Страх перед аллахом и добрый нрав

عن أبي ذرٍّ: جُنْدُب بن جُنادَة ، وأبي عبدالرحمن: مُعاذ بن جبلٍ رضي اللهُ عنهما عن رسول اللهrأنه قال:]اتّقِ اللهَ حيثُما كُنْتَ وأتْبِعِ السيّئةَ الحَسَنَةَ تمْحُها، وخَالِقِ الناسَ بِخُلُقٍ حَسَنٍ[.

Передают со слов Абу Зарра Джундуба бин Джунады и Абу ‘Абд ар-Рахмана Му‘аза Ибн Джабаля, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, страх перед аллахом и добрый нрав - student2.ru , сказал: «Бойся Аллаха,[28] где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрет собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми[29]».[30]

а) Передатчик этого хадиса

1. Одним из передатчиков этого хадиса является видный сподвижник Абу Зарр аль-Гифари, да будет доволен им Аллах. Он относился к числу мухаджиров[31] и вел аскетический образ жизни. Абу Зарр рано принял ислам, но поздно переселился из Мекки в Медину, и поэтому не принял участия в битве при Бадре[32]. Ему были присущи многие достойные качества. Абу Зарр умер в 32 г. х. во время правления ‘Усмана, да будет доволен Аллах ими обоими.

2. Другим передатчиком этого хадиса является еще один видный сподвижник Му‘аз бин Джабаль аль-Ансари аль-Хазраджи, да будет доволен им Аллах. Он принял ислам, когда ему было восемнадцать лет, участвовал в битве при Бадре и других сражениях и являлся выдающимся знатоком Корана и установлений шариата. Во время правления ‘Умара Му‘аз бин Джабаль, да будет доволен Аллах ими обоими, был наместником Шама[33]. Он скончался в 18 г. х.

б) Общий смысл этого хадиса

Этот хадис содержит в себе одно из тех наставлений, которые посланник Аллаха, страх перед аллахом и добрый нрав - student2.ru , давал своим сподвижникам, чтобы они, как и все мусульмане, следовали им в любое время и в любом месте, благодаря чему они обретут счастье в обоих мирах. Когда Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, принял ислам в Мекке, посланник Аллаха, страх перед аллахом и добрый нрав - student2.ru , велел ему вернуться к его соплеменникам[34] в надежде на то, что через него Аллах принесет им пользу. Однако, увидев, что желание Абу Зарра остаться с ним в Мекке велико и что он не в силах покинуть его, посланник Аллаха, страх перед аллахом и добрый нрав - student2.ru , сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и это будет для тебя лучше, чем пребывание здесь», что является велением, касающимся каждого мусульманина. Возможно также, что эти слова были сказаны Му‘азу бин Джабалю в качестве напоминания о необходимости подчинения велениям Аллаха и отказа от того, что Он запрещает, ибо Аллах увидит его и узнает о нем, где бы он ни был. И это было сказано для того, чтобы он обращался с людьми так же, как ему хотелось бы, чтобы они обращались с ним, другими словами, не нанося им обид, сердечно относясь к ним и будучи приветливыми с ними. Это позволит сердцам объединиться, а любви - достичь совершенства, в чем и заключается благо.

в) На что указывает этот хадис

1. Веление в любом месте тайно и явно бояться Аллаха.

2. Если человек совершит нечто дурное, после чего попросит у Аллаха прощения и совершит доброе дело, хорошее уничтожит дурное.

3. Веление поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми и воздерживаться от нанесения им обид.

4. Хороший нрав является признаком совершенной богобоязненности.

г) Вопросы

1. Если человек совершит нечто дурное, как он может устранить последствия этого?

2. Почему посланник Аллаха, страх перед аллахом и добрый нрав - student2.ru , дал Абу Зарру подобное наставление?

3. Какова взаимосвязь между хорошим нравом и богобоязненностью?

4. Приведите два примера проявления благонравия во взаимоотношениях с людьми.

4-й хадис

Наши рекомендации