Кто совершает ее в одежде, опущенной ниже щиколоток?
Со слов Ибн Мас’уда передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто опустил край своего изара в молитве из-за высокомерия, тот не имеет отношения к Аллаху ни в дозволенном, ни в запретном!» Абу Дауд 637, ат-Таялиси 351. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Также сообщается, что когда Ибн Мас’уд увидел бедуина, который совершал молитву, опустив края одежды, он сказал ему: “Опускающий края одежды в молитве не имеет отношения к Аллаху ни в дозволенном, ни в запретном!”
Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад этого сообщения хорошим, и сказал: “Такое от себя не говорят!” См. “Фатхуль-Бари” 10/257.
Т.е. о запретном и дозволенном, а также о причинах ниспослания аятов или о сокровенных вещах, Аде и Рае, сподвижники от себя не говорили.
Что же касается известного хадиса, который передает Абу Хурайра: “Как-то раз когда один человек опустивший края своего изара, совершал молитву, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Ступай и соверши омовение!» И он пошел и совершил омовение, а потом вернулся обратно, но пророк (мир ему и благословение Аллаха) снова велел ему: «Ступай и соверши омовение!» Кто-то из присутствовавших спросил: “О посланник Аллаха, почему ты велишь ему совершать омовение, а потом ничего не говоришь о нем?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, он молился, опустив края своего изара, а Аллах не принимает молитву опустившего края одежды!»” Абу Дауд 638.
Относительно достоверности этого хадиса было большое разногласие среди ученых.
Среди тех, кто считал данный хадис достоверным были: имам ан-Науауи, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, имам аз-Захаби, имам Ибн Муфлих, шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади. См. «аль-Маджму’» 3/178, “аль-Адабу-шшар’ия” 3/514, “аль-Мухаззаб” 2/680, «‘Аунуль-Ма’буд» 2/342.
А среди тех, кто считал этот хадис слабым были: хафиз аль-Мунзири, имам Бадруддин аль-‘Айни, имам аш-Шаукани, имам ас-Сан’ани, шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут. См. “ат-Таргъиб уа-ттархиб” 2/152, “Шарх Сунан Аби Дауд” 3/169, “Мишкатуль-масабих” 1/238, “Тахридж аль-Муснад” 16679.
Причина разногласия достоверности этого хадиса заключалась в передатчике по имени Абу Джа’фар, который является неизвестным (маджхуль), как об этом говорил хафиз Ибн аль-Къаттан.
Что же касается имамов, то они разошлись в том, кто этот Абу Джа’фар. Одни сказали, что это Мухаммад ибн ‘Али Бакъир – передатчик, которого имам Муслим использовал в своем Сахихе. Другие же сказали, что это Абу Джа’фар муаззин Ансари Мадани, который является неизвестным передатчиком.
Также некоторые ученые считали смысл этого хадиса странным, поскольку он противоречит другим достоверным хадисам, о чем говорил шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад. Какая связь между опусканием одежды и совершением омовения?
Однако ученые, считавшие этот хадис достоверным, сказали, что смысл веления совершить этому человеку омовение несколько раз состоял в том, чтобы он задумался над тем, что делает что-то не так, ведь он сам знал, что он не совершил ничего, что нарушило бы его омовение.
Также о том, что молитва того, кто опустил края одежды ниже щиколотки, не принимается, говорили некоторые саляфы. Муджахид и Зирр говорили: “У того, чей изар был ниже щиколоток, намаз не принимается!” Ибн Аби Шайба 5/155. Иснад достоверный.
Среди ученых было разногласие относительно того, принимается ли молитва человека, совершившего ее в одежде ниже щиколоток или нет. Большинство ученых считало, что такая молитва принимается. Но даже если учесть мнения тех, кто говорил, что молитва такого человека не принимается, то это не говорит о том, что такую молитву необходимо перечитывать или же возмещать. Поскольку даже те достоверные хадисы, в которых говорится, что Аллах не принимает молитву того, кто пришел к предсказателю, ученые объяснили тем, что такой человек не получает награды за нее.
Имам ан-Науауи говорил: “Что касается того, что не примется молитва пришедшего к предсказателю в течение сорока дней, то смысл этого состоит в том, что такой человек не получит за намаз награду. Ученые единогласны в том, что намаз за эти сорок дней возмещать не надо”. См. “Шарх Сахих Муслим” 5/283.
Все упомянутое в этой главе также указывает на серьезность поступка опускающего края одежды. И достаточно для любого мусульманина того, что относительно действительности молитвы опустившего края одежды есть разногласие среди ученых, чтобы понять серьезность этого вопроса. См. “аль-Исбаль ли гъайри аль-хуяля” 213.
Здесь также следует обратить внимание на поступок тех мусульман, кто носит длинную одежду, которые перед совершением молитвы подворачивает ее края. Этот поступок противоречит тому, что было велено посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который говорил: «Мне было велено совершать земной поклон, опираясь на семь частей (лоб, нос, две ладони, два колена и две ступни), а также не собирать волосы и одежду!» аль-Бухари 816.
Что же касается совершения намаза позади имама, чья одежда опущена ниже щиколоток, то имам ас-Сан’ани сказал, что если имам несведущий относительно этого вопроса, то нет никаких проблем, его просто следует известить об этом. Если же имам придерживается мнения тех, кто считает допустимым опускать края одежды, если это делается не по причине высокомерия, и он является постоянным имамом и т.д., то молитва за ним также действительна, и доводом на это является хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Ваши имамы совершают молитвы для вас и для себя, и если они все делают правильно, то награда и вам и им, если же они ошибаются, то вам все равно награда, а их ошибка оборачивается против них». аль-Бухари 694.