахрейна был период, когда им управлял насибит,[86] заместитель который был ещё более ненавистным к семейству пророка. Однажды заместитель правителя, зайдя к правителю, преподносит тому гранат, в то время как сама природа создала его так, что на гранате было написано «Нет божества кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха, Абу Бакр, Умар Усман и Али заместители посланника Аллаха» Увидев это, правитель был сильно был удивлён и поражён увиденным. Заместитель правителя сказал ему: «Это означает, что наша правовая школа на истинном пути, а шииты заблудшие. Правитель сказал: «Какие у тебя есть предложения?» Тот сказал: «Предлагаю следующее: пусть шииты дадут нам ответ на это божественное чудо, если у них не будет ответа, то пусть выбирают или они выплачивают нам джизья подобно тому, как это делают неверные, либо мы убиваем их мужчин и берём в рабство их женщин». Правителю Бахрейна понравилось предложение заместителя». Затем были приглашены шиитские учёные на собрание. Учёные попросили отсрочку на три дня, в течение которых они должны были дать ответ на это необычное явление природы, доказывающее правоту суннитов. Собравшись вместе, шиитские учёные решили выбрать из десятерых самых богобоязненных троих человек, чтобы те молились три дня каждый в определённый день с надеждой на помощь Всевышнего Аллаха. Первый молился до утра, но не достиг желаемого результата, также и второй. Настало время третьего Мухаммада ибн Исы, он с плачем направился в пустынное место и стал звать на помощь имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!), вдруг он услышал, что кто-то говорит ему: «О, Мухаммад ибн Иса почему я вижу тебя в таком состоянии, в этой пустынной местности?» Мухаммад ибн Иса попросил того человека оставить его в покое, но тот снова сказал: «Я твой имам!» Мухаммад ибн Иса сказал: «Если ты говоришь правду, то ты лучше меня должен знать мои проблемы». Имам сказал: «Ты прав, те беды, которые свалились на вас, послужили причиной твоего нахождения здесь». Мухаммад ибн Иса сказал: «О, имам, вы есть наше прибежище от всех бед и проблем!» Имам сказал: «В доме заместителя правителя есть сад, в котором растет гранатовое дерево, когда дерево давало первые плоды, тот злоумышленник сделал из глины подобие граната, и поделил его на две части, написав на внутренних частях глиняного подобия граната эти слова, таким образом, он поместил маленький гранат между двумя частями своего изобретения, когда маленький гранат начинал расти, то приобретал форму с той надписью. Завтра иди к правителю и скажи, что дашь ответ в доме его заместителя. Когда же войдёте в дом заместителя правителя, то постарайся раньше самого заместителя зайти в комнату, где хранится белый мешок, в нем находится глиняное изваяние граната с надписью. Скажи правителю, что другим знамением будет то, что раскрыв гранат, вы не наёдёте ничего кроме песка. На следующий день шииты пошли к правителю и сказали всё, как приказал им имам, правитель, увидев все эти чудеса, принял шиизм, а своего заместителя приказал убить за его коварство и обман.
Самосовершенствование
Всевышний Аллах говорит в священном Коране:
اعْمَلُواْ فَسَيَرَى اللّهُ عَمَلَكُمْ وَرَسُولُهُ وَالْمُؤْمِنُونَ
«Делайте, и увидит ваши деяния Аллах, и Его посланник и верующие».[87]
В хадисах от имамов дома пророка указывается на то, что под верующими необходимо понимать Имамов[88]. Таким образом, наши дела предстают пред Имамом Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) и он, является наблюдателем наших деяний и поступков. Такое убеждение имеет большое влияние на воспитание, ибо шииты всегда будут стремиться исправлять своё положение, улучшать свою нравственность, так как знают что, Имам (да ускорит Аллах его пришествие!) свидетель наших дел и поступков. Это предохраняет совершать недостойные поступки пред живым Имамом, наблюдающим за нашими делами. Таким образом, шииты стремятся всеми силами отстраняться от грехов, желая выглядеть достойно.
Убежище знаний и мыслей
Наши непорочные имамы дома пророка (мир им!) являются духовными учителями и наставниками людей. Люди питаются духовным источником их знаний. В период большого сокрытия хоть и нет возможности прямой связи с Имамом (да ускорит Аллах его пришествие!), однако посредством различных путей он помогает шиитам разрешать их проблемы. В период малого сокрытия люди разрешали свои проблемы посредством четырёх представителей, которые были посредниками между Имамом и людьми. Так в ответ на письмо Исхака ибн Якуба Имам написал: «Да наставит тебя Аллах на праведный путь, и укрепит на этом пути. Что касается того, что ты спросил о некоторых моих родственниках, которые отстранились от нашего пути, то знай, что нет между Аллахом и кем-либо связей подобно родственным отношениям, всякий, кто нас отрицает, является не из нас, и конец его подобен концу сына Нуха…Что касается вашего имущества, пока вы его не очистите мы его не примем. Имущество, которое ты отправил нам, мы примем, ибо оно чистое. Тот, кто посчитает дозволенным наше имущество, и будет использовать его, подобен тому, кто употребил огонь. Что касается получения нашей милости, то это подобно тому, как получать блага от солнца, когда оно за тучами. Я прибежище людей на земле подобно тому, как звезды прибежище для обитателей небес. Не спрашивайте о том, что не приносит вам пользы, не усердствуйте в ненужном деле, которого от вас не хотели. Молитесь о скором моём пришествии, в котором ваше спасение, мир тебе о Исхак ибн Якуб и всем тем, кто на истинном пути».[89] После малого сокрытия, шиитские учёные разрешали свои научные и идеологические проблемы, обращаясь к имаму Махди (да ускорит Аллах его пришествие!). Мир Аллам один из учеников Мукаддаса Ардабели говорит: «Как-то ночью я был в священном храме Имама Али (мир ему!), вдруг я увидел человека идущего в сторону храма, когда он приблизился, я понял, что это мой учитель Мукаддас Ардабили. Учитель шел в сторону гробницы Имама Али (мир ему!), двери были закрыты, однако, когда он приблизился, они открылись пред ним, и он вошёл в храм. Спустя некоторое время он вышел из храма и направился в сторону Куфы. Я направился за ним, но старался оставаться незамеченным им. Он вошёл в куфийскую мечеть и встал у михраба, где его светлость Имам Али (да будет мир с ним!) получил смертельную рану, постояв немного у михраба, он вышел из мечети и направился в сторону ан-Неджефа, я также последовал за ним, достигнув мечети Ханоне, он вошел в нее, там я, находясь вблизи учителя, неожиданно чихнул, услышав меня, учитель повернулся и сказал: «Ты Мир Аллам?» Я сказал: «Да учитель мой это я».
- Что ты здесь делаешь в столь поздний час?
- Я с вами мой учитель с тех, пор как вы вошли в храм имама Али (мир ему!) я заклинаю вас именем имама Али, что всё это значит?
- Хорошо я расскажу тебе только с условием, что пока я жив, ты никому не скажешь этого!
Я дал клятву. Он сказал: «Всякий раз, когда у меня возникают какие-либо проблемы, я ищу посредничества у повелителя правоверных имама Али (мир ему!). Этой ночью я как обычно пришел в храм имама разрешить проблемы, двери храма раскрылись предо мной и, войдя туда, я искал наставления в данном вопросе, но неожиданно я услышал голос, исходящий из гробницы его светлости, говорящий: «Иди в мечеть Куфы и спроси там у нашего Каима[90], он имам твоего времени, там я получил ответ на свои вопросы и направился снова к себе».[91]