III. Продолжение новой темы.

Учитель. Итак, снова в путь за солнышком. (Учитель закрепляет солнышко над Восточно-Европейской равниной.) Где остановились мы сейчас?

Ученики. Это Восточно-Европейская равнина. На карте изображена светло-желтым цветом. На ней встречаются желтые пятна.

Учитель. Что обозначают эти желтые пятна?

Ученики. Это возвышенности и холмы.

Учитель. Правильно. Восточно-Европейскую равнину называют холмистой. (Учитель демонстрирует фотографии Восточно-Европейской равнины.)

Учитель. А сейчас держим путь на юго-запад. (Учитель закрепляет солнышко над Кавказскими горами.) Где мы остановились? Что рассказывает карта?

Ученики. Это Кавказские горы. Они высокие, потому что окрашены в темно-коричневый цвет. Самая высокая гора – Эльбрус, ее высота 5642 м. Эльбрус выше Белухи на Алтае.

Учитель демонстрирует фотографии Кавказских гор и схему:

III. Продолжение новой темы. - student2.ru

Учитель. Кавказские горы – «молодые». Их вершины острые, а склоны – крутые.

IV. Закрепление.

Учитель. Наше солнышко закатилось на горизонт. Мы прошли огромный путь от восточных границ до западных. Что же вы можете сказать о земной поверхности России?

Ученики. На территории России встречаются горы, молодые и старые. Встречаются равнины, среди которых есть низменности, возвышенности, плоскогорья.

Учитель. Что же такое равнины?

Ученики. Равнины – это ровные или холмистые участки земной поверхности.

Учитель. Рассмотрите схемы равнин. Расскажите, какие равнины изображены.

III. Продолжение новой темы. - student2.ru

Ученики. На 1-й схеме изображена холмистая равнина. Это Восточно-Европейская равнина. На 2-й схеме – плоская равнина. Это Западно-Сибирская равнина. На 3-й схеме – Среднесибирское плоскогорье.

Учитель. Объединим эти схемы в одну – «Равнины на территории России».

Начертите линию уровня моря. Какую равнину изобразим первой, второй, третьей? Что будет выше? Какая равнина будет ниже?

III. Продолжение новой темы. - student2.ru

Учащиеся делают схему в тетради.

Учитель. Что называют горами?

Ученики. Горы поднимаются высоко над уровнем моря. Они бывают молодые (высокие) и старые (невысокие).

Учитель. На какой схеме изображены молодые горы?

III. Продолжение новой темы. - student2.ru

Ученики. На первой схеме – это высокие горы с острыми вершинами.

Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу.

З а д а н и е: вставьте пропущенные слова.

«Самые высокие горы в России – … (Кавказские). В список Всемирного наследия включены горы – … (Алтая). С севера на юг через всю страну протянулись – … (Уральские) горы. На Камчатском полуострове находится вулкан … (Ключевская Сопка)».

V. Подведение итогов. Выставление оценок.

Ученики читают вывод (с. 70 учебника).

Учитель. Сравните горы по высоте и прочитайте слово, которое солнышко говорит вам.

III. Продолжение новой темы. - student2.ru

Ученики. «Спасибо».

Учитель. За работу на уроке всем спасибо!

VI. Домашнее задание.

С. 64–71.

Прочитать текст рубрики «Заповедники России», найти на карте Ильменский заповедник. Выполнить задание «Проверь себя».

У р о к 13

МОРЯ, ОЗЕРА И РЕКИ РОССИИ

Цели:

1. Сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России.

2. Познакомить с географическим положением рек.

3. Совершенствовать умения и навыки работы с физической картой России.

4. Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, рассуждать и делать выводы.

О б о р у д о в а н и е:плакат «Солнечная система»; рисунки, иллюстрирующие внешний вид и размеры Солнца.

Ход урока

Наши рекомендации