Об этике удовлетворения естественных потребностей
عنْ أنسtقال: كان النبيrإذا دخل الخلاء قال :]اللهم إني أعوذ بك من الخبث والخبائث[. وعن عائشة رضي الله عنها أن النبيrكان إذا خرج من الخلاء قال:]غُفْرانك[
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
- Собираясь зайти в отхожее место, посланник Аллаха, , обычно говорил: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей помощи от порочности и дурных поступков /Аллахумма, ин-ни а‘узу би-кя мин аль-хубуси ва-ль-хаба’ис[76]/».[77]
Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, выйдя из отхожего места, посланник Аллаха, , обычно говорил: «Прости! /Гуфрана-кя!»[78]
а) Передатчик этого хадиса
Сведения о передатчике первого хадиса приводятся в хадисе № 2.
Передатчицей второго хадиса является жена посланника Аллаха, , ‘Аиша бинт Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен ею Аллах, которая отличалась глубокими познаниями в области шариата и фикха и передала много хадисов. Она умерла в 57 г. х.
б) Общий смысл этого хадиса
Повторять эти слова желательно при входе в места, приспособленные для удовлетворения естественных потребностей, а также в тех случаях, когда человек удовлетворяет свои естественные потребности в иных местах. В этом хадисе говорится о желательности произнесения вышеупомянутых слов в таких местах ввиду того, что их посещают шайтаны.
в) Указания
1. Перед удовлетворением естественных потребностей желательно произносить слова “О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей помощи от порочности и дурных поступков”.
2. При входе в отхожее место или в баню желательно делать первый шаг левой ногой, а при выходе - правой.
3. Выйдя из отхожего места, желательно сказать: «Прости!»
4. Тому, кто войдет в баню, запрещается поминать Аллаха Всевышнего.
г) Вопросы
1. Какой ногой желательно делать первый шаг при входе в баню или отхожее место и при выходе оттуда?
2. Что следует говорить при выходе из бани или отхожего места?
3. Какую пользу приносят слова поминания Аллаха?
27-й хадис
СТОЛПЫ ИСЛАМА
عنْ عبدالله بن عُمرَ -رضي الله عنهما- قال : سمعت رسول اللهrيقول:] بُني الإسلامُ على خَمْسٍ : شهادةِ أنْ لاَ إلهَ إلاَّ الله وأَنَّ مُحمَّداً رسُولُ الله، وإقامِ الصَّلاة، وإيتاءِِ الزكاة، وحِجِّ البيْت، وصَوْم رَمَضَان[
Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
- Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад посланник Аллаха, совершении молитвы[79], выплате закята[80], совершении хаджжа[81] и соблюдении поста в рамадане».[82]
а) Передатчик этого хадиса
Сведения о нем приводятся в хадисе № 6.
б) Общий смысл этого хадиса
Этот хадис указывает на то, что ислам основывается на пяти столпах. Ими являются два свидетельства: свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, являющееся признанием того, что Аллах является единственным Господом, единственным Богом, Которому должно поклоняться, и единственным обладателем божественных имен и атрибутов. Вторым свидетельством является свидетельство о том, что Мухаммад раб Аллаха и Его посланник. Сутью этого свидетельства является вера в истинность того, о чем он сообщил, подчинение его велениям и отказ от совершения того, что он запрещал и от чего удерживал. Второе свидетельство дополняет свидетельство единобожия. Прочими столпами являются совершение молитвы (имеется в виду неуклонное совершение молитвы или ее совершение как таковое), выплата закята, совершение хаджжа к дому Аллаха для тех, кто имеет такую возможность (имеется в виду оплата расходов и совершение необходимых обрядов), а также соблюдение поста в рамадане.
в) Указания
1. В основе ислама лежит свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха.
2. Молитва является одним из основных столпов ислама.
3. Каждую молитву следует совершать в установленное для нее время и нельзя откладывать без уважительной причины.
4. Молитва станет причиной счастья человека в обоих мирах.
5. Выплата закята обязательна, если будут соблюдены все необходимые условия.
6. Соблюдение поста является обязанностью каждого взрослого человека, а для тех, кто не достиг половой зрелости поститься желательно.
7. Совершение хаджжа является обязанностью каждого, кто удовлетворяет всем необходимым условиям.
