Продолжение темы: «Предопределении Аллаха».
1 Четыре степени предопределения без которых вера в предопределение недействительна.
Говорит шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин рахимахуЛлах:
Вера в предопределение не будет совершенной, кроме как если будет состоять из четырех вещей, то есть, из четырех ступеней:
1 Первая ступень – Вера в то, что Всевышний знает все, что будет в целом и подробно, до того как это произойдет, ведь Всевышний сказал: «Разве ты не знаешь, что Аллах знает то, что в небе и на земле, поистине это в Писании, поистине это для Аллаха легко»(Хадж, 70).
2 Вторая ступень, Вера в то, что Всевышний записал в Хранимых скрижалях судьбы всего творения. Всевышний сказал: «Ничто не постигает из событий на земле или в ваших душах, без того, чтобы его не было в Писании раньше, чем Мы создадим это» (Железо, 22).
(«Набра-а-ха» - до того как Мы сотворим это творение»).
Это упоминается и в хадисе, в котором Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине Всевышний записал судьбы Своего создания, за 50000 (пятьдесят тысяч) лет до создания небес и земли». Хадис передал Муслим (2653 со слов АбдуЛлах ибн ‘Амра ибнуль ‘Аса и ат-Тирмизи 2156).
[Примечание от редактора стенограммы]:
Имеется в виду запись того, что было предопределено, что касается самого знания Аллаха и того, что Он предопределил и желал своему творению, то все это является извечным и безначальным.
Написание предопределенного – в соответствии Корану и Сунне – делится на следующие виды:
1 «Общее для всего творения», то есть, то, что записано в Хранимых Скрижалях, за 50000 (пятьдесят тысяч) лет до создания небес и земли. То, что записано в Хранимых Скрижалях, неизменно. Что касается тех текстов из Корана и Сунны, в которых говорится о неизменности предопределенного, то это относятся именно к это виду. А те тексты, в которых говорится об увеличении или уменьшении жизненного срока или удела, то тут имеются в виду свитки находищиеся у ангелов, в которых записано то, о чем им поведал Аллах. И в зависимости от тех или иных причин, которые Аллах определил для увеличения срока жизни и удела, ангелы будут вносить изменения в свои свитки. Например: они записывают: если раб Аллаха будет поддерживать родственные связи, то проживет столько, и его удел будет таким, а если нет, то будет по иному, как об этом сказано в хадисах. Но, что именно он из этого выберет, ангелы не знают. Всевышний же, знает все в целом и подробно, а ангелы знают только то, что им сказал Аллах. Или к примеру, ангелы на протяжении всего дня могут записывать хорошие и плохие деяния верующего в свои свитки, но к вечеру, он может сделать что-то хорошее, из-за чего Аллах прикажет внести изменение и стереть его плохие деяния. Все это относится к нижеследующим видам.
2 «Пожизненное», то есть, написание всего, что произойдет с рабом с того самого момента как в него вдохнут жизнь в утробе матери, и до самой его кончины, как это следует из хадиса, в котором говорится о создании человека: «Когда же он (ангел) собирается завершить его сотворение, то говорит: «Мужчина или женщина? Несчастный или счастливый? Каков его удел? Каков его срок?». Аль-Бухари (319), Муслим (6895).
3 «Годовое»,то есть, написание в ночь предопределения (Лейлатуль-Кадр) всего, что произойдет с рабом в течении года, Всевышний сказал в четвертом аяте суры «Дым»: «В эту благословенную ночь решается всякое мудрое дело».
4 «Ежедневное» то есть, написание всего, что будет происходить с рабом каждый день. Всевышний сказал: «Все, кто в небесах и на земле, просят Его удовлетворить их нужды. И Он каждый день устраивает дела Своих творений: дарует власть и могущество одним, унижает других, даѐт одним и отказывает другим».(Милостивый, 29).
[Конец примечания].
