Человек, указывающий на благое подобен тому, кто его совершает
عنْ أبي هريرةt، أن رسول الله r قال :]منْ دعَا إلى هدى كَانَ لَهُ مِنْ الأجْرِ مثلُ أُجورِ مَنْ تَبِعَهُ لا يَنْقُصُ ذلك منْ أُجورِهمْ شَيْئاً. وَمَنْ دَعَا إلى ضَلالَةٍ كَان عَليْهِ مِنْ الإِثْمِ مثلُ آثامِ مَنْ تَبِعَهُ لا ينقصُ ذلك مِنْ آثامِهِمُ شَيْئاً[
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Призывавший к правильному пути получит награду, равную наградам (всех) тех, кто последует за ним, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту, а тот, кто призывал (других) к заблуждению, понесет на себе (бремя) греха, равное (по тяжести бремени) грехов тех, кто последует за ним, что никак не облегчит (тяжести) их собственных грехов».[44]
а) Передатчик этого хадиса
Сведения о нем приводятся в хадисе № 3.
б) Общий смысл этого хадиса
Посланник Аллаха, , побуждает членов своей общины творить благое и призывать к этому других. Тот, кто станет призывать людей к правильному пути, получит великую награду Аллаха Всевышнего, что ничуть не уменьшит награды тех, кто последует за ним, ибо “указывающий на благое получит такую же награду, как и совершающий его”. Тот же, кто соблазнит кого-либо на совершение греховного, даже если этот грех и будет незначителен, или велит совершить грех, или поможет совершить его, понесет на себе бремя грехов всех людей, которые последуют за ним. Но что тогда можно сказать о тех, кто отвращает людей от следования шариату Аллаха, судит по законам, устанавливаемым людьми, и способствует утверждению атеистических и разрушительных учений? Все эти люди отвернулись от Книги Аллаха и сбились с верного пути, и они понесут на себе бремя этих отклонений, уводящих молодых людей от прямого пути Аллаха.
в) На что указывает этот хадис
1. Достоинство указания на благое и великая награда, которая за это обещана.
2. Награда Аллаха тому, кто будет указывать на благое, не уменьшит награды тех, кто последует за ним.
3. К тем, кто призывает к нововведениям или заблуждениям и становится причиной отклонения людей от истины, обращены страшные угрозы.
г) Вопросы
1. Какое воздаяние ожидает человека, который призовет кого-либо из людей к совершению благого или укажет ему на это?
2. Какое наказание понесет тот, кто поможет другому человеку совершить грех?
3. Расскажите о достоинстве призыва к Аллаху с учетом содержания данного хадиса.
12-й хадис
ПОБУЖДЕНИЕ К ПОИСКАМ ЗНАНИЯ
عنْ أبي الدّرداءt، قال: سمعْت رسول اللهr يقول :] منْ سَلَكَ طَرِيقاً يَبْتَغي فِيهِ عِلْماً سَهّلَ اللهُ لهُ طَرِيقاً إلَى الجَنّة ، وإِنَّ المَلائكَةَ لَتَضَعُ أَجْنِحَتَهَا لِطَالِبِ العِلْم رِضاً بِماَ صَنَعَ، وإنَّ العالِمَ لَيَسْتغفِرُ لَهُ مَنْ فِي السَّماوات وَمَنْ فِي الأرْضِ، حَتَّى الحِيتانُ في المَاءِ، وفَضْلُ العالِمِ على العَابِدِ كَفَضْلِ القَمَرِ عَلَى سَائرِ الكَواكِب، وإنَّ العُلماءَ وَرَثةُ الأنبياءِ، وإنّ الأنبياءَ لمْ يُوَرِّثُّوا ديناراً ولا دِرْهماً، إنَّما وَرّثوا العِلْمَ، فَمَنْ أَخَذَهُ أَخذَ بِحظٍّ وَافر ٍ[
Сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал:
- Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Аллах облегчит путь в рай тому, кто вступит на (какой-либо) путь, стремясь благодаря этому (обрести) знание. Поистине, ангелы непременно будут возлагать свои крылья на искателя знания, выражая свое удовлетворение тем, что он делает, и, поистине, прощения для знающего непременно станут просить обитатели небес и земли и даже киты в воде! (Что же касается) превосходства знающего над поклоняющимся, то оно подобно превосходству луны над прочими небесными светилами, и, поистине, обладающие знанием являются наследниками пророков, пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобретет его, достанется великий удел».[45]
а) Передатчик этого хадиса
Передатчиком этого хадиса является видный сподвижник ‘Уваймир бин Зайд бин Кайс бин Умаййа аль-Хазраджи аль-Ансари, да будет доволен им Аллах. Он был факихом, вел аскетический образ жизни и знал Коран наизусть. Абу-д-Дарда храбро сражался в битве при Ухуде[46] и участвовал во всех сражениях после этой битвы. Впоследствии являлся кади Шама и факихом Палестины. Умер в Дамаске в 32 г. х.
б) Общий смысл этого хадиса
Наука является одной из главных столпов исламской культуры, которая опирается на знание различных сторон жизни. В приводимом выше хадисе пророк, , разъясняет нам, что Аллах поможет овладеть знанием тому, кто станет стремиться к изучению шариатских наук и посещать собрания знающих. И если человек станет изучать эти науки ради Аллаха, Он поможет ему поступать сообразно полученному знанию, что позволит этому человеку встать на правильный путь, получить пользу и заслужить награду Аллаха.
Когда члены нашей исламской общины станут выполнять свои обязанности, связанные с приобретением полезного знания, эта община снова обретет самое достойное место среди прочих религиозных общин, и, если будет угодно Аллаху, среди молодых мусульман найдутся такие, кто займется выполнением этой задачи.
в) На что указывает этот хадис
1. Достоинство поисков знания и побуждение к его приобретению.
2. Все сотворенные существа просят Аллаха простить ищущего знание.
3. Знающий человек, который применяет свои знания на практике, обладает преимуществом перед поклоняющимся.
4. Отличие одного из них от другого подобно отличию луны от прочих небесных светил.
г) Вопросы
1. Что называют наследием пророков и кто является их наследниками?
2. Чье положение выше – того, кто принимает участие в джихаде, или знающего?
3. Укажите на три достоинства искателя знания.
13-й хадис