г) Вопросы
1. Дополните хадис:
‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
- Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: .....
2. Какое суждение следует вынести о совершении молитвы позже установленного для нее времени без уважительной причины.
3. Какое суждение следует вынести о соблюдении поста теми, кто не достиг половой зрелости?
4. Совершит ли грех такой человек, который не отправится в хадж из-за того, что не сможет найти средство передвижения или необходимые материальные средства?
28-й хадис
УДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ МЕЧЕТЯМ В ИСЛАМЕ
عنْ أبي هريرةtأن رجلاً أسود -أو امرأة سوداء- كان يقمُّ المسجد فمات، فسأل النبيrفقالوا: مات. فقال:] أَفَلاَ كُنْتُمْ آذنتُمُوني به، دُلُّوني عَلى قَبْرِهِ –أو قَالَ : قَبْرِها فَأَتى قَبْرَهُ فَصَلَّى عَلَيْهِ[
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (в свое время) негр /или: негритянка/, подметавший полы в мечети, умер. (Когда) пророк, , спросил о нем, ему сказали: «Он умер». (Услышав об этом,) он воскликнул: «И вы ничего не сказали мне?! Покажите мне его /или: ее/ могилу!» - после чего пришел к этой могиле и совершил над ней заупокойную молитву.[83]
а) Передатчик этого хадиса
Сведения о нем приводятся в хадисе № 5.
б) Общий смысл этого хадиса
Этот хадис указывает на внимание, которое уделяется в исламе поддержанию чистоты в мечетях. Кроме того, он служит указанием на действительность заупокойной молитвы, совершаемой по покойному после погребения независимо от того, была ли такая молитва совершена до погребения или нет. И, наконец, он указывает на то, какое внимание уделял мечетям посланник Аллаха, .
в) Указания
1. Ислам заботится о поддержании чистоты в мечетях.
2. Внимание посланника Аллаха, , к этому человеку свидетельствует о том, что он старался навещать своих сподвижников, и спрашивал о них, если замечал их отсутствие.
3. Ислам побуждает служить домам Аллаха и принимать участие в их уборке.
4. В мечети не следует ничего бросать на пол, будь то платок или что-либо иное.
5. Признаком заботы о мечети служит то, что в ней поддерживается чистота, Кораны и ковры аккуратно раскладываются, а двери закрываются.
6. Не следует ничего писать на стенах мечети ни снаружи, ни изнутри.
7. Желательно принимать участие в похоронах праведных людей. Следует проводить заупокойную молитву до погребения; тем, кто не смог присутствовать на ней, желательно совершить такую молитву после погребения.
г) Вопросы
1. Что означают слова يقُمُّ и آذَنْتُمُوني ?
2. Поставьте знак – или + после нижеследующих предложений:
* Не разрешается принимать участие в уборке мечетей ....
* Надписи на стенах мечети как снаружи, так и изнутри свидетельствуют о проявлении заботы о мечети .......
* Внимание посланника Аллаха, , к этому человеку свидетельствует о том, что он старался навещать своих сподвижников, и спрашивал о них, если замечал их отсутствие......
29-й хадис
ЗАПРЕТНОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ К ЛЮДЯМС ПРОСЬБАМИ БЕЗ НЕОБХОДИМОСТИ
عنْ أبي هريرةtقال : قال رسول اللهr:]منْ سأَلَ النَّاسِ تَكَثُّراً ، فإِنَّما يَسْأَلُ جَمْراً ، فَلْيَسْتقِلَّ أَو لِيَسْتَكْثِرَ[
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, обращающийся к людям с просьбами с целью увеличения (своего достояния[84]) просит (для себя) раскаленных углей[85] - пусть же старается он получить поменьше или побольше[86]!»[87]
а) Передатчик этого хадиса
Сведения о нем приводятся в хадисе № 5.
б) Общий смысл этого хадиса
Ибн аль-‘Араби сказал: «Слова “просит (для себя) раскаленных углей” означают, что он подвергнется наказанию огнем. Возможно также, что эти слова следует понимать буквально, то есть как указание на то, что взятое им превратится в раскаленные угли, которыми этого человека будут жечь, как и того, кто отказывается выплачивать закят. Фраза “пусть же старается он получить поменьше”, как и то, что за ней следует, имеет саркастический оттенок или же таит в себе угрозу и означает “поступайте как знаете”, указывая на запретность обращения к людям с просьбами только для приумножения того, что имеешь».
