Предопределение Аллаха не является предлогом (отговоркой) для грешника в совершении им грехов.
Говорит дальше имам ибну Кудама аль-Макдиси: «Но мы не должны использовать судьбу и предопределение Аллаха как предлог для невыполнения Его требований и несоблюдения Его запретов. Напротив, мы должны знать и верить, что у Всевышнего есть доказательства против нас, после того, как Аллах ниспослал нам писания и послал к нам посланников».
(Пояснение Руслана):
Если человек оставляет какой-то уаджиб (обязанность) или совершает какой-то харам (запретно, греховное), он не может сказать, что в этом виноват Всевышний Аллах и в этом виновато Его предопределение. То есть, мы не делаем предопределение доводом для нас за нас в судный день и не говорим: «вот, я делал грехи и не делал уаджибаты, какие-то вещи которые были мне приказаны, это потому что мне Аллах предписал это, куда я мог деться» это слово является неправильным. Потому что человек совершает свои деяния по своему выбору и не является тем, кто заставлен.
(Конец слов Руслана).
Аллах Всевышний сказал: «Чтобы у людей не было довода против Аллаха, после того, как Аллах послал к ним Посланников. Аллах — Могущественный, Мудрый» (Женщины, 165).
Говорит шейх Мухаммад ибну Салих аль-‘Усаймин:
«Предопределение Всевышнего Аллаха не является доводом для грешника в том, что он совершает грех. Все действия рабов, будь то это подчинение Всевышнему или наоборот грехи – являются сотворенными Всевышним Аллахом. (То есть, Всевышний Аллах творит людей и творит те действия, которые они совершают). Но это не может быть доводом для грешника на то, чтобы совершать грех, потому что совершает грехи сам человек, об этом Всевышний сказал: «В тот день (День воскресения) всякая душа получит воздаяние за то, что приобрела»(Прощающий, 17).
Доказательство того, что предопределение не является предлогом для грешника в совершении грехов:
1 Во-первых то, Если бы у человека не было выбора в своих действиях и силы для совершения выбранного им действия, то Всевышний не отнес бы приобретение действий к человеку, ведь Всевышний сказал: «В тот день (Судный день) каждому человеку воздастся согласно своим деяниям» (Прощающий, 17) т. е. за то, что душа совершила.
(Пояснение Руслана):
Всевышний не сказал: «В этот день будет воздано каждой душе за то, что сотворил Аллах», а говорит: «каждой душе будет воздано за то, что она совершила» имеется ввиду, натворила имея ввиду совершила, сделала, если бы у человека не было никакого выбора, перед совершение этого действия и не было бы никакой мощи (силы) избежать предопределение Аллаха, то это деяние не было бы приписано человеку (не имеется ввиду, что человек может избежать предопределения, действительно, человек не может избежать предопределения, но любые действия он творит по своему желанию, по своему выбору и никто его на эти дела не заставляет, поэтому Всевышний Аллах приписал его действия ему и обещал ему за это либо награду либо наказание. (Конец слов Руслана).
2 Во-вторых, то, что Всевышний Аллах приказывает что-либо людям и запрещает что-либо иное и не заставляет делать людей больше чем они способны.
(Пояснение Руслана): То есть, нигде ни в Коране, ни в сунне не приходит какого-то приказа на деяние, которое не смог сделать человек. Может быть, какое-то деяние, которое в общем люди могут сделать, а какой-то конкретный человек не может сделать, например, выход на джамаат намаз в мечеть для того, чтобы совершить его в коллективе, и человек, например, парализован, можно ли сказать то, что Всевышний заставляет его то, что он не способен, нет, этот приказ относится в общим ко всем людям, но он является исключением теми аятами, где Сам Всевышний Аллах позволяет ему оставаться дома и не записывается ему на это никаких грехов, так как Всевышний Аллах знает, что этот человек неспособен совершить приказ, которые распространяется на остальных людей, что касается его, он является исключением из этого приказа. (Конец слов Руслана).
Это исходя из слов Всевышнего: «Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее»(Корова, 286).
В другом аяте Всевышний сказал:«бойтесь Всевышнего Аллаха на столько, на сколько вы можете». (Взаимное обман, 16).
Из этого мы видим, что человек не принужден Всевышним к совершению чего-либо или к отказу от чего-либо. Потому что если бы он был принужден, то Аллах бы не сказал «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей», — так как принужденный не имеет возможности сделать то, что принужден не делать, или не сделать то, что принужден делать, т. е. если, человек был бы принужден, то не было бы смысла в словах Аллаха «по мере своих возможностей», а так как Всевышний Сам утвердил, что у человека есть возможность, то это указывает на то, что он не принужден и имеет выбор.
3 В-третьих, каждый знает разницу между добровольным действием и действием по принуждению, и знает, что добровольное действие можно не делать, а значит, он волен в своих действиях.
(Пояснение Руслана):
То есть, допустим, если человек является судьей и к нему привели человека, который сделал дело по своему выбору, он будет относится к нему по одному, и человека, который сделал дела не по своему выбору, то есть, его заставили на это дело, например заставили совершить преступление, то судья будет относиться к этому человеку уже по-другому. И если мы скажем, что каждый человек заставлен Всевышним Аллахом, тогда не надо было бы делать разницы, нужно было бы к обоим относиться одинаково и сказать: «И этот заставлен и этот заставлен», однако у каждого нормального человека есть понимание этой разницы между тем действием, который человек делает по выбору своему и тем, который он делает без выбора (будучи заставленным к этому).
(Конец слов Руслана).
4 В-четвертых, грешник, прежде чем совершить грех, не знает, что ему предопределено, он может совершить, а может и не совершать грех. Так как же он выбирает неправильный путь и при этом приводит в доказательство предопределение, которого он не знает, говоря, что ему было предопределено совершить этот грех? Не лучше ли было ему последовать правильному пути и сказать, что ему было предопределено это.
5 В-пятых, Всевышний сообщил нам, что Он послал посланников, чтобы у людей не было против Аллаха доводов. (То есть, чтобы люди не сказали в Судный день Всевышнему: «О Аллах! Если бы Ты послал к нам своих Посланников и довел бы до нас то, что от нас требуется, мы бы были послушны»). Всевышний об этом сказал в суре «Женщины», в аяте 165: «Чтобы не было для людей против Аллаха довода, после посланников». И если бы предопределение являлось бы (законным) предлогом для оправдания их действий, предлогом, который был бы признан Аллахом, то даже с приходом к ним посланников этот предлог против Аллаха существовал бы, и не было бы пользы в Словах Аллаха: Чтобы не было для людей против Аллаха довода, после Посланников». А так как Всевышний известил нас, что после прихода Посланников не будет против Него предлогов то и предопределение, на которое ссылаются грешники, не годится как предлог.