3 Третья ступень – вера в то что не бывает ничего на небесах и на земле кроме как по желанию Всевышнего Аллаха и с Его соизволения и это желание Всевышнего Аллаха (ничего на этом свете не происходит, кроме как пожелала это Всевышний Аллах) и это желание связано либо с Милостью либо с Мудростью. Всевышний Аллах ведет кого захочет прямым путем по Своей Милости и заблуждает кого захочет по Своей Мудрости. Его не спрашивают о том, что Он делает из-за совершенства Его Мудрости и его Власти, наоборот творения – те, которых спрашивают, а то, что происходит из всего этого, то оно полностью соответствует тому, что было в Знании Всевышнего Аллаха об этих вещах.
(То есть, то, что Всевышний знал, что так произойдет, оно в действительности так и происходит, то есть, не получается ничего, чего бы не было в Знании Всевышнего Аллаха или не происходит ничего как-то по другому, не так как было в Знании Всевышнего Аллаха, то есть, все происходит так, как Знал об этом Всевышний Аллах, что это произойдет).
И все это (происходящее) полностью соответствует тому, что записано в хранимой скрижали, потому что Он сказал:: «Поистине всякую вещь мы сотворили по Къадару (предопределению)» (Месяц, 49).
(Къадар - это включая в себя также знание и запись, то есть, «все это сотворено по тому, что Мы знали и потому что Мы записали и пожелали и затем сотворили»).
Также Аллах сказал: «Кого Аллах желает наставить на правильный путь, тому Он раскрывает грудь для Ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение*, тому Он сдавливает и сжимает грудь»(Скот, 125).
Всевышний в этом аяте утвердил, что и наставление на правильный путь, и введение в заблуждение зависит от Его желания.
(Если кто-то идет по прямому пути или заблуждается, все это происходит по Его Желанию, Всевышний Аллах желает чтобы кто-то шел прямым путем и также Он желает чтобы кто-то заблуждался).
*[Примечание от редактора стенограммы]:
Здесь Всевышний извещает своих рабов о том, что наставление на правильный путь и введение в заблуждение в Его власти, Своей милостью Он наставляет на путь истины, кого пожелает, и Своей справедливостью вводит в заблуждение, кого пожелает. Он также извещает и о том, что для наставления на правильный путь и введения в заблуждение есть свои правила: Тот, кто ищет путь истины и желает его от сердца, тому Аллах устраивает и облегчает причины достижения пути истины и раскрывает грудь для принятия веры. Тот же, кто ищет заблуждение и желает его от всей души, тому Аллах устраивает причины, которые его приводят ко всему греховному, открывает ему двери к этому, сдавливает и сжимает грудь так, что она не принимает веру. Как мы видим, все зависит от нас самих; если мы ищем правду, то Аллах нам в этом помогает, если ищем нечто другое, то и это нам предоставляется, но вместе с этим Аллах любит, чтобы мы следовали только истине.
Нужно знать, что «желание» и «любовь» – это не одно и то же, многие путают эти два понятия. К примеру, для отца, руководящего семейным бизнесом, было бы любо, чтобы его сын заключил сделку с какой-то фирмой, зная о ее надежности, в то время как сын намерен заключить контракт с другой фирмой; отец извещает его об этом, но дает ему право выбора, после чего сын выбирает и действует. Если он действует по своему варианту, то это происходит по желанию его отца, но без его любви в этом, потому что не пожелал он этого, он не допустил этой сделки и сделал бы все по своему усмотрению, так как является руководителем. Этот пример не является уподоблением Аллаха кому-либо или чему-либо, мы говорим о разнице между «желанием» и «любовью», потому как многие задаются вопросам: как может Аллах желать, чтобы человек выбрал неверие, а затем наказывать его за это? Ответ на это заключается в выше написанном.
[Конец примечания].
4 Четвертая ступень, Вера в то, что Всевышний создатель всего, что на небесах и на земле, и что нет создателя кроме Аллаха, и нет Господа кроме Него.
Всевышний Аллах сказал: «Он сотворил всякую вещь и придал ей соразмерную меру».(Различение, 2).
Всевышний также сказал: «…и Аллах создал вас и то, что вы делаете».(Стоящие в ряд, 96).