в) Указания
1. Запретно обращаться к людям с просьбами без необходимости.
2. Просить людей без необходимости о малом столь же греховно, как и просить о многом.
3. Богатство определяется не количеством денег, богат тот, кто богат духовно.
4. Страшные угрозы адресованы тому, кто обращается к людям с просьбами только для приумножения своего достояния.
5. Не имеет стыда тот, кто обращается к людям с просьбами без необходимости.
6. Скромность является одним из нравственных качеств мусульманина.
г) Вопросы
1. Дополните следующее предложение: «Поистине, обращающийся к людям с просьбами ....»
2. Приведите три из числа указаний этого хадиса.
3. Кто обладает истинным богатством?
30-й хадис
О ПРАВАХ СОСЕДА
عنْ أبي هريرةtأن رسول الله r قال :]مَنْ كَانَ يؤْمِنُ باللهِ واليَومِ الآخرِ فَلاَ يُؤْذِ جَاَرَهُ ، ومَنْ كَانَ يؤْمِنُ باللهِ واليَومِ الآخرِ فَلْيُكْرِمْ ضَيْفَه، وَمَنْ كَانَ يؤْمِنُ باللهِ واليومِ الآخرِ فَلْيَقُلْ خَيْراً أوْ لِيَسْكُتْ[
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, не причиняет вреда своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит[88]».[89]
а) Передатчик этого хадиса
Сведения о нем приводятся в хадисе № 5.
б) Общий смысл этого хадиса
В этом хадисе говорится о необходимости соблюдения прав соседа, что является признаком совершенства веры, тогда как причинение ему вреда относится к числу тяжких грехов, поскольку пророк, , сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, не причиняет вреда своему соседу...» Отношение к праведным и неправедным соседям может быть разным, но в любом случае следует желать соседу блага, увещевать его, выбирая для этого наилучшие средства, обращаться к Аллаху с мольбами о том, чтобы Он наставил соседа на путь истинный, и не причинять ему никакого вреда.
Лишних слов не счесть, а то, что действительно важно, приводится в Книге Аллаха, Который сказал:
â* w uöyz Îû 9ÏV2 `ÏiB öNßg1uqôf¯R wÎ) ô`tB ttBr& >ps%y|ÁÎ/ ÷rr& >$rã÷ètB ÷rr& £x»n=ô¹Î) ú÷üt/ Ĩ$¨Y9$# á
«Нет блага во многих из их тайных бесед, если только кто-нибудь не призывает раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей между собой...»[90] Лишние слова приводят к неисчислимым бедствиям, примером чего могут служить разговоры о греховном на встречах женщин или людей, употребляющих спиртные напитки, высказывания нечестивцев, хула, сплетни, споры, неуместные шутки, поношение, непристойные слова, глумление над людьми, ложь и тому подобные вещи.
в) Указания
1. Ислам побуждает мусульман заниматься такими делами, которые приводят к любви и сотрудничеству между людьми.
2. Взаимопомощь соседей укрепляет связи между ними.
3. Оказывать благодеяния соседу значит не наносить его детям обид словом и делом.
4. Делать надписи на стенах домов соседей и использовать для игр то, что им принадлежит, значит причинять им вред.
5. Большой грех совершает тот, кто заглядывает в дом соседа с крыши, через щель в двери или через забор.
6. Привычка бросать мусор или камни перед домами соседей или в их дворы приводит к ненависти между ними.
7. Громкие голоса доставляют соседям беспокойство.
8. Оказание уважения гостю является обязанностью мусульманина.
9. Немногословие является признаком совершенства веры.
10. Немногословие человека вызывает к нему уважение людей.
11. Разговоры о благом не считаются запретным многословием.
12. Молчание лучше бесполезных разговоров.
13. Немногословие является порождением веры.
г) Вопросы
1. Приведите три примера оказания благодеяний соседу.
2. Что способствует укреплению отношений между соседями?
3. Дополните следующее предложение: «Громкие голоса...»
4. В каком случае лучше молчать, чем говорить?
31-й хадис
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ГНЕВА
عنْ أبي هريرةt، أن رجلاً قال للنبيr: أَوْصِني ، قال :]لا تَغْضبْ[. فردَّدَ مِراراً، قال :]لا تَغْضبْ[.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек попросил пророка, : «Дай мне совет». Он сказал: «Не гневайся». После этого тот (человек) несколько раз повторил (свою просьбу, но пророк, , каждый раз) говорил: «Не гневайся».[91]
а) Передатчик этого хадиса
Сведения о нем приводятся в хадисе № 5.
б) Общий смысл этого хадиса
Этот хадис служит указанием на то, что запретно проявлять гнев и необходимо избегать всего, что может его вызывать. Кроме того, этот хадис велит проявлять кротость, поскольку запрещение чего-либо является велением совершать то, что противоположно этому. Пророк, , ограничился словами “Не гневайся” ввиду того, что человек, обратившийся к нему с просьбой, был склонен к проявлению гнева, пророк же, , давал каждому такие наставления, которые являлись для него наиболее подходящими. Эти слова пророка, , объединили в себе благо обоих миров, поскольку проявления гнева приводят к отчуждению и разрыву уз любви между людьми и могут подтолкнуть человека к причинению вреда тем, на кого он гневается, и нарушению установлений шариата, касающихся подобных случаев, что повредит его религии.
в) Указания
1. Ислам запрещает проявлять гнев, поскольку это приводит к дурным последствиям.2. Предостережение относительно гнева, поскольку проявлять его побуждает людей шайтан.
3. Мусульманин не вызывает гнев других людей, не имея на то оснований.
4. Кротость и долготерпение являются похвальными качествами.
5. Человек, который часто гневается, будет часто раскаиваться.
г) Вопросы
1. Почему ислам запрещает проявлять гнев?
2. Приведите три из числа указаний этого хадиса.
3. Какое наставление дал пророк, , человеку, который обратился к нему с просьбой?
32-й хадис
ЗАПРЕЩЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕПОЧТИТЕЛЬНОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К РОДИТЕЛЯМ
عنْ عبدالله بن عمرو بن العاص رضي الله عنهما قال : قال رسول اللهr:]مَنْ الكَبائرِ شَتمُ الرَّجلِ وَالِديْهِ[. قَالوا: يَا رسولَ اللهِ وهلْ يَشْتُمُ الرَّجُلُ وَالدِيْهِ؟ قَالَ:]نَعمْ، يَسبُّ أَبَا الرَّجُلِ فَيَسُبُّ أَبَاهُ وَيَسُبُّ أُمَ الرّجُلِ فَيَسُبُّ أُمَّهُ[.
Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, проклиная своих родителей, человек совершает один из тягчайших грехов!» (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, как же (может) человек проклинать собственных родителей?» Он сказал: «(Так может получиться, если) станет он поносить отца (другого) человека, а тот примется ругать его отца, и (если) станет он поносить мать (другого) человека, а тот примется ругать его мать![92]»[93]
а) Передатчик этого хадиса
Сведения о нем приводятся в хадисе № 24.
б) Общий смысл этого хадиса
В этом хадисе указывает на запретность совершения любых действий, которые могут послужить причиной нанесения обид или оскорблений родителям, поскольку такие действия относятся к числу тяжких грехов. Тот человек, который подвергнет их поношению также совершит грех. Таким образом, этот хадис перекрывает все пути, ведущие к совершению подобных действий. Кроме того, он указывает на то, что запретным является любое действие, которое приводит к совершению запретного, даже если человек, совершающий его, не стремился к запретному. На это же указывают и слова Аллаха Всевышнего, Который сказал:
â wur (#q7Ý¡n@ úïÏ%©!$# tbqããôt `ÏB Èbrß «!$# (#q7Ý¡usù ©!$# #Jrôtã ÎötóÎ/ 5Où=Ïæ á
«И не подвергайте поношению тех, к кому они[94] взывают помимо Аллаха, чтобы не поносили они Аллаха из враждебности и по невежеству своему».[95]
в) Указания
1. Запрещение поношения, ругани и проклятий.
2. Поношения и проклятия приводят к совершению грехов.
3. Не следует отвечать руганью на ругань, поскольку из-за этого человек лишается награды.
4. Нанести обиду родителям можно как словом, так и делом.
5. Брань того, кто ругает людей, может вернуться к нему же.
6. Нанесением обиды родителям является совершение того, что может привести к их оскорблению.
г) Вопросы
1. Дополните хадис:
- Посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, проклиная своих родителей, человек совершает один из тягчайших грехов!» (Люди) спросили: .....
2. Что тебе известно о сподвижнике по имени ‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен им Аллах?
3. Какое суждение следует вынести о поношении и проклятиях?
4. Приведите три из указаний данного хадиса.
33-й хадис
ПОРИЦАНИЕ ЗАНЯТОСТИ ТЕМ ЧТО НЕ КАСАЕТСЯ ЧЕЛОВЕКА
عنْ أبي هريرةtقال: قال رسول اللهr:]مِنْ حُسْنِ إسْلامِ المرءِ تَرْكُهُ مَالاَ يعْنِيه[
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «(Одним из признаков) хорошего исповедания ислама человеком является его отказ от (всего), что его не касается».[96]
а) Передатчик этого хадиса
Сведения о нем приводятся в хадисе № 5.
б) Общий смысл этого хадиса
Этот хадис содержит в себе краткие по форме, но емкие по смыслу слова пророка, . Смысл сказанного им заключается в том, что о должном исповедании ислама человеком свидетельствует отказ от таких слов и поступков, которые не являются необходимыми для его религиозных или мирских дел и не помогут ему снискать благоволение его Господа. Здесь имеются в виду все запретное, порицаемое и сомнительное, а также ненужные споры.
Необходимо ограничиваться словами и делами, которые принесут большую пользу, поскольку, даже если мусульманин и не будет совершать грехов, он неизбежно столкнется с тем, что повредит ему самому или его имуществу.
в) Указания
1. Ислам побуждает мусульман отказываться от вмешательства в такие дела, которые их не касаются.
2. Отказ мусульманина от любых слов и дел, которые не имеют к нему отношения, свидетельствует о совершенстве его ислама.
3. Не следует отвечать на то, о чем мусульманина не спрашивают.
4. Указание на благое является таким делом, которое касается мусульманина.
г) Вопросы
1. Какое суждение следует вынести о тайном подслушивании разговоров людей?
2. Приведите три из числа указаний этого хадиса.
3. Дополните следующее предложение: «(Одним из признаков) хорошего исповедания ислама человеком...»
34-й хадис
ПОРИЦАНИЕ ВЫСОКОМЕРИЯ И ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ УКРАШЕНИЙ
عنْ عبدالله بن مسعود t قال: قال النبي r :]لا يَدْخُل الجَنَّةَ مَنْ كانَ في قلبِهِ مِثْقَالُ ذرَّةٍ مِنْ كِبْرِ[. فقال رجلٌ للنبي r : إن الرّجُلَ يُحبُّ أن يكون ثوبُه حسناً ونعلهُ حسنة، قال :]إِنِّ الله جَمِيلٌ يُحبُّ الجَمَالَ، الكِبْرُ بَطَرُ الحقِّ وَغَمْطُ النَّاسِ[
Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, , сказал: «Не войдет в рай (тот человек), в сердце которого (останется) высокомерие (весом хотя бы) с пылинку». (Услышав это, один) человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» (На это пророк, ,) сказал: «Поистине, Аллах прекрасен[97], и Он любит прекрасное, (что же касается) высокомерия, то это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям[98]».[99]
а) Передатчик этого хадиса
Сведения о нем приводятся в хадисе № 3.
б) Общий смысл этого хадиса
Этот хадис побуждает поддерживать чистоту и содержит в себе запрет на проявление высокомерия и презрения по отношению к людям и ущемление их прав из надменности. Высокомерие может быть либо внутренним, представляя собой известное качество души, либо находить внешнее проявление в совершении определенных поступков, являющихся следствием вышеупомянутого качества. Достоин угроз Аллаха тот, кто проявляет высокомерие и совершает соответствующие поступки. Мусульманину приличествует отстраняться от этого порицаемого качества и помнить о том, что все милости оказывает ему Аллах, и только Ему как обладателю величия приличествует превозноситься над другими. Что же касается стремления украсить себя, то оно одобряется шариатом, поскольку позволяет показать, как облагодетельствовал Своего раба Аллах, Который любит, чтобы следы Его благодеяний, оказанных рабу, были видны всем. Кроме того, это угодно Аллаху и потому, что Аллах прекрасен, и Он любит все красивое.
в) Указания
1. Запретность высокомерия и проявления презрения по отношению к людям.
2. Проявление высокомерия в малом и большом относится к числу тяжких грехов.
3. Чистым должно быть все то, что носит и чем пользуется человек.
4. Появление перед людьми в красивой одежде не является проявлением высокомерия, но указывает на милость Аллаха и является выражением благодарности за эту милость.
5. Необходимо стараться поддерживать чистоту в доме, школе и на улице.
6. Делать надписи на учебном столе и стенах некрасиво.
7. Желательно купаться хотя бы один раз в неделю.
г) Вопросы
1. Что вы знаете о сподвижнике по имени ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах?
2. Перечислите три указания ислама относительно чистоты.
3. Следует ли следить за чистотой только одежды и обуви?
4. Что такое высокомерие? Почему Аллах Всевышний запретил проявлять высокомерие?
35-й хадис
МНОЖЕСТВО ПУТЕЙ БЛАГА В ИСЛАМЕ
عنْ أبي هريرةtقال: قال رسول اللهr:]كُلُّ سُلاَمَى مِنْ النَّاس عَلَيْه صَدَقةٌ كُلَّ يَوْمٍ تَطْلُعُ فِيهِ الشَمْسُ ؛ تعْدلُ بَيْنَ اثْنَيْنِ صَدَقةٌ ، وَتُعِينَ الرَّجلَ في دابّتِهِ فَتَحْمِلُهُ عَلَيْها أوْ تَرْفَعُ لَهُ عَلَيْها مَتَاعَهُ صَدَقةٌ ، وَالكلمةُ الطيّبةُ صَدَقةٌ ، وبِكُلِّ خُطْوةٍ تَمْشِيها إِلى الصَّلاةِ صَدَقةٌ ، وتُميطُ الأَذى عَن الطَريقِ صَدَقةٌ[
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Каждый сустав из (суставов, имеющихся в телах) людей, должен давать садаку каждый день, в который восходит солнце: (если) ты справедливо рассудишь двоих, (это будет) садакой, и (если) ты подсадишь человека на его верховое животное, или погрузишь на (животное) его поклажу, (это будет) садакой, и доброе слово - садака, и делая каждый шаг на пути к молитве[100], (ты даешь) садаку, и убирая с пути то, что причиняет людям вред, (ты тоже даешь) садаку».[101]
а) Передатчик этого хадиса
Сведения о нем приводятся в хадисе № 5.
б) Общий смысл этого хадиса
Этот хадис указывает на то, что понятие садаки не ограничивается одной только добровольной материальной помощью, которую обеспеченные люди оказывают бедным. На самом деле садаку в большинстве случаев может легко давать каждый, поскольку любое благое слово или дело человека записывается ему как садака.
в) Указания
1. Милостью Аллаха по отношению к Его рабам является то, что Он облегчил совершение добрых дел.
2. Обязательно воздавать Аллаху Всевышнему благодарность за то, что Он наделил людей чувствами и различными частями тела, а также за оказание всех прочих благодеяний.
3. Одним из видов выражения благодарности Аллаху Всевышнему является оказание другим людям помощи в совершении благих дел.
4. Примирение друг с другом братьев и товарищей является обязанностью человека.
5. Одним из похвальных качеств является умение говорить людям благие слова.
6. Посещение мечети является способом приобретения благих дел и устранения дурных.
7. Следует стараться устранять все, что мешает людям в школе и на улицах.
8. Нельзя бросать мусор на улице, поскольку это противоречит установлениям ислама.
9. Согласно этическим нормам ислама мусор нужно складывать в предназначенном для этого месте.
г) Вопросы
1. Какое суждение следует вынести о примирении друг с другом братьев и товарищей?
2. Перечислите пути блага, о которых говорится в этом хадисе.
3. Что можно сказать о необходимости поддержания чистоты с учетом содержания этого хадиса.
