Постановление относительно того, кто ругает сподвижников.
Говорит ибн Кудама Аль Макдиси: Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не ругайте (кого-нибудь из) моих сподвижников, поистине даже если кто-нибудь из вас израсходовал бы столько золота, сколько весит гора Ухуд, то его награда не равнялась бы награде за один мудд или даже за половину мудда, который израсходовал бы один из них».Согласованный хадис. (Аль-Бухари 3673, Муслим 2541)
Говорит шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин:
Нормы Шари’ата относительно поношения сподвижников:
Поношение бывает трех видов:
(Здесь шейх приводит деление шейхуль ислям ибну Теймийи из книги «Ас-Сари аль-Маслюль»).
1Поношение сподвижников тем, что указывает на их неверие (куфр) или их отступление от заповедей Всевышнего (фиск). Этот вид поношения уже сам по себе является неверием, потому что он тем самым опровергает Слова Всевышнего и слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), в которых ясно говорится, что и Аллах, и Его Посланник довольны сподвижниками. Более того, если в отношении куфра этого человека у кого-либо возникнут сомнения, то и неверие последнего очевидно, потому что содержание такого поношения — это неверие и отклонение от Шари‘ата тех, кто передал нам Коран и Сунну247.
(Пояснение Руслана):
Говорить, что все они были грешниками является неверием, потому что это обвинение во лжи Всевышнего Аллаха и Его Посланника, Всевышний Аллах сказал, что Он остался доволен мухаджирами и ансарами, а мухаджиры и ансары - это подавляющее большинство сподвижников. Поэтому, если человек ругает сподвижников так, что получается обвинение большинства сподвижников в куфре, то это является явным неверием, так как это объявление во лжи, или обвинение во лжи Всевышнего Аллаха и Его посланника. Потому что это обвинение во лжи Аллаха и Его посланника, ведь они похвалили их и объявили, что они довольны этими сподвижниками. Более того, кто сомневается в неверии такого человека, тот сам является неверующим. Тот, кто сомневается в неверии того, кто обвиняет в неверии большинство сподвижников сам неверующий. Результат этого выражения.
Каков результат выражения, когда говорит человек, что большинство сподвижников неверующие? Выходит что те, которые донесли до нас Коран и сунну были неверующими и грешниками, то есть, что остается из нашей религии, если донесли ее до нас неверующие и грешники? А Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали, если к вам пришел грешник с новостью, разузнайте, точно убедитесь, правильная эта новость или нет».(Сура 49 Комнаты, аят 6). Отсюда получается, что Коран и сунна, которая до нас дошли, дошли от неверующих и от грешников. Если бы они дошли от грешников, мы обязаны сначала убедиться, действительно ли такое было. А убедиться мы никак не можем. Человек не можешь вернуться на 1400 лет назад и убедиться действительно сказал посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, такое слово или нет. А что сказать, если до нас донесли эту религию даже и не грешник, а неверующий. А слово неверующего, его новость не принимается (билль иджма), по единогласному мнению также как новость лжеца. Исходя из этого – это слово является разрушением полностью основ религии и всей ее в итоге.
(Конец слов Руслана).
2Поношение сподвижников тем, что содержит в себе проклятие и оскорбление. Мнения ученых относительно этого вида противоречивы:
- Первое мнение: этот вид также ведет к неверию.
- Второе мнение: этот вид не ведет к неверию, но того, кто будет проклинать и оскорблять сподвижников, выпорют и посадят в пожизненное заточение до тех пор, пока он не раскается и не откажется от своих слов
3Поношение сподвижников тем, что не умаляет их веру и не порицает, пример этого — обвинение кого-нибудь из них в трусости или в жадности. Такой человек не считается неверным, но подлежит наказанию таким способам, который заставит его отказаться от своих слов.
Содержание вышесказанного. В своей книге «Ас-Сáримуль-Маслýль» шейхуль-Ислам Ибну Таймийя упомянул на странице 573 слова имама Ахмада:
«Никому не дозволенно упоминать их недостатки, ругать и порицать их ими, того кто это сделает, накажут, если он раскается, его отпустят, если же нет, то его посадят в тюрьму и будут хлестать до тех пор, пока он не откажется от своих слов или не скончается там».
(Пояснение Руслана):
Есть вероятность, что этих дурных вещей в действительности и не было, потому что тех, кто возводит ложь на сподвижников посланника Аллаха саля Ллаху алейхи ва салам, множество. Человек может считать, что это было в действительности, а этого на самом деле не было. Сегодня в исторических фактах приходит, что сподвижники воевали друг с другом по таким-то причинам (или желая власти, или желая убить друг друга и тому подобное), а всего этого на самом деле может и не было в действительности. Не следует упоминать о том дурном, что дошло до тебя о них от кого-либо. Так как, во-первых, если даже это было, то сподвижникам это прощается, более того они за это возьмут награду, так как они желали следовать истине, и во-вторых, в большинстве случаев это еще и не достоверно и является лишь ложью на сподвижников посланника Аллаха.
Здесь необходимо небольшой комментарий сделать словам шейха ибну ‘Усаймина, где он говорит третье деление, «если человек ругает сподвижника или сподвижников тем, что не касается, непосредственно религии, как трусливость или жадность» здесь нужно сделать одно исключение и сказать: «Кроме как, если человек хочет поиздеваться над сподвижником». Если человек обзывает сподвижника трусливым или жадным или приписывает подобные качества, то за это он должен быть наказан. Но если он желает этим поиздеваться над сподвижниками, и насмехается над ним, тогда это куфр.
Тогда это неверие исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Скажи «Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали». (9:65-66).
К чему сказал Всевышний Аллах эти слова? К тому, что некоторые из лицемеров сказали про сподвижников то, что они трусливые и обжорливые, но сказали они это для того, чтобы посмеяться и насмехаться и издеваться над этими сподвижниками. Если человек обвиняет кого-либо из сподвижников и обзывает его тем, что, непосредственно не связано с религией (некоторые качества характера), и обзывает его без издевательства и насмехательства (не желая насмехаться над сподвижниками), то это не является неверием. Но это является большим грехом, если же он этим желает издеваться над сподвижниками и насмехается над ними, тогда этот человек неверующий. Это является неверием. Так, как мы упоминали в книге «Иктисад филь И‘тикад» слова о том, что если человек обзывает сподвижников из ненависти к ним, тогда это тоже является неверием, потому что Всевышний сказал: «Всевышний Аллах хочет сподвижниками вывести злобу неверующих». Если у кого-то есть, злоба к сподвижникам, то он неверующий, так как злобу на сподвижников испытывает только неверующие как сказал Всевышний Аллах.
(Конец слов Руслана).
[Примечание от редактора стенограммы]: