Невозможно, чтобы сущность была лишена своих атрибутов
Шейх ибн Усаймин,да смилуется над ним Аллах, сказал: «Невозможно такое, чтобы сущность была лишена атрибутов. Да, человек может представить в уме какую-то сущность, лишенную атрибутов, однако представление не соответствует реальности, то есть представление не подобно действительности. Не существует в действительности сущности у которой нет атрибутов. Ум может представить какое-то творение, у которого тысячу глаз, а в каждом глазу тысяча зрачков, тысяча ног, а на каждой ноге тысяча пальцев, а в каждом пальце тысяча ногтей и прочие, что он может представить, даже если это в реальности не существует. В действительности же невозможно, чтобы что-либо не имело атрибутов.
Поэтому вера в то, что Аллах обладает прекрасными атрибутами, относится к вере в Аллаха. Даже те, кто отрицают атрибуты Аллаха, все равно признают существование Аллаха, и это признают все люди. Если это так, то Аллах обладает прекрасными атрибутами (так как невозможно, чтобы сущность была лишена своих атрибутов)» (см: «Шарх аль-акъида аль-уасатыйа» стр. 45).
Люди своими искажениями очевидных смыслов атрибутов Аллаха косвенно заявляют, что утверждение очевидных смыслов атрибутов Аллаха указывает на неверие!
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Люди, которые искажают истинный смысл атрибутов Аллаха, делают так потому, что убеждены в том, что принятие их очевидного смысла - это уподобление атрибутов Всевышнего Аллаха атрибутам творений. Их сердца и воображение не могут признать эти атрибуты в истинном их смысле и не могут совместить признание этих атрибутов с отрицанием (их) уподобления (атрибутам творений).
Например, Аллах описал Себя тем, что у Него имеются обе Руки, они же (сначала) поняли (из этого), что эти Руки похожи на руки творений!! Когда же они поняли это таким вот образом, то стали отрицать этот атрибут, сказав: «Здесь не подразумевается истиный смысл рук, поскольку признание истинности рук, обязывает уподобление их творениям!»
Мы же оспорим их (следующим вопросом): «Что является очевидным смыслом в признании обоих Рук Аллаха, исходя из текстов Корана и Сунны?»
Они ответят: «Очевидный смысл священных текстов указывает на истинный смысл обоих Рук».
Тогда мы скажем: «Значит, согласно вашему правилу то, что является очевидным смыслом Корана и Сунны - это неверие, поскольку уподобление Аллаха творениям является неверием?»
Поэтому мы говорим, что люди, которые искажают истинный смысл атрибутов Аллаха, понимают их в переносном смысле только тогда, когда считают, что их очевидный смысл обязывает или внушает мысль уподобить атрибуты Всевышнего Аллаха атрибутам творений. А уподобление атрибутов Аллаха атрибутам творений является неверием, поскольку подобное объявляет ложными высказывание Всевышнего Аллаха: «Нет никого подобного Ему»(сура «аш-Шура», аят 11).
Нуейм ибн Хаммад аль-Хузаи, один из учителей имама аль-Бухари, да смилуется над ними обоими Аллах, сказал: «Тот, кто уподобляет Аллаха творениям, совершает неверие. Кто отрицает атрибуты, которыми Аллах описал Себя, тот совершает неверие. При этом атрибуты, которыми Аллах описал Себя и которыми Его описал Его Посланник, не являются уподоблением творениям».
Известно, что считать очевидный смысл слов Всевышнего Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, уподоблением или неверием, или внушением подобных мыслей является величайшей ложью. Разве может быть порочнее высказывания, чем то высказывание, которое обязывает посчитать очевидный смысл слов Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, неверием?! Нет более суровых и ужасных слов, чем эти слова!» (см: «Шарх аль-Къауа’ид аль- Мусля фи сыфатиЛляхи та’аля уа асмаъихи аль-хусна» стр. 130-31).
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Когда мы читаем слова Аллаха: «Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?», то свидетельствуем, что Аллах не имел в виду, что у Него Руки подобны нашим рукам. Если нас спросят: «Как вы можете свидетельствовать за Аллаха, что Он хочет подтвердить такой атрибут как Рука, но при этом не подразумевает под этим уподобление этого атрибута творению? Откуда вам знать это?», - то мы ответим: «Напротив, мы знаем, поскольку Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал: «Нет ничего подобного Ему». Мы соглашаемся с вами в том, что Аллах не подобен творению, но не соглашаемся с вашими заявлениями, что очевидный смысл священных текстов – это уподобление этих атрибутов творениям. Вот различие между нами и вами!» (см: «Шарх аль-Къауа’ид аль- Мусля фи сыфатиЛляхи та’аля уа асмаъихи аль-хусна», стр. 126).