36-й хадис
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ОСТАВЛЕНИЯ НЕПОГАШЕННОГО ОГНЯ ВО ВРЕМЯ СНА
عنْ أبي موسى الأشعريtقال : احترق بيت بالمدينة على أهله من الليل، فلما حُدَّث رسول اللهrبشأنهم، قال :]إنّ هذهِ النّارَ إنما عدوٌّ لكمْ فإذا نِمْتمْ فَأَطْفِئُوها[.
Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал:
- (Однажды) ночью в Медине загорелся дом, где находились жившие в нем люди, и когда пророку, , сообщили об этом, он сказал: «Поистине, этот огонь - враг вам, и поэтому, когда будете ложиться спать, гасите его, (чтобы уберечь) себя».[102]
а) Передатчик этого хадиса
Сведения о нем приводятся в хадисе № 7.
б) Общий смысл этого хадиса
В этом хадисе содержится наставление пророка, , относительно необходимости мер предосторожности и устранения всего, что может привести к причинению вреда мусульманам. К примеру, перед сном необходимо гасить огонь, ни в коем случае не пренебрегая подобными мерами предосторожности, которые следует предпринимать не только перед сном. Речь идет о недопустимости невнимательности, что же касается сна, то в это время человек не может контролировать себя. По этой причине пророк, , и упомянул об огне, но дело не ограничивается необходимостью гасить светильники и лампы, на что указывается в целом ряде других хадисов. Данный хадис также можно понимать как указание на необходимость гасить огонь и в других местах. Огонь светильника или фитиля может уничтожить имущество человека, и поэтому необходимо убедиться, что он ничем не угрожает людям.
в) Указания
1. Предостережение относительно неосторожного обращения и игр с огнем.
2. Игры со спичками и зажигалками могут стать причиной пожара.
3. Не следует пользоваться газовой плитой без ведома взрослых.
4. Необходимо гасить огонь, если необходимости в нем больше нет.
5. Не следует закрывать двери комнаты, если в ней горит огонь или имеется горящий очаг.
6. Необходимо стараться оборудовать огнетушителями дом, школу и автомашину.
г) Вопросы
1. Дополните:
- Когда посланнику Аллаха, , рассказали о том, что в Медине загорелся дом, где находились жившие в нем люди, он сказал: .......
2. Что вы знаете о сподвижнике по имени Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах?
3. Приведите три из указаний ислама, которые служат предостережением относительно огня.
37-й хадис
ЗАПРЕЩЕНИЕ ПОДВЕРГАТЬ МУЧЕНИЯМ ЖИВОТНЫХ
عنْ عبدالله بن عمر رضي الله عنهما، أن رسول اللهrقال :]عُذّبت امْرأةٌ فِي هِِرّةٍ حَبَسَتْها حتى مَاتَتْ فَدَخَلَتْ فِيِها النَّارَ . لاَ هِي أَطْعَمَتْها وَسَقَتْها إِذْ هِيَ حَبَستْها، ولاَ هِيَ تَرَكَتْهَا تأْكُلُ مِن خَشَاشِ الأَرْضِ[
Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «(Одна) женщина была подвергнута мучениям за кошку, которую она держала взаперти, пока та не сдохла, за что (эта женщина) оказалась в огне, ибо, держа (эту кошку) взаперти, она не кормила и не поила ее и не позволяла ей поедать живность, ползающую по земле[103]».[104]
а) Передатчик этого хадиса
Сведения о нем приводятся в хадисе № 6.
б) Общий смысл этого хадиса
Этот хадис указывает на необходимость отказа от причинения каких бы то ни было страданий любым видам животных и птиц, будь то птицы, которых держат ради их красоты, голуби, кролики и тому подобные живые существа, за исключением тех, кого можно убивать на территории харамов[105], равно как и в любых иных местах. К числу таких животных и птиц относятся те, которых пророк, , называл “фасик”[106], а также ящерицы определенного вида. В этом хадисе указывается также на то, что запретно держать животных и птиц взаперти, не кормя их. Женщина, о которой упоминается в этом хадисе, была ввергнута в огонь из-за кошки, к которой приравниваются все остальные животные и птицы. На основании содержания этого хадиса некоторые улемы делали вывод о том, что хозяева животных обязаны расходовать свои средства на их содержание.
Сообщается, что (однажды) Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, проходил мимо юношей-курайшитов, которые сделали своей мишенью птицу и принялись стрелять в нее из луков, отдавая ее хозяину каждую не попадавшую в цель